История японских карточных игр, не слишком длинная. Карточные игры в том виде, в котором понимаем их мы были завезены португальцами в XVI веке. Португальцы начали учить японцев тем играм, которые знали сами, и они настолько понравились японцам, что быстро возник спрос на колоды местного производства. Первоначальные японские игральные карты были копиями португальских колод и назывались «тэнсё карута» (天正歌留多). Тэнсё в честь названия эпохи, когда их начали производить, а слово «карута» было заимствовано от португальского carta. Центр производства данных карт располагался в местечке Миикэ (современный город Омута) на севере острова Кюсю и неспроста, если принимать во внимание тот факт, что там в те времена массово производили бумагу.
В данный момент в городе Омута располагается музей японских игральных карт, маскотом которого является единственная уцелевшая с XVI века карточка – король дубинок.
Следует особо отметить, что португальские колоды, и их японские копии имеют так называемый латинский набор мастей и количество карт отличное от типичной для нас франко-английской колоды. Так в ней присутствуют масти мечей, дубинок, монет и чаш, а количество карт – 48. Номинала 10 такие колоды, как правило, не предусматривают.
Отличительной особенностью игральных карт японского производства, берущих свое начало от португальских, является их маленький размер, который обычно составляет 3,5х5,5см. Вызвано это тем, что европейские игральные карты в те времена делали из плохих материалов отчего они быстро ветшали по краям. Для борьбы с этим португальские матросы карты обрезали, и японцы, увидев только такой размер игральных карт посчитали, что это так и должно быть.
До завоза португальцами своих игр и колод в Японии основным развлечением у знати являлись забавы, объединенные общим словом «моно-авасэ» или «соединение вещей». Суть игр, созданных по этому принципу, была в попарном соединении вещей по неким, заранее определенным правилам, или изъятие их из общей "кучи" в свой "банк". Вещи для объединения раскладывались на полу или внутри специально выстроенной для этого площадке. Из подвида такой игры как «ута-авасэ» впоследствии родились современные японские ироха-карута и хяку-нин иссю.
Одной из таких игр, дошедших до нас, была популярная у знати «каи-авасэ» и «каи-оои», где надо было соединять по парно либо изображения на ракушках, либо тексты на них, а тот игрок кто составит большее количество пар выигрывал. Ввиду большой цены такие развлечения не были популярны у народных масс. Наборы для каи-авасэ и каи-оои до сих пор продаются и состоят из 180 пар в итоге дающих 360 ракушек.
Однако, счастью японского населения не суждено было продлиться долго, и уже к середине XVII века правительство сёгуната Токугава в городе Эдо, давшего название целой эпохе (1603-1868гг.), стало запрещать и преследовать христианство, изгнало португальских торговцев, и запретило азартные игры. Обладание предметами, связанными с европейцами, ставило человека под риск подвергнуться репрессиям. Кроме того, были предприняты меры по прерыванию любых контактов Японии с внешним миром. Последующий период самоизоляции продлится до 1854 года, когда военной экспедиции США под командованием коммодора Мэтью Перри удастся принудить Японию открыться окружающему миру и заключить с США ряд неравноправных договоров.
В период Эдо несмотря на то, что колоды европейского происхождения уничтожались желание японцев играть никуда не исчезло, в результате чего с одной стороны японский народ стал придумывать новые колоды, уловки и обходные пути для того чтобы продолжать хорошо проводить время, а с другой стороны появились группы людей готовые помогать людям удовлетворять их новую потребность, т.е. якудза. Правительство тоже не оставалось в стороне, и в результате процесс создания новых колод людьми и их последующий запрет правительством продолжался вплоть до конца эпохи Эдо.
Векторы эволюции карточных игр и колод пошли несколькими путями, которые можно суммировать следующим изображением.
Как видно из данной схемы мир японских карточных игр и их истории весьма любопытен, так что имеет смысл коротко рассказать о каждой из веток эволюции.
Унсун-карута является расширением и развитием португальских игральных карт. Так число карт в колоде увеличилось с 48 до 75 за счет добавления новой масти барабанов, и расширения количества благородных карт через добавление азиатских чиновников и одного из семи богов счастья. Несмотря на то, что колода официально уже попадала под запрет еще во время эпохи Эдо, она дожила до наших дней, а в игру для нее под названием «хати-нин мери» до сих пор развлекаются в городе Хитоёси на острове Кюсю в префектуре Кумамото. Игры для унсун-каруты, в основном, используют механику взяток и являются единственными выжившими представителями своего жанра эпохи Эдо. Выживание колоды унсун-каруты до наших дней является чудом и ее история достойна отдельного освещения.
Мэкурифуды являются прямыми потомками европейских колод, попавших в Японию через португальцев. Отличительная особенностью их является то, что для того, чтобы маскировать их истинное предназначение изображения часто замазывались большим количеством краски, а сами изображения на картах либо сильно упрощались, либо становились абстрактными до степени полной неузнаваемости при сравнении с португальскими оригиналами.
Таких колод в Японии было очень много, и свои паттерны имели каждый географический регион страны, в результате чего такие карты часто называют просто «тихо-фуда» или «региональные карты». Ниже приведен тип мэкурифуды «комацу» характерный для префектуры Фукуи.
К несчастью, за редкими исключениями, мэкурифудами в Японии прекратили играть около 50 лет назад, однако, благодаря усилиям исследователей и энтузиастов некоторые игры удалось задокументировать и опубликовать. Отдельные кружки энтузиастов продолжают играть колодой комацу в такие игры как дзюдан, куккури, и сиринма в городе Этидзэн префектуры Фукуи. [1]
С другой стороны наблюдался тренд на создание одномастной колоды для «кабу» игр, как например «ойтё-кабу», «хики-кабу» и др. Поскольку масти для таких игр не важны то производителями выбиралась одна из мастей мэкурифуды и создавалась 40 карточная колода, примером которой является современная «кабуфуда» как самая известная из ныне производящихся. Кабуфуда, создана на основе масти дубинок. Другие колоды данного типа создаются на основе масти монет.
Кабу-игры целиком и полностью являются азартными, а самая популярная из них «ойтё-кабу» похожа на европейскую баккара.
В XVIII веке возникает колода ханафуда. Изначально, рожденная для игры в жанре моно-авасэ и состоявшая из множества карт, она была быстро адаптирована для существовавших в то время под различные японские мэкурифуды и существовала параллельно с ними.
Колода ханафуда состоит из 48 карт с изображениями растений и животных характерных для того или иного месяца в Японии. Так, например, все карты января содержат в себе изображение сосны. Каждому месяцу соотстветсвует 4 карты, что в итоге дает 48 карт. Обратите внимание, что количество карт получается ровно такое же как португальской колоде.
Дизайн колоды также мешал властям ее запретить, за счет того, что в случае чего каждую карту в отдельности можно было бы представить как декоративные изображения.
Колоды ханафуды имели и имеют некоторые отличия в своем дизайне в зависимости от места изготовления. Так, исторически позы животных, дизайн «человека под зонтом», некоторые детали растений и т.д. могли отличаться.
Современная колода ханафуда в общих чертах приобрела свой вид в конце XIX века, когда компания «Нинтендо» начала выпускать ее на своих заводах в 1889 году на основе варианта ханафуды «хати-хати бана» применявшейся для одноименной игры. Дизайн колод этой компании и стал классическим, но вы до сих пор периодически можете найти карты других дизайнов.
Каждая масть олицетворяет собой один из месяцев года, изображая на своих картах растение наиболее характерное для него. Так, на картах января изображается сосна. По структуре карты разделены на так называемые «светлые карты», как например «журавль у сосны», карты животных, карты с полосками и простые карты, на которых не изображено ничего кроме растения.
Данная колода популярна не только в Японии, но и за ее пределами, например, в Корее, а самыми популярными играми для нее являются «кой-кой», «хана-авасэ», «88», «го-стоп», «сутта», «ойтё-кабу» и многие другие.
Список источников и литературы:
1. Е.Э. Войтишек ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КАРТ В ЯПОНИИ(анализ и интерпретация традиционных японских интеллектуальных карточных игр)URL:http://old.archaeology.nsc.ru/ru/publish/journal/doc/2003/131/2003_131_128-139.pdf
2. Сайт музея японских игральных карт города Омута. https://karuta-rekishi.com/
3. Ямагути Ясухико «Последняя ёмикарута». 山口康彦 「最後の読みカルタ」2002.
4. https://japanplayingcardmuseum.com/1-3-local-hanahuda-cluster/