Вот вроде бы обычная школьница. Уроки, домашние задания, перемены с подругами. А теперь представьте, что эта школьница в один миг становится мировой звездой: ее песня бьет рекорды в Spotify и попадает в топ-10 американского чарта Billboard. Что происходит с ее жизнью?
Ответ на этот непростой вопрос дала 13-летняя Мария Янковская, одна из исполнительниц безумно популярного трека Sigma Boy, сделавшая радикальный выбор: она ушла из обычной школы.
Выбор между партой и сценой
Мария Янковская, более известная как автор хита, рассказала «Комсомольской правде» о своем решении. Пять с половиной лет она, как и все, ходила в обычную школу.
Но головокружительный успех Sigma Boy, обрушившийся на нее в 2024 году, перевернул ее жизнь с ног на голову. Плотный график съемок, гастроли, выступления и записи просто перестали совмещаться с расписанием уроков.
«Пять с половиной лет я училась в обычной школе. Но потом пришлось перейти на онлайн‑обучение: так проще подстраивать учебу под рабочий график», – объяснила юная звезда.
Для Маши онлайн-формат стал спасением и символом новой, «звездной» свободы.
«Теперь я могу смотреть лекции, делать домашние задания и проходить аттестации в любом месте – даже во время гастролей», – с гордостью отмечает она.
Как школьницы покорили мир
Чтобы понять масштаб перемен в жизни Янковской, нужно осознать, какой взрывной успех сопровождал песню Sigma Boy. Выпущенный в 2024 году трек в дуэте со Светланой Чертищевой (Betsy) стал настоящим интернет-вирусом.
Он не просто набрал миллионы просмотров в России – он покорил зарубежные и мировые чарты! Композиция стала хитом в США, Великобритании, Германии, Швеции, Австрии, Чехии, Словакии и ряде европейских стран.
Песня какое-то время возглавляла всемирный чарт Spotify Viral 50 Global и, что совершенно немыслимо для русскоязычного детского трека, попала в топ-10 главного американского хит-парада US Hot Dance/Pop Songs Billboard.
Это уровень мирового признания, о котором мечтают взрослые, состоявшиеся артисты, настоящие звезды в своих странах. Но добились этого две школьницы.
Кто стоит за хитом?
Дуэт – это две абсолютно разные девочки, чьи жизни неожиданно пересеклись в вирусном хите.
Света Чертищева (Betsy), 11 лет
Звездочка из Санкт-Петербурга, известная в TikTok. Она не бросает школу – учится в престижной гимназии и параллельно занимается акробатикой и ходит в музыкальную школу.
Ее YouTube-канал ведется с пяти лет (!), и в создании контента ей активно помогают родители. Ключевая деталь: отец Светы – композитор Михаил Чертищев, автор саундтреков к таким мультфильмам, как «Барбоскины» и «Три богатыря».
Именно он написал музыку к «Sigma Boy», имея большой опыт работы с юными талантами (например, с Алисой Кожикиной из шоу «Голос. Дети»).
Мария Янковская, 13 лет
Именно она сделала самый радикальный шаг, выбрав онлайн-обучение.
Решение 13-летнего ребенка променять школьный класс на онлайн-курсы и гастроли не может не вызывать вопросов. Это классическая дилемма «звездного ребенка»: как совместить стремительную карьеру с нормальным детством и образованием и не пожалеть об этом?
Главный вопрос: кто принимает такие решения? Сам 13-летний подросток, ослепленный славой? Или взрослые, которые видят в юном таланте прежде всего коммерческий потенциал?
Семейный бизнес
Увы, за видимой легкостью детской популярности часто стоит «невидимая рука». В случае Марии Янковской этой «рукой» является ее родная мать, Алина Янковская, которая по совместительству является продюсером телеканала СТС Kids. Именно она организует концерты дочери и, очевидно, выстраивает ее медийную стратегию.
Мария – резидент детского телеканала, и ее путь от базового блогера до исполнительницы мирового хита явно не был стихийным.
Судя по всему, это проект, в котором талант ребенка смешался с ресурсами, возможностями и связями матери.
Ностальгия по обычной жизни
Среди всех этих громких заявлений прорывается тихий, но очень важный голос обычного ребенка. Мария признается:
«Иногда хочется погулять, пообщаться с друзьями».
Она говорит, что видится и переписывается с ними, но тут же добавляет:
«Но когда я еду на съемки или гастроли, то чувствую себя очень счастливой – и грусть сразу забывается».
Это классическая психологическая защита – рационализация. Девочка убеждает себя (и нас), что яркие события карьеры с лихвой компенсируют потерю простых радостей общения. Но так ли это на самом деле?
Мнение психолога
Детский психолог Наталья Панфилова прокомментировала 5-tv.ru феномен внезапной детской славы.
Самый пугающий сценарий, который рисует воображение, – это необратимые изменения. Может ли случиться так, что через несколько лет, когда слава поутихнет, подросток захочет вернуться к нормальной жизни, но окажется, что время упущено и «починить» психику уже не получится?
Психолог успокаивает: «Невозможно – это вряд ли. Потому что, во-первых, это такой возраст очень гибкий». Мозг подростка пластичен, и у него всегда есть шанс на адаптацию и изменение сценария. Однако путь этот будет непростым и чреватым серьезными трудностями.
Ключевая сложность, по словам специалиста, – это утрата референтной группы. То есть той самой среды сверстников, с которыми человек общается по возрасту и интересам. Школа – это и есть главная такая группа в жизни подростка.
«То есть он будет как бы выпавший из этой группы. Ему придется, в общем, приложить какие-то определенные усилия», — объяснила Панфилова.
Проблема в том, что интересы и жизненный опыт такого «выпавшего» подростка кардинально расходятся с опытом его ровесников. Пока одни делятся впечатлениями от уроков и школьных событий, он говорит о съемках, гастролях и дуэтах со звездами. Это естественным образом создает барьер.
«Потому что здесь, может, примешивается и зависть, и некая отгороженность... то, что мы живем одними интересами, а тут – другие интересы. Вот есть такое противопоставление», – разъяснила психолог.
Без взрослых не обойтись
Подросток, оставшись один на один с этой проблемой, часто не имеет ресурсов, чтобы ее осмыслить.
«Не всегда у ребенка в подростковом возрасте есть опыт для того, чтобы объяснить это. То есть он просто ранится об это, он переживает, он начинает за это биться иногда совершенно некорректными способами», – отмечает Наталья.
Это может выливаться в неадекватное поведение, попытки любыми способами привлечь к себе внимание или, наоборот, уход в мир фантазий, далеких от реальности. Без поддержки и объяснений со стороны понимающих взрослых или специалистов ситуация может усугубляться.
От изоляции до депрессии
«И тут действительно может получиться так, что вот такая социальная изоляция, вот усугубление этого плохого настроения... ну, дальше то, о чем я говорила, депрессия и вплоть до всяких суицидальных мыслей», – говорит психолог.
Это не запугивание, а констатация реальных рисков. Ранняя слава лишает ребенка не столько учебы, ведь ее можно нагнать, сколько базового социального опыта и чувства принадлежности. А это – фундамент психического, ментального здоровья.