«Старородящая» – так в Советском Союзе называли женщин, которые ожидали первенца в возрасте старше 26 лет. А идеальным временем для беременности и родов считались 20 лет. За несколько десятков лет, отделяющих нас от советской медицины, физиология женщин, конечно, не поменялась. Зато изменилась медицина, а термин «старородящая» был признан неэтичным на уровне Минздрава РФ – сейчас «возрастными первородящими» называют женщин старше 34 лет. При этом – парадокс – если для взрослой женщины беременность была не первой, то и термин, в общем то, не применялся. И сейчас жительницы нашего региона чаще всего рожают детей в возрасте 30–39 лет (в 2024 году таких малышей было 10 829 из 22 184).
С какими вызовами сталкиваются мамы, решившиеся на рождение ребенка после сорока? Легко ли носить дитя под сердцем, когда самочувствие уже не то, что в 20 лет? Попробуем разобраться.
Дарья Осипова: «Три сыночка и лапочка-дочка»
Старшему сыну Дарьи недавно исполнилось 14 – он родился, когда маме было 26. Следующий мальчик появился на свет в мамины 28, третий – в 34. И вот семь месяцев назад семья пополнилась малышкой Эммой. Такой возрастной разрыв между детьми позволил Дарье на собственном опыте прочувствовать, как меняется подход к родительству с годами.
– Разница колоссальная, это буквально другой мир, – делится впечатлениями Дарья. – И дело не в том, что после трех сыновей у нас родилась дочка, просто ощущение абсолютного счастья от самого факта, что в доме есть малыш, будто бы переполнило нашу семью только сейчас.
Говоря «нашу семью», Дарья имеет в виду и мужа, и сыновей. Шутит: Эмма растет зацелованной со всех сторон. Старшие сыновья не просто не ревнуют, они обожают младшую сестренку и носят ее на руках – в прямом смысле этого слова.
– Эмма у меня девочка крупная, весит 9 кг, мне самой уже сложновато ее носить, вот мальчики и приходят на помощь, – рассказывает Дарья. – Они у меня суперняньки: и покормят, и переоденут, и помогут уложить. Если ночь была бессонной, утром могут забрать Эмму на пару часиков, чтобы я могла отдохнуть. Да и в целом в плане быта сейчас мамам намного легче! Нужно приготовить смесь? Просто с телефона запускаешь чайник, он сам нагреет воду ровно до 38 градусов. Стало гораздо проще готовить, стирать, в целом вести быт – сейчас для этого столько гаджетов! Я меньше устаю, больше сил и времени остается на радости материнства.
Сама беременность тоже протекала довольно легко, вспоминает Дарья. Впрочем, как и три предыдущие. Но вот восстановление после родов дается сложнее.
– Я сейчас говорю про состояние организма в целом: нужно то тут «починить», то там, – объясняет она. – Сложнее стало вернуться в свой вес, фигура уже не та. Но, когда я смотрю, как ползает Эмма, то это настолько неважно, что даже говорить об этом не стоит. Кроме того (и тут любая женщина меня поймет), после 40 лет у каждой из нас возникают к себе вопросики насчет внешности, была там беременность или нет. Но, повторюсь, по сравнению с огромным счастьем держать на руках свое дитя это такая ерунда!
Что касается бессонных ночей, то переносятся они, конечно, сложнее, чем в 20 с небольшим. Но, как объяснила Дарья, все ее четверо детей в этом смысле «подарочные» – особо не капризничали, ночным «концертам» предпочитали крепкий сон. А уж сейчас, когда рядом любящий, заботливый муж и не менее любящие, заботливые старшие сыновья, материнство – это настоящее счастье.
– Знаете, у меня есть знакомые, которым около 50 лет. Это прекрасные, активные, успешные женщины, у которых есть и дома, и квартиры, и машины… В свое время они дали мне прекрасный совет, сказав: «Даш, мы жалеем, что не родили ближе к сорока». Сейчас их старшие дети уже выросли, выпорхнули из гнезда, у них своя жизнь. И в один момент дом, в котором звучали детские голоса, становится как будто пустым и слишком огромным… Я послушала их совета, родила Эмму – и ни на мгновение об этом не пожалела!
Для Дарьи дети – ее источник энергии, благодаря которому внутренняя «батарейка» никогда не садится. Всем женщинам, которые считают, что «их поезд ушел» и что материнство ближе к сорока – это слишком поздно, она советует не бояться.
– Медицина шагнула далеко вперед. Врачи классные, во всем помогут – и забеременеть, и выносить. Я не знаю ни одной причины не родить ребенка, если женщина сама этого хочет. Конечно, я думаю о том, что мне будет много лет, когда я поведу ее в школу. Но здесь – как в вопросе с фигурой: это настолько неважно, что даже говорить об этом не стоит.
Ирина Конкина: «Мои дети – самое большое сокровище»
Ирина во второй раз стала мамой в 39 лет, когда ее старшему сыну, Андрею, уже исполнилось 15. Она была уверена: второй раз ей не забеременеть. Мол, годы уже не те. Поэтому две полоски стали для нее настоящим сюрпризом.
– Ощущения были противоречивые: с одной стороны, я была счастлива, а с другой – встревожена. Все таки мне уже не 20 лет, – вспоминает Ирина. – Да еще и интернет, наш добрый друг, постоянно «подсовывал» мне статьи про осложнения, патологии и прочие страшилки. В первую беременность все было очень просто: на приеме врач измерял окружность живота, я сдавала самые простые анализы и один раз за всю беременность съездила в Нижний Новгород на УЗИ – на Бору тогда не было таких исследований. Зато, будучи беременной Полиной, я сдавала все мыслимые и немыслимые анализы. И все они были хорошими. На какое то время я успокаивалась, переставала тревожиться, но потом снова лезла в интернет, находила еще какой нибудь «более точный» тест и сдавала его тоже.
Физически разница между беременностью в 24 года и в 39 лет очень большая, рассказывает Ирина. Особенно сильно это ощущалось во второй половине гестации: часто болела спина, по ночам иногда мучила бессонница. Тем не менее Полина родилась совершенно здоровой и маминой тревожности не унаследовала.
– Андрей у меня в младенчестве был очень беспокойным! Мы тогда жили с моими родителями, и они очень мне помогали: сынок засыпал ненадолго и только на руках.Ночью мы по очереди с ним водились. Полина же была гораздо спокойнее, лучше спала. Хотя и после беременности тревожность у меня не прошла: первые полтора года я просыпалась, чтобы услышать ее дыхание.
В бытовом плане второй ребенок дался проще первого: оказалось, что даже после 15 летнего перерыва материнские руки не забыли, как пеленать, купать и кормить младенца. К слову, опасения, что родственники воспримут новость о поздней беременности с негативом, оказались напрасными: родители с обеих сторон были очень счастливы внучке и помогали Ирине чем могли.
– В декрете я провела полтора года – мне казалось, что я устала сидеть дома, – вспоминает Ирина. – А сейчас жалею об этом. Не успела до конца насладиться радостью младенчества Полины, прожить ее постепенное взросление вместе с ней. Есть у меня и второе сожаление: почему сразу после Полины я не родила еще одного ребенка? Сейчас, оглядываясь назад, поступила бы иначе и прошла бы этот путь дважды.
С возрастом становишься намного терпеливее к ребенку, считает Ирина. Если с первым малышом могло появиться раздражение в ответ на плач, то с дочкой таких эмоций не было.
– Кричит? Если при этом она сытая, здоровая, сухая – ну и пусть покричит. Втерла творожок в ковер? Что ж, всякое бывает. К бытовым мелочам, которые в юности раздражают, с возрастом становишься бесконечно терпимой.
С большой благодарностью Ирина говорит о муже и старшем сыне. Андрей никогда не ревновал к сестренке, наоборот, на него Ирина могла и до сих пор может положиться, как на саму себя. Он и из школы заберет, и поиграет с ней. Несмотря на большую разницу в возрасте, у них сложились свои отношения и даже появился собственный сленг.
На вопрос, что бы она посоветовала женщинам в возрасте около 40 лет, которые раздумывают о материнстве, Ирина отвечает взвешенно:
– Конечно, нужно слушать себя. Оценить свое эмоциональное, физическое, материальное состояние. Просчитать риски – мы уже не в том возрасте, когда живут одним днем. Но главное – желание: если женщина очень хочет ребенка, я думаю, ее ничто не может остановить.
Юлия Махова: «Мои дети – Божий дар»
Даже на интервью Юлия приехала с 10 месячной Миланой на руках. Все время нашего разговора малышка улыбалась и пыталась то забраться маме на руки, то потихоньку убежать от нас.
– Она у меня такая, непоседа, – смеется Юлия. – Милана со мной везде: и когда я старшую, Еву, в школу везу, и когда на английский, и на танцы. Так с самого рождения, мы уже привыкли.
Стать мамой Юлия мечтала лет с двадцати, но у судьбы были другие планы. Четыре беременности оказались замершими, а пятую, в результате которой на свет появилась Ева, Юлия провела в больнице под присмотром врачей. Какое же это было счастье – взять на руки свою малышку, такую желанную, такую выстраданную!
– Мне тогда было 33 года, – рассказывает Юлия. – Первые два года Ева не спала – и я вместе с ней тоже. Она была беспокойной, много плакала, приходилось очень тяжело. Поскольку рождение Евы было таким сложным, была уверена, что шансов снова забеременеть у меня нет. И тут внезапно две полоски… Не буду врать, мне было очень сложно в тот момент. Не знала, справлюсь ли, как я буду одна поднимать двух детей... Две недели проплакала. И все же решила: раз уж Господь посылает мне дар, то грех отказываться от него.
Вторая беременность протекала идеально: Юлия работала до последнего дня, чувствовала себя очень хорошо. Страхов, что возрастная беременность может привести к патологиям, не было – настрой был позитивным. Юлия готовилась к повторению тех же сложностей, которые прошла в первый раз (бессонные ночи, постоянный плач), но тут ее ждал приятный сюрприз: Милана родилась спокойной, прекрасно спала и проблем маме не доставляла.
– Конечно, с возрастом ухаживать за ребенком сложнее, тем более с нашим ритмом жизни: кружки, секции, учеба, постоянно нужно куда то бежать, провожать и встречать старшую, – объясняет Юлия. – Иногда руки опускаются, так тяжело становится. Но потом посмотришь на них, на своих дочек, – и откуда то силы берутся.
Милана растет, купаясь не только в материнской, но и в сестринской любви. О своей старшей дочери Юлия говорит с огромной гордостью: Ева готова и с сестренкой понянчиться, и маму поддержать.
– Для меня самое главное в жизни – чтобы они выросли добрыми, умными, порядочными людьми, такие качества я и стараюсь в них воспитать, – говорит Юлия. – А еще надеюсь, что, когда вырастут, станут друг для друга лучшими подругами. Ведь семья – это главное в жизни.
«Преодолеть свой страх и понять: все не так страшно, как кажется» – такой совет дает Юлия женщинам, которые пребывают в сомнениях насчет рождения «позднего» ребенка. И тем более не стоит сомневаться, если есть на кого опереться. Потому что материнство – это трудное счастье, но все таки счастье…
Возрастная беременность: плюсы и минусы?
Плюсы
● Осознанное отношение к материнству. Зрелые женщины более серьезно относятся к планированию беременности и воспитанию детей, регулярно посещают врача, выполняют его рекомендации.
● Материальное положение. Как правило, к определенному возрасту семьи более крепко стоят на ногах, имеют лучшее материальное положение, чем в20 лет.
● Мудрый подход к младенчеству: у возрастной мамы нет завышенных требований к себе, она более спокойно воспринимает бытовые неурядицы.
Минусы
● Снижение фертильности. После 35 лет снижается качество и количество яйцеклеток, поэтому вероятность наступления беременности уменьшается.
● Риск осложнений. Если с возрастом у женщины появились хронические заболевания, во время беременности есть вероятность их обострения.
● С возрастом увеличивается риск генетических нарушений у плода, например трисомии (когда вместо пары хромосом в организме эмбриона появляется третья, как при синдроме Дауна).
Важно! Перед планированием беременности в позднем возрасте необходимо проконсультироваться с врачом, который поможет разработать индивидуальный план подготовки с учетом всех факторов риска
* * *
Истории наших героинь разные, но объединяет их одно – полное отсутствие сожаления. Вместе с возрастом приходит и бесценный дар – мудрость, которая шепчет: «Смотри, запоминай, это счастье – настоящее». Больше нет необходимости суетиться, забегать вперед, можно просто прожить каждое мгновение в этой новой, такой осознанной любви. И кажется, что сама жизнь дает второй шанс – не просто вырастить человека, а заново увидеть мир, полный чудес, глазами своего ребенка. И если это чувство живет в вас, пусть никто и никогда не посмеет сказать вам «поздно». Потому что у настоящего чуда нет расписания.
Наталья Романова