Найти в Дзене
Путевые заметки

Абхазский РУСДРАМ: где Искандер оживает, а зритель перестаёт дышать

Билеты в Малый театр на Большой Ордынке я купила ещё в августе и казалось, что до декабря целая вечность. Но время, упрямое и неумолимое, пролетело незаметно. И вот он, тот самый вечер: я в зрительном зале, сердце стучит в предвкушении, а в ушах торжественная, чуть тревожная тишина, которая бывает только перед чудом. Чудом под названием «Пастух Махаз» Государственного русского театра драмы имени Ф. А. Искандера. И чудо случилось. С первых же секунд, с первого света, упавшего на сцену, и первой интонации, взятой актёром, ты понимаешь, что ты уже не зритель, а участник проиходящего! Всё твоё существо, каждый нерв отданы тому, что происходит зна сцене. Сознание отключает внешний мир: не существует ни Москвы за окнами, ни кресел под тобой... Есть только Чегем, горы, Сухум и неумолимая, как закон природы, история мужской чести. Пожалуй, за всю жизнь ни один творческий коллектив не умел так властно, так абсолютно увлекать за собой, заставляя забыть о времени и пространстве. Актёры РУСДАМа

Билеты в Малый театр на Большой Ордынке я купила ещё в августе и казалось, что до декабря целая вечность. Но время, упрямое и неумолимое, пролетело незаметно. И вот он, тот самый вечер: я в зрительном зале, сердце стучит в предвкушении, а в ушах торжественная, чуть тревожная тишина, которая бывает только перед чудом. Чудом под названием «Пастух Махаз» Государственного русского театра драмы имени Ф. А. Искандера.

И чудо случилось. С первых же секунд, с первого света, упавшего на сцену, и первой интонации, взятой актёром, ты понимаешь, что ты уже не зритель, а участник проиходящего! Всё твоё существо, каждый нерв отданы тому, что происходит зна сцене. Сознание отключает внешний мир: не существует ни Москвы за окнами, ни кресел под тобой... Есть только Чегем, горы, Сухум и неумолимая, как закон природы, история мужской чести.

Пожалуй, за всю жизнь ни один творческий коллектив не умел так властно, так абсолютно увлекать за собой, заставляя забыть о времени и пространстве. Актёры РУСДАМа - это не просто исполнители, это проводники в самое сердце абхазского духа.

-2
-3

И вот они, уже ставшие почти родными лица, в которых живёт целая вселенная: мудрая, сдержанная мощь Османа Абухба, пронзительная эмоция Ирины Делба, сокрушительная внутренняя сила Джамбула Жордания, лаконичная выразительность Саида Лазбы. Каждый из них, от Кирилла Шишкина до Миланы Ломия, от Рубена Депеляна до Симоны Спафопуло - не играет, а живёт на сцене. Их энергия не доносится до тебя, а пронизывает, создавая ту самую «внутреннюю вибрацию», которую словами не описать.

-4
-5
-6
-7

Кстати в своём ТГ канале Путевые заметки я опубликовала ещё больше фото сцен из спектакля и несколько видео:

путевые заметки

Полтора часа без антракта пролетели как один миг, миг между жизнью и приговором, между смехом и ужасом. А потом стоя, ещё полчаса непрерывных, сметающих всё на своём пути оваций. Аплодисменты, которые были не просто благодарностью, а насущной потребностью выплеснуть наружу всё, что переполняло душу.

И даже потом, выйдя на холодную московскую улицу, ты ещё долго не можешь прийти в себя. Ты в пограничном состоянии, между двумя мирами, где первая половина спектакля давала передышку, согревая фирменным искандеровским юмором, то вторая… Во второй я, кажется, не шелохнулась, затаив дыхание, пока финал не поставил свою точку.

-8
-9
-10

«Пастух Махаз» - это не просто спектакль. Это ритуал. Это высказывание о том, что в мире ещё существуют абсолютные понятия: честь, долг, клятва. История о простом пастухе, который становится орудием высшей справедливости. Это стержень, на который нанизана вся мудрость Кавказа. Мужество здесь не в крике, а в спокойной решимости. Любовь не в словах, а в молчаливой жертве. И ты, сидя в зале, остро чувствуешь, как эта древняя, каменная правда сталкивается с хрупкостью человеческих судеб, рождая ту самую дрожь и слёзы.

И как же символично, что эту мощь несёт в мир театр с удивительной трагической, но возрожденной судьбой. Сухумский РУСДРАМ, основанный в 1981 году как ТЮЗ, прошел через страшное время войны. Он, как и его народ, утратил в 1990-х и здание, и труппу. Он мог бы навсегда остаться строкой в истории, но не остался.

-11

Возрождение началось благодаря работе двух театральных студий, созданных в 2000 и 2007 годах, которые подготовили новое поколение актёров. С 2009 по 2014 годы здание театра было капитально отремонтировано и переоборудовано Правительством Абхазии.

Торжественное открытие состоялось 16 декабря 2014 года постановкой пьесы Жана Батиста Мольера «Тартюф». А 6 марта 2017 года театру присвоено имя писателя Фазиля Искандера.

Сегодня на его сцене живут не только «Пастух Махаз». Здесь звучит пронзительная «Софичка» по Фазилю Искандеру, трагический эпос «Последний из ушедших» Баграта Шинкубы, искромётные «Примадонны» и жёсткий «Метод». Это театр-мост между Абхазией и Россией, между традицией и современностью, между уютным миром Абхазии и большим современным театром...

-12
Зал взрывался овациями, зрители не отпускали актёров со сцены
Зал взрывался овациями, зрители не отпускали актёров со сцены

Возвращаясь после спектакля, я увозила с собой не просто эмоции и впечатления, я увозила ощущение причастности к чему-то большему, чем искусство. Актеры РУСДРАМа не просто играют на сцене, они дышат ею, щедро и без остатка отдавая свой талант зрителю.

После такого спектакля мир уже не может быть прежним, хотя бы потому, что ты теперь знаешь: где-то есть театр, который способен разбудить в зрителе всё эмоции - от восторга до дрожи, от смеха до слёз.

А вы были в РУСДРАМе в Сухуме или на их гастролях? Какие сложились впечатления? Давайте делиться в комментариях.

Если мой рассказ был полезен и интересен, оценивайте,подписывайтесь на канал, делитесь с друзьями в соцсетях!

Интересные фото и видео из путешествий по Абхазии и не только, я публикую в тг канале Путевые заметки, присоединяйтесь!

t.meпутевые заметки
t.meпутевые заметки

Еще много статей на канале "Путевые заметки":