«Выходные - время кино», - подумали мы и тут же совершили роковую ошибку: вспомнили про то, что не смотрели фильм «Иллюзия обмана 3». Хорошо, когда идешь кино с заниженными ожиданиями, но в итоге приятно удивляешься, как и было с аниме «Человек-бензопила. Фильм: История Резе» (обзор по ссылке). Но тут мы сидели, смотрели как наших любимых героев просто втаптывали в грязь. В обзоре мы разберем, как фильм, который обещал нам магию, оставил зрителя с ощущением, что его просто-напросто жестоко обманули без всяких иллюзий.
Иллюзия сюжета: что же здесь пошло не так
Спойлерить мы тут не будем, поэтому просто пробежимся по синопсису: Четыре Всадника вновь собираются вместе - но в этот раз они объединяются с тройкой молодых иллюзионистов. Новая цель - дерзкая и почти невозможная: похитить крупнейший королевский алмаз у криминального семейного клана. Как-то так...
Кажется, что «Иллюзия обмана 3» делает ставку на столкновение эпох: легенды, чьи трюкачества, перевернули мир и новое поколение иллюзионистов, которое выросло на цифровых технологиях. Думаете, что эта команда - симбиоз опыта и новаторства? Нет! Новички, которые как бы фанатеют от Всадников, ведут себя как высокомерные дилетанты: они не просто игнорируют авторитет старших, а прямо выставляют их дураками перед зрителем. И это не «конфликт поколений» в духе здоровой конкуренции, а разрушение харизмы старых героев, благодаря которым мы полюбили франшизу. И если вы ждали, что старая гвардия покажет молодым, «как надо», то фильм идет другим путем: Всадники резко отупели и не в силах решить загадку уровня квест-комнаты (ее мы то с легкостью разгадали). Что же с ними стало? Дальше о минусах фильма мы расскажем более подробно.
Фокус есть, интриги нет: почему триквел не впечатляет
Хотелось бы сначала тут подчеркнуть: все изложенное — это наша точка зрения. Мы делимся личными впечатлениями и замечаниями, и понимаем, что кино — вопрос вкуса. Если у вас сложилось иное мнение, мы будем рады обсудить его в комментариях! Делитесь там аргументами, контраргументами и впечатлениями.
Идти на дело без причин – признак дурачин. В первых двух фильмах мотивы Всадников были более ясны: месть, вызов, даже азарт. В триквеле же герои идут как ведомые по указке «ОКА» без намека на личную заинтересованность. Зачем это Всадникам? У них нет ни личных целей, ни даже хоть какой-то причины для воссоединения. Оно в итоге произошло потому, что так на подброшенной карте было написано. А кражу алмаза и вовсе выставляют таким событием, словно на кону стоит целый мир, а коварный злодей жаждет поработить все человечество.
Когда в конце всплывает «объяснение», оно настолько притянуто, что вызывает лишь раздражение своим стилем «индийского кино». И нелепа финальная сцена больше из-за того, что ее просто списали со второй части кино. Это было один в один! Зритель сразу понимает, что к чему (если знаком с предыдущей частью) и вся атмосфера фильма меняется. Даже сцена с объяснением фокуса кажется тут ненужной, ведь зритель все понял. Добавим к этому избыточность персонажей: для кражи алмазов собрали целый цирк из девяти фокусников-иллюзионистов-грабителей. Раньше Всадники вчетвером проворачивали дела и покруче этого.
Иллюзия новизны, за которой - старый трюк. Как мы уточнили выше, другой минус фильма и заключается в предсказуемости. Франшиза «Иллюзия обмана» всегда держалась на изящных твистах и чувствах удивления: зрители следили за фокусами, гадая, как это сделано, а в финале восхищался продуманностью схем. В триквеле волшебства уже нет: вместо оригинальных ходов - до боли знакомые приемы из предыдущих частей. В итоге фильм не интригует, а лишь напоминает, какими же хорошими были первые два фильма. А вся проблема здесь в том, что создатели просто повторили то, что мы уже видели, лишив тем самым кино его интриги. Они забыли, в чем же сила франшизы. Зачем новое, если есть старое?
Молодежь обесценила магию «Иллюзии обмана». Другой просчёт кино (по нашему мнению) - это провальная интеграция новых персонажей. И как же мы обходимся без зумеров? Нас знакомят с невероятно стереотипным молодняком – этакими «цифровыми Робин Гудами», топящими за спасение мира, экологию и «все хорошее». Спасать мир честным путем? Это же неинтересно! Поэтому они и не придумывают ничего лучше, как похитить личности Всадников с помощью дипфейка и проводить шоу, обкрадывая там владельцев криптовалютных бирж, возвращая деньги дуракам, которые зная о всех рисках, вложили свои средства в подозрительные дела. Дело подается как благородная миссия, но, по сути, это банальное мошенничество. Они не задумались о том, что подвергают опасности настоящих Всадников. В этом вся проблема здешнего молодняка – им все равно.
Но при этом всем триквел мог стать хорошей финальной точкой для франшизы: где старые герои учатся у новых и наоборот (а после уже передают дела). Было бы здорово показать обмен компетенциями (новые технологии vs классические фокусы) с созданием совместных трюков. А вместо этого персонажи существуют словно в параллельных плоскостях. Вот мы видим невероятно плоские архетипы «молодых бунтарей», действия которых не добавляют глубины, а лишь испаряют харизму старых героев. Они, как и фильм просто паразитируют на былой славе.
Потерянные в толпе. Кино страдает от перенаселенности: обилие персонажей (главных и второстепенных) размывает фокус повествования, а все старые герои буквально тонут в этой толпе. Здесь даже вернули Лулу Мэй (как она бесила во второй части). Здесь все еще хуже: из нее сделали обиженку, негодующую из-за того, что ей нет места в основной команде. Она же просто скорая замена Хенли Ривз (Айла Фишер). При этом «старая гвардия» собирается лишь через полчаса после начала. Мы даже испугались, что кино полностью переключится на новое поколение. К счастью, этого тут не происходит - но полноценного возвращения харизматичной четверки тоже не случается. Все усугубляется неровным темпом: эпизоды то несутся вскачь, то вязнут в затянутых сценах. Зрители в кинозале то и дело смотрели на часы - хронометраж ощущался раздутым, а динамика местами проседающей. Но перейдем к более приятному: у триквела все же есть плюсы…
Возвращение легенд: чем триквел все же нас порадовал
Выявить их невероятно сложно, но даже и здесь есть свои плюсы. Да, у фильма нет весомых козырей, которые были бы способны перевесить все недочеты, но ведь надо везде находить что-то хорошее. Об этом мы и расскажем вам дальше.
Старые герои, новые эмоции: кто пытается спасти франшизу. Третьей части прежде всего удается зацепить возвращением полюбившихся героев. Особенно мы были рады появлению Атласа (Джесси Айзенберг) – его герой даже получил здесь развитие в виде наставничества. Не менее долгожданное и возвращение Мэррита (Вуди Харрельсон), который неизменно придает картине особый шарм. Добавьте то, что их озвучили те самые голоса, так как показ был официальным. Отдельно стоит отметить появление Хенли Ривз (Айла Фишер): после отсутствия во втором фильме поклонники активно добивались ее возвращения, заваливая актрису письмами с просьбами. Она сперва отказывалась, а в итоге согласилась – и это пошло фильму на пользу. Ее действительно не хватало в сиквеле. Удалась тут и саркастичная химия между Атласом и Мэрритом (режиссер уже поработал с актерами в «Zомбилэнд»). Жаль, что при внушительном хронометраже фильма экранного времени для этого дуэта выделено не так много, как нам хотелось бы.
До классики не дотягивает, но развлечь он пытается. Вирусы, искусственный интеллект, катаклизмы... Волшебство нужно как никогда. И несмотря на местами затянутый хронометраж (и вообще все минусы сверху перечисленные), в целом кино смотрится легко. Это экшен, где благодаря захватывающим ограблениям и виртуозным трюкам, несовершенства сюжета немного стираются (а это мы еще не рассказали вам про сюжетные дыры). Да, триквел ну совсем не дотягивает до уровня первых частей, но как-никак выполняет свою задачу и дает возможность отключиться от реальности и погрузиться в зрелищное приключение. Добавьте к этому то, что этот фильм еще и похож на путешествие. Герои меняют локации как перчатки, перенося нас из одного впечатляющего места в другое. Благодаря съемкам в Нью‑Йорке, Париже, Будапеште, Антверпене он обретает подлинную географическую масштабность - каждый город не просто фоно, а полноценный участник истории, добавляющий визуальное разнообразие и атмосферу похода.
Заключение: когда амбиции есть, а воплощения - нет
«Иллюзия обмана 3» - это не самое обязательное продолжение для просмотра, которое при другом подходе могло бы стать хорошим финалом франшизы, где магия преобразовывается в что-то новое с помощью современных технологий. Картина оставляет после двойственное впечатление: с одной стороны это такое себе продолжение (готовится четвертая часть), с другой – кино сохраняет часть шарма, предлагая красивые трюки, харизматичных героев и дольку ностальгии.
Кино балансирует на грани между данью прошлому и попыткой шагнуть вперед - тут кроется основной минус. Создатели словно не решили, что хотят сделать и в итоге сделали все, перегрузив фильм. Даже идея переосмыслить магию через призму новых технологий выглядела многообещающей, но и это просто забыли реализовать. А поэтому это просто один простой эпизод в истории «Всадников», который может разве только подарить пару часиков легкого развлечения (и то не точно), а также напомнить, почему франшиза, когда‑то так нам полюбилась.
Авторы: Дарья Астафьева и Антон «ExoNauter»