Ну, вот мы и решились. Сделали очередной прорыв.
Тем, кто с каналом давно знаком, объяснений почти не требуется. Для новичков кратко: летом 2022 года мы купили под дачу дом в сельской местности, Курская область, километров так тридцать от границы.
Теперь это называется «серая зона».
Там по-прежнему живут люди, хотя это и небезопасно.
Я пишу «по-прежнему»? Нет, это большая ошибка. Людей и раньше было не много, а теперь - совсем мало. Будет ли когда-нибудь так, как было раньше? Большой вопрос.
На «прорыв» отправились вдвоем с папой. Ему 75 лет, он уверенный водитель и по совместительству пасечник. Вот именно последнее и толкнуло в путь: в деревеньке до их пор оставались пчелы. Брошенные без присмотра, как и все остальное.
Дорога и туда, и обратно без приключений. В отличие от того, что в предыдущей статье было - нормальный асфальт, мелкие дефекты не в счет.
На улице нашей тишина. Только и видели, что старый «жигуленок» Виктора от нас через три дома. То есть один дом и две заброшки. Но они и раньше были заброшками, тут ничего нового.
Дом… друзья мои, это страшно. Пугает безысходностью и тишиной.
В доме похозяйничали.
Ерунда, конечно, это мыши искали, чем перекусить. Хотя в первый момент, войдя и увидев, я оцепенела.
Хотите - смейтесь, но я первым делом схватилась за веник. Ну, не должно так быть в доме, пока у него хоть где-то далеко, но есть хозяин.
Поныла немножко с веником в обнимку, хорошо, папа не видел, он ключи взял и сразу к пчелам.
Кстати, о ключах.
Вот так наша ключница выглядит. То есть выглядела. Удобно, когда все ключи в одном месте. Но, когда мы приехали, дверцы не было, она стояла на полу.
…Ключи в ключнице есть, а вот пчел нет. Совсем.
Ульи пустые.
То есть там рамки, некоторые даже с медом, некоторые мышами поеденные. А самих пчел нет.
Стоят восемь пустых домишек. В прошлый папин приезд три еще были жилыми.
Пишу - папин, потому что меня в деревне с января не было. А зять с папой появлялись.
И, кстати, в свой последний приезд забыли ключи. Пришлось выставить одно из окон (у нас два окна из большой комнаты выходят на веранду, с улицы их не видно. А прошлым летом, пока мы могли проводить в деревне все свободное время, зять закрыл их от солнца плотным картоном и скотчем. Да мы и вообще собирались их заложить, зачем нам пять окон в комнате?
Хотели, даже гипсоблоки уже на веранде сложены, но сделать не успели).
Ну, я, конечно, не обрадовалась, что только сейчас узнала о таких подробностях, но че уж там.
То есть факт, что окно у нас стоит вообще без рамы, уже не удивил. Неприятно, конечно, если учесть, что дверь с улицы на веранду с хорошего пинка запросто открывается.
На фото самый краешек того окна видно. Под ним тумбочка с дверками нараспашку. Тоже мыши? Странно…
В душевой свет не выключен, одна лампочка в светильнике сгоревшая оказалась, вторая светит себе, как ни в чем не бывало.
Со всеми своими мыслями пошла во двор, к папе.
Там яблоками все засыпано, и на ветках еще висят. Вкусные. В первый раз такой урожай у нас тут.
Два ведра с земли набрали, жалко стало.
Окно, которое поменять успели, среди всей этой разрухи странно смотрится. Лестница на чердак за прошедшие без нас месяцы развалилась совсем.
Помогла папе отнести в машину уцелевшие рамки из опустевших пчелиных домишек. Он хотел еще что-то в омшаннике сделать, открыл - все разбросано. Папа решил, что крыса или еще какой-то зверек покрупнее хозяйничали, мышкам такое не по зубам.
Кстати, подумав о мышках, я вспомнила и про кошек.
Раньше, заслышав подъезжающий автомобиль, котики сбегались на угощение. Но я же не взяла с собой ничего! Стала сама себя ругать.
Напрасно. Никто к нам не пришел. Даже кошек нет.
В сад-огород не пошли. Не только потому, что заросли. Кто знает, что там найти можно. У мужа брат в том селе, куда мы в прошлый раз ездили, сходил уже на рыбалку. Такое из пруда вытащил - полицию вызывать пришлось. Так что не решилась я.
В общем, самое обитаемое место у нас - гараж. Мы давно, больше года назад, разрешили им пользоваться. Видно, что пользуются, по следам шин и новым замкам. Даже ворота гаражные покрасили, спасибо, конечно. Мы никакой оплаты не предполагали, они сами так решили - то траву перед домом выкосили, то вот ворота…
Уезжали понятное дело с каким настроем. В машине от рамок мышиный запах стоял - приходилось окна открывать хотя бы ненадолго. Я подушки-одеяла в багажник запихнула и обои, которые дочь с зятем в свою комнату уже купили - доедят ведь мыши, на одном рулоне край уже обгрызли.
Папа раму на место поставил, но на закрепил ничем. Я уже потом подумала, что лучше б не ставил - если упадет, разлетятся все стекла вдребезги.
Счетчик электрический выключили, мы всегда так делаем, когда уезжаем. Видимо, в прошлый раз забыли.
Высыпала на лавочку перед домом остатки геркулеса, закинула на крышу сарайчика завалявшуюся в хлебнице пачку печенья. Ни то, ни другое мыши почему-то не сгрызли. Может, птицы найдут?
Птиц тоже не слышно. Тихо кругом.
…А дома начали выяснятся некоторые обстоятельства.
Электричество зять не выключил осознанно - по просьбе тех, кто пользуется гаражом (в нем есть освещение). В душевой в прошлый приезд возился с раковиной, там случилась мелкая авария, мог и забыть щелкнуть выключателем.
Но он совершенно точно помнит, что выставленную раму вернул на место и приколотил штапиками.
Вспомнилась дверка ключницы, аккуратно стоявшая у стены. Просто отвалиться, упасть и ровненько стать к стеночке?
Муж уверен, что в доме побывал кто-то помимо мышей. Знать бы, с какой целью.
Если бы что-то пропало - ну, здесь все понятно. Но не пропало у нас ничего.
Кто-то хотел временно воспользоваться жильем, но понял, что отключен газ, и не захотел мерзнуть без отопления? Или?..
В голову ерунда всякая лезет. Про то, что неплохо бы с саперами пообщаться…
В целом - я в растерянности. От «ничего не происходит, надо узнать, как подключить снова газ, начать отапливать дом и приезжать в деревню на выходные» до «этот этап моей жизни завершен, пора с ним прощаться».
Ни то, ни другое пока в моей душе не победило.
Может быть, если бы мы встретили хоть кого-нибудь в деревеньке, поговорили, было бы проще. Но мы не видели ни души. И Марьиванна, у которой мы дом покупали, там больше не живет - мы недавно переписывались, она по-прежнему в Ярославле:
Осталось только ощущение пугающей тишины и жалости к одинокому дому. Ко всем одиноким домам. К тем, кто в этих домах жил.