Найти в Дзене
Взгляд учителя Елены

Хорошо идёт в школе! О романе И. Тургенева "Отцы и дети"

Хотя день рождения Ивана Тургенева был в ноябре, назрела тема поговорить о писателе и его романе. С чего бы это? Вернуться к роману меня заставил отзыв Ирины ("Книжная аптека"), где Ирина сказала, что в СССР Базарова считали революционером. Я в СССР не преподавала, учительство мое протекало уже после развала Союза. И я ни разу ни в одном пособии, ни в лекциях кого-либо не слышала слово "революционер". Да, "новый" человек, да, возможно, прелюдия к революционерам, но все же не сам революционер. Возможно, потому что мне никакой революционер в образе Базарова не видится. Вспоминала, как проходили уроки и как дети реагировали на сюжет, образы и проблемы. В курсе 10 класса жанр романа занимает ведущее место. Как изучить "Обломова", "Преступление и наказание", "Войну и мир" за 3 часа в неделю, не совсем понятно, но наброски сделать можно. И уж, конечно, детей, прочитавших целиком Гончарова и Достоевского, я в последние годы видела мало, а прочитавших полностью Толстого не видела никогда. Да ч

Хотя день рождения Ивана Тургенева был в ноябре, назрела тема поговорить о писателе и его романе. С чего бы это?

Вернуться к роману меня заставил отзыв Ирины ("Книжная аптека"), где Ирина сказала, что в СССР Базарова считали революционером. Я в СССР не преподавала, учительство мое протекало уже после развала Союза. И я ни разу ни в одном пособии, ни в лекциях кого-либо не слышала слово "революционер". Да, "новый" человек, да, возможно, прелюдия к революционерам, но все же не сам революционер. Возможно, потому что мне никакой революционер в образе Базарова не видится.

Вспоминала, как проходили уроки и как дети реагировали на сюжет, образы и проблемы.

В курсе 10 класса жанр романа занимает ведущее место. Как изучить "Обломова", "Преступление и наказание", "Войну и мир" за 3 часа в неделю, не совсем понятно, но наброски сделать можно. И уж, конечно, детей, прочитавших целиком Гончарова и Достоевского, я в последние годы видела мало, а прочитавших полностью Толстого не видела никогда.

Да что там говорить, наверное, и взрослых, справившихся с объемным романом, найдется немного.

Так вот на фоне этих кирпичиков роман Тургенева — тонкая брошюра. Это одна из особенностей романного творчества писателя: роман КОРОТКИЙ.

Написан легко, много диалогов, достаточно живых. Герои часто спорят, интеллигентно, но спорят же. Пейзаж присутствует, но не утомляет читателя, так как зарисовки опять же небольшие. Акцент — на изображении героев: их описание сопровождает каждого героя.

Книга становится нам близкой и понятной, если она попадает в один из критериев. Здесь таким попаданием, несомненно, является Евгений Базаров.

Немного найдется в русской литературе персонажей, которые бы вызывали симпатию у меня. Кому-то по душе Печорин, кому-то Болконский. Хотя я не люблю слово "любимый", когда мы говорим об авторах, героях, но есть те, кто оказывается тебе понятен, близок.

Мне вот симпатичен Базаров. Чем же?

Он честен, открыт, правдив. Не всегда его честность и правдивость нравятся окружающим (как у меня на канале не всем нравится, что я пишу честно), но Базаров такой, какой есть. Он не играет, не изображает, не модничает, не говорит в угоду чему-то или кому-то. Причем он не лезет с разговорами, отвечает, когда спрашивают, и уже точно никому не навязывает своего мнения.

Он рационален. Эстетике нет места. Материальное в смысле практически выгодного — вот что является предметом его интереса. И его слова об искусстве могут показаться резкими ("Рафаэль гроша ломаного не стоит", "Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта"), но так это вечный спор лириков и физиков. И многие, очень многие люди живут без искусства, но это не значит, что они ничтожны или бесполезны. Его отказ от эфемерного искусства продиктован самой жизнью: век болезней, век, когда пора думать, как помочь человеку, а не спорить о том, что есть "принсипы" или "аристократия". Некогда читать художественные книги (Пушкина) или играть на виолончели (в голове Базарова)

И потом я не уверена, что Базаров отрицает искусство. Он его не знает. Но случись ему познакомиться с ним, например, посредством возлюбленной, вполне вероятно, что он бы изменил свою точку зрения, как почувствовал в себе "чепуху, гниль, художество", то есть любовь. Он, вообще, герой меняющийся, не статичный, оттого и судьба у него трагическая.

А уж любить, как оказалось, он может. Привыкшая играть Одинцова буквально вырывает из его уст признание в любви. Вырывает и оставляет ни с чем.

"Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно... Вот чего вы добились".

Это еще одно важное свойство героев Тургенева: их любовь телесная, страстная, не платоническая или романтическая. При этом если нет любви, то секс вполне возможен.

В описании признания в любви Тургенев это подчеркивает:

"Одинцова протянула вперед обе руки, а Базаров уперся лбом в стекло окна. Он задыхался; все тело его видимо трепетало. Но это было не трепетание юношеской робости, не сладкий ужас первого признания овладел им: это страсть в нем билась, сильная и тяжелая — страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей..."

Мне всегда нравилась эта сцена признания: без пафоса, без излишних вздохов и слез, какая-то очень человеческая, не книжная.

Как мужчина Базаров имеет большие шансы у женщин: говорит мало, умен, ироничен, бескорыстен, женщин любит и ценит их красоту, хотя в любовь не верит, в отличие от Ситникова не пошляк.

"Я ничьих мнений не разделяю: я имею свои» лучше свои, чем, как Аркадий, говорить с чужого голоса.

Кто-то осуждает Базарова за какое нетеплое отношение к родителям. Да, они далеки друг от друга, да, им не о чем говорить, но разве это не тот самый вечный конфликт "отцов и детей"? Разве у всех детей с родителями складываются тесные, близкие отношения?

Возможно, не все разделят мои чувства, но это и не требуется. Литература — это не про знания. Это про ощущения.

Но нельзя отрицать, что герой этот, появившийся с выходом романа в 1961 г, был нов для читателей. И хотя Базаров в финале говорит, что он не нужен России, я думаю, что Базаровы нужны России и очень, хотя бы потому, что иногда нужно прерывать привычный ход истории, косных мыслей.

Это мы сейчас о том самом идеологическом споре между Павлом Петровичем и Базаровым. Вы замечали, что в этом споре невозможно принять однозначно ничью сторону. "Вся идеология намного площе, чем сами эти персонажи" — так говорил участник передачи "Игра в бисер" на канале "Культура" еще 9 лет назад. И кто? Константин Богомолов, который в свое время поставил в Москве спектакль, новаторский, нигилистический.

В этой беседе были и другие участники, о них ниже.

Что касается нигилизма Базарова, то сошлись во мнении в этом обсуждении, что нигилизма-то тут и нет. Такое же отрицание было и у Толстого Льва Николаевича, и у Маяковского.

Если говорить о главной теме романа, то, безусловно, обратиться нужно к названию. "Отцы и дети" — это не только возраст ( кстати, тут особо и конфликта поколений-то нет), но и идеологический спор между либералами и демократами. Тот самый спор, в котором хочется занять то одну, то другую сторону. Получается, не это главное в романе.

А что тогда?

Игорь Волгин ("Игра в бисер") считает, что это роман о ЛЮБВИ!

Вот о любви на уроках говорим более охотно.

Любовь в романе хорошо иллюстрирует данная схема.

Слева: любовь-страсть. Детей нет.

Справа — любовь-дружба. Дети есть или будем думать, что будут.

Дмитрий Быков, еще один участник беседы, считает, что все в романе достается....Николаю Петровичу: и Фенечка, и Митя, и Аркадий. Вообще, у него все хорошо, так как он живет в согласии с людьми.

Да этот роман весь соткан ИЗ ЛЮБВИ. Как мало в русской литературе таких произведений!

А вот Базаров с людьми ладить не умеет. Хотя и ведет спор с идеологическом противником по-человечески.

Но выигрывает тот, по мнению Быкова, кто НЕ ЖИВЕТ СТРАСТЯМИ. То есть не Павел Петрович и не Базаров.

Тургенев часто говорил, что "Николай Петрович — это я", но ведь все мы знаем, что его любовь к Полине Виардо была, скорее, похожа на страсть, но при этом он всегда ценил искренние чувства, любил искусство и был малопрактичен в плане хозяйства.

Поэтому его гимн любви, искренней, без бурь и потрясений, кажется убедительным.

Чтобы объяснить изменение героя (это больше сдающим ЕГЭ), нам понадобится еще одна схема.

-2

Два круга странствий. Два раза Базаров проезжает одни и те же места. Только в первом случае — убежденным нигилистом, а во втором — нигилистом сломленным. Что делает его для меня ещё более привлекательным.

-3

Молодежи герой должен быть интересен. Юношеский максимализм и отрицание, а также сленговое слово "реально" приближает ребят к Базарову. Он им понятен.

Павел Басинский, еще один участник беседы, говорит, что именно Базаров в школьные годы сильно повлиял на него.

Умный, поэтому одинокий! кто-то в передаче сказал так.

***

Тургенев написал 6 романов. В школе говорят об одном. И мало кто после школы возвращается к его произведениям. Но как сейчас актуально звучит сказанное героем в романе" Дым": "Я люблю и ненавижу Россию, свою странную, милую, скверную, дорогую родину, — говорит Тургенев словами Потугина.

А Тургенев подкупает читателя и тем, что не требует от него нравственного подвига.

***

Куда сходить 10-класснику по школьной программе, писала в этой статье. Там же упоминается спектакль театра "На Литейном" "Отцы и сыновья"

Ирина упоминала старый фильм по роману, а мне понравилась последняя экранизация 2008 г Авдотьи Смирновой с Александром Устюговым.

В других ролях прекрасные актеры:

  • Павел Петрович — Андрей Смирнов
  • Николай Петрович — Анатолий Васильев
  • Отец Базарова — Сергей Юрский
  • Одинцова — Наталья Рогожкина

Базаров и Аркадий
Базаров и Аркадий

Какие у вас отношения с романом? Какое отношение к Базарову?

Спасибо за внимание!