Начинаю серию материалов известного мостостроителя Александра Зяблицева, бывшего главного инженера Мостоотряда №5. Он проживает в Красноярске, но не забывает Усть-Кут и наш канал.
Его историческая публикация – о прорабах Байкало-Амурской магистрали. Именно они работали с людьми, которые в дальнейшем стали Героями Большой стройки.
24 декабря 1973 года. Только что завершилось строительство ветки Хребтовая – Усть-Илимская, а прораб СМП-266 Валентин Петрович Куликов уже отгружает с Игирмы самые первые, неотложные грузы для новой, грандиозной стройки – Байкало-Амурской магистрали.
Это был исторический старт. Прибыв на Лену, Куликов немедленно, прямо на Портовой, начинает организовывать приемку на будущем тупике ОРСа. Всё остальное – громоздкое имущество, оборудование, технику – в последние дни декабря и январе 1974-го отправляет другой прораб, Валерий Павлович Уласик.
5 января 1974 года на Лену для организации фронта работ выезжает передовая группа: строймастер Станислав Дмитриевич Иванов и старший инженер Виталий Николаевич Корхов.
Их общее руководство взял на себя заместитель начальника СМП-266 Александр Сергеевич Бурасов. Выход на будущую трассу был найден на 25-м километре автодороги Усть-Кут – Марково, у деревни Половинка. Всю зиму, двигаясь по водоразделу, первопроходцы пробивались к месту будущей станции Таюра.
10 февраля 1974 года санный поезд доставил их к зимовью на берегу таёжной реки. А следом прибыл начальник СМП-266 Пётр Петрович Сахно с бригадиром Николаем Иосифовичем Андреевым. Именно в этот день, 11 февраля 1974 года, Яков Егорович Вебер сделал свой знаменитый снимок «Первопроходцы БАМа пробили зимник», ставший символом начала эпопеи.
Тем временем Валерий Уласик получил особое задание. По указанию ГУЖДС Урала и Сибири он отбыл в ЦК комсомола Украины. Там, совместно с секретарём Гончаренко, он формировал отряд транспортных строителей для магистрали.
Вернувшись уже 3 марта 1974-го, Уласик полностью погрузился в подготовку к приёму молодёжи.
Когда отряд с XVII съезда ВЛКСМ прибыл 2-3 мая, именно ему пришлось организовать масштабную работу по инструктажу, обучению и стажировке более 500 рабочих для участка от Лены до Нии.
А вы помните свою первую зиму на трассе? Как вас встретила тайга в 1974-м или в другие годы начала стройки?
Следите за публикациями канала. Продолжение следует.