Я по специальности — журналист печатных СМИ. По специфике основной работы сегодня — скорее контент-маркетолог. Среди прочего имею некоторое отношение к пиару. Поэтому стараюсь следить за интересными кейсами, а ещё более внимательно — за антикейсами. Например, в преддверии Дня победы знатно обделался российский бренд MONOCHROME — для этого хватило всего лишь одного неумного комментария супруги основателя торговой марки. Про это у меня была отдельная статья в профильном блоге — вот она:
Но сегодня я хочу поговорить о том, как можно уничтожить не корпоративный, а личный бренд. Вместе с репутацией, именем и доходами до кучи. Героиня сюжета — Лариса Александровна Долина. Не так давно я даже поздравлял её с юбилеем достаточно позитивным и уважительным текстом. Что было, то было. Именно масса негативных комментариев побудила меня к детальному разбору сути происходящего.
Предыстория скандала, получившего затем название «эффект Долиной», общеизвестна. Только очень ленивый и совсем далёкий от новостей человек не слышал о громком деле, связанном с недвижимостью артистки. Которую та сначала продала, а затем через суд вернула обратно. Я — не судья и не истина в последней инстанции. И рассуждаю не о правых и виноватых, а о том, как правильно или неправильно можно поступить известным людям в сложных вопросах. Особенно, если известность это подкреплена званием народной артистки, а оппонентом в «сложном вопросе» выступает представитель этого самого народа.
Я почти убеждён, что Долина, конечно, не является мошенницей, которая изначально ставила перед собой цель получить деньги за жилплощадь, а потом кинуть покупателя, объявить себя жертвой мошенников и вернуть квартиру, не вернув деньги за неё. Да, тяжело проверить, что далеко не глупая и прагматичная артистка, отлично ориентирующаяся в политической и экономической ситуации, сама стала жертвой телефонных мошенников. Но — хорошо, пусть это правда. Тем более, что суд тоже так решил.
Вопрос в другом: как можно, являясь народной, повторю, артисткой, совершенно цинично и даже демонстративно показывать своё неуважение к покупательнице, Полине Лурье. Ведь она — тоже жертва, и вот это уж совершенно точно. Этот факт стопроцентно не подлежит сомнению. При этом Лурье не звезда эстрады, не жена или дочь миллиардера. Выросла в многодетной семье, сделала какую-то более-менее успешную карьеру, купила квартиру — и осталась без неё.
И вот что должен сделать цивилизованный публичный человек в таком случае? Всё, что угодно, но только не бросать слова наподобие «все, кто считает, что Полине Лурье надо вернуть деньги, сами могут сброситься и сделать это». Лариса Александровна Долина только одним этим выражением перечеркнула все свои заслуги и окончательно погубила репутацию. Которая, говоря откровенно, за последние годы и так серьёзно подмокла. Главным образом из-за крайне высокомерного поведения на всяческих шоу и музыкальных конкурсах, куда она в качестве члена жюри давно ходит, как на работу.
Ладно, ляпнула лишнего — осознать бы и замолчать. Но госпожа Долина с упорством, явно достойным лучшего применения, продолжает делать вид, что есть только одна жертва — она сама. В ходе завершившегося пару дней назад пересмотра дела по заявлению Лурье суд повторно принял сторону певицы. Ни квартиры, ни денег у Полины теперь нет. Как нет и того общественного уважения и у Долиной, которого ей вполне хватило бы и на моральную, и на материальную компенсацию своих убытков.
А вот как можно было бы сделать, будь Долина и её менеджмент хоть немного умнее и осторожнее. Как минимум — проявить солидарность и сочувствие, признав горе-покупательницу такой же пострадавшей. Можно даже оказать какую-то материальную поддержку — ведь наверняка Долина хоть иногда, пусть и совсем изредка, занимается какой-то благотворительностью.
Можно было, в конце концов, не деньги дать, а благотворительный концерт. Получилось бы именно то, о чём сама артистка и говорила — народ бы сбросился! Уверен, битком набился бы любой дворец спорта на такой концерт. Ещё и спонсоры нашлись бы. И федеральные каналы раструбили бы анонсы получше любой платной рекламы. Люди бы принесли деньги, певица бы отработала номера — и стала бы не объектом порицания, а примером мудрости и сострадания. Мега-эффективный пиар! Глядишь, там ещё и орден какой можно было бы ещё получить за такое человеческое отношение.
Но вместо того, чтобы поступить благородно, мудро и по-хорошему расчётливо, Лариса Долина крепко держится за свою корону. Которая, по-моему, уже налезла ей на глаза и мешать видеть всё, что происходит вокруг. А происходит массовая отмена певицы, в том числе и финансовая. Люди массово сдают билеты и тратят тысячи человеко-часов на гневные и не всегда пристойные комментарии в Сети. И это — не мои вымыслы, а факт.
Последний акт самосожжения — демонстративный поход в Думу на обсуждение участившихся случаев мошенничества на рынке недвижимости по схеме, которую уже назвали не иначе, как эффектом Долиной.
Вся эта история — ещё один пример того, как можно за один раз профукать намного больше, чем квартиру, даже если сама квартира осталась в твоей собственности. Деньги уходят и приходят. А вот с репутацией, а тем более с доверием и любовью людей, всё не так просто.
Ещё несколько околомузыкальных материалов для вашего досуга:
==
А ещё в духе современных тенденций у нашего Дзен-канала есть полноценная версия в Телеграм — подписывайтесь обязательно, если вам интересно то, о чём я здесь пишу. Я всегда рад любым комментариям, лайкам и подпискам, спасибо всем.