Найти в Дзене
Книжные тропинки

Отзыв о книге «Униженные и оскорбленные» Фёдора Достоевского: литературный трактат об эгоизме

Оглавление

Жизнь человека — это постоянный выбор между добром и злом, а вовсе не разовое событие, случающееся на переломе. Такие эпизоды просто лучше запоминаются, навсегда отпечатываясь в тонкой материи души невидимыми болезненными ранами. Среди русских писателей главным исследователем внутреннего мира человека по праву считается Фёдор Михайлович Достоевский, который в письме, датированном 16 августа 1839 года, поделился со своим старшим братом таким размышлением: «Человек есть тайна. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». Данные строки вполне подошли бы в качестве эпиграфа ко всему его творчеству. Однако для меня они в большей мере ассоциируются с первым крупным романом Достоевского «Униженные и оскорблённые», где автор исследует эгоизм как социальный фактор, причём даже в тех его формах, о которых мало кто догадывается.

Роман российского писателя Фёдора Михайловича Достоевского «Униженные и оскорблённые»: жанры — историческая проза, социальная драма; объём произведения — 4 части (45 глав включая эпилог; дата первой публикации — 1861 год; страна — Российская империя. Возрастное ограничение — с 14 лет.
Роман российского писателя Фёдора Михайловича Достоевского «Униженные и оскорблённые»: жанры — историческая проза, социальная драма; объём произведения — 4 части (45 глав включая эпилог; дата первой публикации — 1861 год; страна — Российская империя. Возрастное ограничение — с 14 лет.

Сюжет романа «Униженные и оскорблённые» Фёдора Достоевского

В начале марта молодой санкт-петербургский прозаик Ива́н Петро́вич после долгих метаний по городу в попытке найти недорогое съёмное жильё, решает по обыкновению заглянуть в кондитерскую господина Миллера, дабы отдохнуть и почитать газеты. Большая часть посетителей оказалась ему знакома, включая тщедушного старичка с маленькой собачкой, который ежедневно приходил сюда и грелся у печки часа три-четыре, глядя пустым взором в одну точку. Завсегдатаи к нему давно привыкли и уже не обращали внимания на столь странную манеру поведения. Но именно в этот вечер среди гостей появился новый человек, рижский купец — А́дам Ива́нович Шу́льц, случайно попавший под «наглое разглядывание своей персоны» и потому жёстко потребовавший от несчастного бедолаги объяснений. Перепуганный подобным натиском старик попытался быстро ретироваться, но его верная Азорка осталась неподвижно лежать на полу. Раздавленный горем из-за внезапной смерти собаки, он сумел сделать от кондитерской не более десятка шагов, а после упал на мостовую, и, тихо прохрипев подоспевшему к нему на помощь Ивану Петровичу: «На Васильевском острове, в Шестой линии…», тоже испустил дух.

Полицейские тем же вечером выяснили, что скончавшийся гражданин — семидесяти восьмилетний Иереми́я Сми́т, подданный Российской империи из иностранцев. Последним его местом жительства оказался доходный дом на той же улице, что и кондитерская Миллера, а отнюдь не Шестая линия. Иван Петрович быстро организовал похороны старика и перезаключил договор аренды его крохотной квартирки на себя. Кроме того, он надеялся, что таким образом сумеет подобраться к разгадке последних слов господина Смита. Однако случится это лишь спустя полгода, после того как станет известна история самого Ивана Петровича, его приёмной семьи Ихменевых и судебного дела, которое навсегда изменит их судьбы.

Никола́й Серге́ич Ихме́нев, заменивший Ивану Петровичу родного отца, происходил из мелкопоместных дворян и слыл превосходным хозяйственником, потому помещики-соседи не считали зазорным обращаться к нему за помощью по ведению дел. Не обошёл его вниманием и князь Пётр Алекса́ндрович Валко́вский, которому понадобился управляющий в собственное село Васильевское. Николай Сергеич согласился, и за четырнадцать лет работы он не услышал от князя ни одного нарекания в свой адрес. Поместье Валковского процветало, достаток рос, а доверие между мужчинами было так велико, что однажды князь попросил Ихменева оформить на его имя покупку близлежащего к Васильевскому села, а после отослал к управляющему родного сына, «ветрогона» Алексея, погостить и набраться ума. Никто не мог и помыслить, что вскоре их крепкая дружба обернётся смертельной враждой.

Началась чёрная полоса с доноса Петру Александровичу Валковскому, в котором Ихменев обвинялся в краже его денег. Следом поползли мерзкие слухи, будто родная дочь Ихменевых — Ната́лья Никола́евна, обольстила юного князя Алексе́я Петро́вича, чтобы заставить юношу на ней жениться, а родители девушки потворствовали её коварному плану. Естественно, при таких обстоятельствах встреча князя с управляющим завершилась тяжелейшей ссорой, после чего и началась судебная тяжба, вынудившая Николая Сергеича вместе со всем семейством перебраться в столицу. Но это привело лишь к ещё большим их бедам.

Наталья, поверив в обещание Алексея жениться на ней, сбегает к любимому человеку. Узнав о поступке дочери, Николай Сергеич в приступе гнева отрекается от неё, а старший Валковский, начинает поиск более выгодной партии на роль невестки, чем будущая нищенка с дворянской родословной. Меж тем влюблённому с юности в сводную сестру Ивану Петровичу только и остаётся, что скрыть свои чувства к девушке и помочь ей обрести счастье с человеком, ради которого она пожертвовала семьёй. Впрочем, уже вскоре ему придётся взять на себя заботу не только о Наталье и раздавленных чередой бед приёмных родителях, но и о единственной внучке Иеремии Смита — Нелли, которая позже сама объявится посреди ночи в его квартире.

Особенности романа «Униженные и оскорблённые» Фёдора Достоевского

У романа есть ряд специфических черт, о которых следует знать, прежде чем переходить к его анализу. Во-первых, в нём отсутствует строгая хронология. Хотя произведение охватывает период примерно в два года, фактически сюжет стартует с середины 40-х годов XIX века, а в дальнейшем автор включает в него отдельные события исторической, общественно-политической и литературной жизни Российской Империи, происходившие до конца 60-х годов XIX века. Подобное сжатие реального временного отрезка позволило Фёдору Михайловичу придать роману бо́льшую тематическую насыщенность.

Во-вторых, при построении характеров своих персонажей Достоевский концентрируется лишь на одном качествеэгоизме, который он раскрывает у каждого героя с какой-то отдельной стороны. Потому ряд современных автору критиков назвали их «бедными» (Н.А. Добролюбов) и «редко встречающимися в жизни» (Е.Ф. Зарин), а сам роман на таком основании сочли «сказочным» (Г.А. Кушелёв-Безбородко). Писатель согласился с данной оценкой, но лишь отчасти, выделив из числа своих «ходячих книжек» два характера, которые он, по его собственному мнению, изобразил «совершенно верно и даже художественно» — это Иван Петрович и Пётр Александрович Валковский. Справедливости ради следует также отметить, что некоторые критики того времени всё же сумели высоко оценить подобное новаторство Достоевского в передаче образов: «Автор — удивительный мастер оттенять характеры выводимых им лиц. Одна сцена — и перед вами весь человек» (А. Хитров).

Наконец, в-третьих, произведение максимально автобиографично и показывает смену мировоззрения писателя, которая произошла после каторги (1850-1854). Потому в творчестве Фёдора Михайловича «Униженные и оскорблённые»это первая попытка создания идеологического романа, где появляются два его впоследствии традиционных героя, воплощающие высшие духовные идеи: богочеловек и человекобог (к Христу и от Христа). Всё дальнейшее творчество Достоевского станет полем их битвы.

Анализ содержания, персонажи, темы, проблематика и смысл романа «Униженные и оскорблённые» Фёдора Достоевского

Первая часть романа, по сути, представляет собой большую экспозицию, знакомящую со всеми персонажами и их предысториями. Как только она завершается, сюжет полностью устремляется во внутренний мир героев, в горнило их метаний между добром и злом: одни пытаются бороться с обстоятельствами, не преступая законов совести, другие преумножают беды по простодушной наивности, ну а третьи на пути к желаемому легко отрекаются от любых норм морали. Самой коварной, а потому опасной формой зла, подлинной причиной неблагообразности мира и человеческих отношений Фёдор Михайлович Достоевский считает эгоизм, проистекающий из гордыни — первородного библейского греха. Потому он выступает главной темой романа, с которой тесно связана вся палитра рассматриваемых автором проблем. Центральное место среди них отводится проблеме нравственного выбора.

Наиболее страшный, хищный и безжалостный эгоизм воплощён в Петре Александровиче Валковском. Его истинный облик автор вырисовывает постепенно. Сперва князь предстаёт красивым, учтивым и милым человеком, хотя и не особо любезным с теми, кого он считает ниже себя. Но постепенно внутренняя гниль его души проступает через «благородную маску» аристократа, за которой прячется праздный развратник с алчным взором. Князь воспринимает жизнь как «большую коммерческую сделку», где всё покупается и продаётся. Неудивительно, что единственный его идеал — это деньги, ради которых он готов прибегнуть к любому мерзкому поступку. Именно ради денег Пётр Александрович когда-то разорил крупного заводчика Иеремию Смита, а ныне нацелился на состояние Ихменевых.

Старший князь Валковский для Достоевского не просто злодей, он отрицательный герой-идеолог, по стопам которого затем последуют Раскольников, Свидригайлов («Преступление и наказание») и Ставрогин («Бесы»). Его душа не разрывается между добром и злом, князь являет собой абсолютное зло, действующее с пугающей проницательностью и дерзостью: «Без нас нельзя. Без нас ни одно общество ещё никогда не стояло. Мы не потеряем, а, напротив, выиграем; мы всплывём, и девиз наш должен быть: «Чем хуже, тем лучше». Минует чуть более полувека, и подобные князю Валковскому со звериной радостью бросят в пекло Гражданской войны целую страну, лишь бы добраться до её богатств и безнаказанно их присвоить. Количество же принесённых в жертву человеческих жизней не будет иметь для них никакого значения.

Человек эгоистического склада характера способен найти оправдание любому своему слову или поступку, придать ему лоск и благородство. Если же ума не хватает на сложные комбинации, то его прекрасно заменяют мягкотелость или простодушие. Так, примером эгоиста-приспособленца в «Униженных и оскорблённых» выступает сын князя — Алексей Петрович Валковский, чья пылкая любовь к Наталье мгновенно растаяла, как только папенька пригрозил лишить его наследства. Идеалом юного инфантильного князя является комфорт, и ради него он готов прогнуться под любые обстоятельства или предать, причём даже не отдавая отчёта о содеянном.

Под стать Алексею Петровичу и выбранная ему отцом невеста — Катерина Фёдоровна Филимонова, ещё один простодушный «ребёнок», но только с «твёрдыми убеждениями» и охваченный страстью к «добру и справедливости». В действиях девушки легко можно распознать образ типичного идеалиста-утописта. Потому её «детской восторженности» и «пыла» вполне хватило, чтобы очаровать Алексея, который не в состоянии сделать ни одного шага без одобрения папеньки. Однако в показном эгоистичном благородстве Катерины тоже скрывается опасная червоточина, ведь именно она позволяет таким, как старший князь Валковский, творить зло. Об этом он и намекает в беседе с Иваном Петровичем: «Алёша и Катя — совершеннейшая пара: оба дураки в последней степени; мне того и надо».

Этой короткой фразой Достоевский раскрывает механизм перехода идеологии из теории в практику. Её идеальными носителями всегда должны быть люди страстные и убеждённые, но пустые и недалёкие. Алексей готов пойти за кем угодно, а Катерина пожертвовать любые суммы на «пользу для общества», не задавая вопросов и не требуя отчёта за их расход. Потому они идеальные инструменты для творцов зла. Таким образом, Достоевский наглядно показывает, что в основе всех разрушительных идеологий лежит именно эгоизм. Однако не менее страшен и эгоизм, направляемый человеком исключительно на самого себя. Он сеет недоверие, ожесточает сердца и разобщает. А сливаясь метастазами маленьких трагедий в общее русло, в конце концов, точно так же разрушает общество. В романе «Униженные и оскорблённые» эту форму порока представляют две семьи: Смиты и Ихменевы.

Здесь глубокие психологические портреты Достоевский рисует только у представителей рода Ихменевых, Смиты (старшее поколение) в романе проходят фоном, в рассказах Маслобоева (друга Ивана Петровича) и Нелли. Однако провести параллели между ними нетрудно. Автор намеренно повторяет и конфликтные пары (отец — дочь), и причины разрыва отношений между ними. Да и человек, разрушивший обе семьи, — это князь Пётр Александрович Валковский, привыкший действовать в рамках одного и того же хорошо отработанного им сценария, потому логично, что его жертвы максимально схожи.

В Наталье Николаевне Ихменевой, готовой ради ярких переживаний стать для своего избранника «добровольной рабой», воплощён эгоизм жертвенной любви. Потому девушка способна увлечься исключительно таким типом, как ветреный и слабохарактерный Алексей Петрович, постоянно заставляющий её умолять о новых встречах или бегать по улицам Санкт-Петербурга в его поисках. Она даже готова терпеть его измены, «только бы при ней это было». Понятно, что в подобной болезненной и уродливой зависимости на самом деле нет никакой любви, есть только жажда «страданий» и извращённое удовольствие от их переживания, позволяющее возносить себя на пьедестал мученицы.

Отцу Натальи — чуткому и добродушному Николаю Сергеичу Ихменеву неожиданно оказался свойственен эгоизм жестокосердия. Стоило ему услышать ложь и оскорбления от князя Валковского, как мужчина замкнулся в своём горе. Окончательно же его подкосило предательство дочери, чего он простить уже не смог, а потому «проклял Наталью и лишил родительского благословения». Заставить одуматься Николая Сергеича сумел только рассказ Нелли о её маменьке, поверившей в любовь Петра Александровича Валковского и сбежавшей с ним в Европу, после чего дедушка Иеремия отрёкся от неё. Осознав, что жизнь его Наташи может точно так же оборваться в грязной подвальной комнатушке какого-нибудь городского притона от голода и чахотки, Николай Сергеич находит в себе силы простить блудную дочь и принять её обратно.

Самый трагический образ в романе «Униженные и оскорблённые» — это тринадцатилетняя Нелли (Елена), внучка Иеремии Смита. Девочка оказалась заложницей выбора своей матери, которая, с одной стороны, потом всячески пыталась спасти дочь от участи уличной бродяжки (отправляла её к дедушке на поклон, писала письма Валковскому), а с другой — сама же взрастила в ней эгоизм страдания, лелея мечту о мести своим обидчикам, пусть даже только «великим презрением»: «Работай, погибни, но не ходи к ним, кто бы ни звал тебя». Потому, оставшись один на один с жестоким миром, Нелли не осталось ничего другого, как уцепиться железной хваткой за позицию жертвы, благодаря которой она могла сохранять внутреннюю связь с умершей матерью. И в том, что жизнь девочки рано оборвётся, нет ничего удивительного. Это закономерный итог.

Через образы членов двух семейств Смитов и Ихменевых автор поднимает тему маленького человека, оказавшегося на социальном дне, где обречён на физическую и нравственную гибель. Причём сами обстоятельства, по мнению Достоевского, неважны, они являют собой лишь уродливую оболочку болезни, глубоко поразившей социум. По сути, все «униженные и оскорблённые» — это люди, которые по той или иной причине уступили злу в своей душе. А значит, выход из подобного состояния может быть только один — через нравственное очищение и духовное возрождение. Носителем идеи христианского гуманизма в романе является Иван Петрович. Конечно, Достоевский понимал, что реализовать данную концепцию в условиях чудовищной социальной деформации общества XIX века невозможно. Однако без искоренения всех форм эгоизма социальная гармония в принципе невозможна. Начинать следует именно с духовно-нравственной сферы. В этом кроется смысл романа.

Рекомендации к чтению

Если пытаться знакомиться с романом «Униженные и оскорблённые» в отрыве от исторического контекста и биографии писателя, то он может показаться слишком простым, даже в какой-то степени шаблонным. Действительно, его сюжет не оригинален и практически полностью состоит из размышлений главного героя. Интриги практически нет, а чем закончится судебное дело, нетрудно догадаться уже к концу первой части (всего их четыре). Суть «Униженных и оскорблённых» в другом. Достоевский полностью сосредотачивается на характерах персонажей, пытаясь через них исследовать главный порок общества. Потому роман следует воспринимать как своеобразный литературный трактат об эгоизме и большой пролог к великому пятикнижию Достоевского.

Оценка: 5/5

Дзен | ВКонтакте | Пинтерест