- Кулачный бой был традиционной русской "забавой"? Или древним видом единоборства ещё со времён дохристианской традиции.
- Официально считается, что впервые бокс зародился ещё, кто бы сомневался, в Древней Греции, аж в 688 году. Потом английская аристократия надела мягкие перчатки, дабы не портить морду лица. И только русские мальчишки и сегодня бьются в рукопашную без всяких условностей.
Кулачный бой был традиционной русской "забавой"? Или древним видом единоборства ещё со времён дохристианской традиции.
Это была рукопашная схватка либо двух противников (без оружия), где применялись удары кулаком или ладонью, либо "стенка на стенку". Появившись в далёкой древности, это искусство было распространено на всей территории Руси. Следует отметить, что кулачная "забава" была важной частью всех празднеств и гуляний древних славян. На самом деле это была проверка удали молодецкой у мальчиков, юношей и мужчин.
Действительно, до X века кулачные бои имели некий обрядовый характер. Это были соревнования воинов или будущих воинов среди славян. Они происходили без оружия в разных Славиниях и посвящались в честь бога Перуна или Сварога (Световида).
Ведь он был не только богом грозы и войны, но и покровителем воинов у словенорусов. А значит, по логике, покровительствовал и боевым искусствам. Но вот после крещения Руси вся древняя культура словенорусов подверглась гонениям пришедших из Азии "учителей". Не стал исключением и рукопашный бой.
Соревновательный характер этого мероприятия показывал состояние физической подготовки, храбрости, ловкости, мастерства и удали бойцов. А главное - умение постоять не только за себя, но и за "други своя". Это воспитывало не только дух единения, но и давало возможность правильной оценки силы самого противника, которого нужно было не только победить, но и уважать.
Инструкций к таким боям не было. Были негласные правила, которые неукоснительно выполнялись на протяжении многих поколений. Если это был бой "один на один", то нельзя было использовать какое-либо оружие. Бой шёл голыми руками. Никаких палок или тем более ножей не могло быть использовано. Нарушитель наказывался. Помимо ударов кулаком и ладонями, разрешалось использовать захваты и броски. Сигналом к окончанию боя служила потеря сознания противной стороной, либо падение или прекращение боя по взаимному согласию. Поединки «один на один» в некоторых ситуациях служили подтверждением правоты ответчика в суде. Такой способ доказательства назывался "полем".
У другого вида кулачного боя "стенка на стенку" были свои особенности и свои правила. Бой начинали первые ряды. А уже потом переходило во всеобщее столкновение. Удары, толчки и захваты использовались повсеместно. Надо полагать, что сложность заключалась в том, чтобы в пылу азарта не поколотить "своего". Победителями становились те, кто разрушил боевые шеренги противника и принудил его к отступлению.
Обычно такие игрища проводились в зимнее время или ранней весной и поздней осенью. Потому как летом для игрищ не было времени. Нужно было возделывать урожай! Участниками часто были жители двух сёл по соседству, или двух кварталов, или районов города. Там и набирались команды. Бой обычно зачинала молодёжь из мальчишек. Потом присоединялись юноши, ну а уже после мужчины повзрослее. И как штрихом, бой заканчивали уже опытные и прожжённые бойцы в этих забавах. Сбежавшая сторона считалась проигравшей. Конечно, это было позором, но и возможностью взять реванш в следующий раз.
Так в чём же заключался истинный смысл этих многовековых игр?
А смысл был, и достаточно серьёзный. Дело в том, что у каждого человека есть свой порог чувственной боли. И предки это хорошо знали. Вот как об этом говорит современная психология:
И, казалось бы, безвинная возня маленьких мальчишек служила подготовкой не только в физическом, но и психологическом тестировании. Преодолевая с раннего возраста чувствительный порог боли, они вырастали прекрасными воинами. Умение проигрывать давало возможность перешагнуть чувство детской обиды и стимулировало подготовку для следующей встречи. Видимо, по этой причине русские воины всегда сохраняли чувство собственного достоинства. А тем, кому по природным данным не дано было перешагнуть свой болевой порог, они обучались наукам согласно своим природным данным. Тем не менее, хоть воинами они не были, но военному искусству были обучены. Поэтому становится понятным, почему древнее жречество было физически развитым и профессионально владело оружием.
С наступлением большого праздника каждый Род выставлял лучших своих бойцов. Где и определялись победители, причём по всем направлениям военного дела. Это и конные состязания, и владение оружием, стрельба, и, конечно же, рукопашный бой. Это потом греки "изобретут" свою Олимпиаду. Впрочем, как и их самих. А на Руси всё было гораздо раньше. Как сообщает исследователь А. С. Гончаров:
Да, воины победители произносили слова благодарности и давали клятву Перуну. Потому как распечатанных на бумаге торжественных присяг ещё не было. Все состязания заканчивались общим застольем, естественно, с поеданием жертвенного быка и массовым гуляньем. А с принятием христианства эти праздники будут синтезированы в Масленицу, Троицу, Колядование... Вот как было записано у Нестора в 1048 г.:
В более позднее время в разных землях бои происходили по-разному. К примеру, в Новгороде до самой середины 17 столетия дрались дубинками. Район Софии выходил против Торговой. Бойцам вроде как запрещалось прятать в рукавицы что-то типа кастетов или бить лежачего бойца. Но эти ограничения начали вводиться только в конце 18 века, да и то не в деревнях, а в больших городах. Аристократы стали устраивать бои "на интерес", азартные игры. Просто банально зарабатывая на ставках. А вот в раннее время, да и на селе, за несоблюдение правил могло последовать уже наказание. Месть! К примеру, ударом кистеня без предупреждения. Но в порыве схватки забывали и о будущей мести, что приводило к негативным последствиям.
Историк 19 века Н. И Костомаров в своем труде "Очерки домашней жизни и нравов великорусского народа в 16 и 17 веках" писал:
"Бойцы поражали друг друга в грудь, в лицо, в живот, бились неистово и жестоко, и очень часто многие выходили оттуда калеками, а других выносили мёртвыми...".
Постепенно такие бои стали запрещаться. А начало было положено ещё со времён христианизации Руси. Официальные причины заключались в следующем:
1. Нарушение общественного порядка, которое могло привести к массовым беспорядкам, а также к бунтам и даже погромам. Поэтому власть, тем самым запрещая эти бои, пыталась укрепить свое влияние.
2. Это религиозная составляющая. Церковь считала, что не нужно насилия и жестокости, а тем более кровопролития. По мнению попов, это было грехом.
3. Большие увечья и даже смерть. Вот к чему приводили кулачные бои. По мнению Церкви это лишало священников возможности взимать десятину. Рабочий люди погибали и калечились, а это сборы.
О запретах кулачных боёв со стороны Владимира Святого неизвестно. Но вот со стороны его сына Ярослава в "Русской правде" предписывалось:
«Если двое дерутся без мечей, пусть разнимают их, но не наказывают».
Священники на Руси пытались бороться с кулачными боями, как с бесовскими игрищами. В ПВЛ рассказывается о том, как в 992 году князь Владимир заключил сделку с печенегами. По условию, если в поединке побеждает русич, то три года печенеги не нападают. А если победит печенег, то три года будут разорять Русскую землю. И вот результат этого поединка:
Прямо или косвенно, но это лишь подтверждает распространение кулачных боёв на территории древней Руси. Но церковь была категорически против. Так, церковным собором во Владимире в 1274 году митрополит Кирилл решил постановить следующее:
«...отлучать от церкви участвующих в кулачных боях и боях кольями, а убитых не отпевать».
Но бои все же продолжались.
В 16 - 17 веках в царских документах появляются запреты на массовые потехи. Первый царь Романов по имени Михаил в 1649 году своим указом отнёс поединки к нарушению спокойствия в обществе:
Надо полагать, что причиной столь радикальных запретов являлась борьба с язычеством. В эти времена уже было официально принято христианство, но народ жил ещё по своим древним обычаям. Царевна Софья, будучи регентшей при Петре и Иване, в 1684 году тоже издала указ:
«О запрещении стрелять дома из ружей, заводить кулачные бои и ездить извозчикам на возжах»
Хотя сам Петр Первый и любил кулачные бои. А фавориты Екатерины Второй Григорий и Алексей Орловы были хорошими «кулачниками» и сами организовывали такие схватки.
Иноземцам было известно, что русские не боятся вступать в драку. Цивилизаторы и их сторонники считали, что запрет на кулачные бои сделает из "варваров" цивилизованных людей, подобно европейским. Но на самом деле цели были другие. Из русского народа пытались сделать саркопеническую (с низкой физической подготовкой и большей массой жира), послушную паству.
А кулачные бои были своего рода демонстрацией силы, храбрости и единения разных сословий нации. Со стороны простого народа запрет воспринимался как вмешательство власти в личную жизнь и ограничение его прав и народа в целом. Несмотря на вытравливание этого обычая, он всё равно сохранился в памяти на генетическом уровне. Это было символом и проявлением русского характера.
Окончательный запрет этого варварского зрелища произошёл во второй четверти 19 века. При императоре Николае Первом. Началось все с того, что в Малороссии во время путешествия императора Александра Первого 20 июля 1823 года городе Пирятин один мужчина (мещанин Иван Герасимов) убил другого (мещанина Трофима Сыроватникова) в ходе кулачного боя.
Формально кулачные бои в Российской Империи запрещались до самого 1917 года. Но парадокс истории заключается в том, что, несмотря на то, что кулачные бои запрещались как на Руси, так и в Российской Империи, новая власть, пришедшая после 1917 года, признала их "пережитком старого режима". Казалось бы, где логика?