Найти в Дзене
Дикий Мир

Почему пчёлы умирают после укуса — и есть ли исключения

Почему пчёлы умирают после укуса — и есть ли исключения Представьте себе: пчела-труженица, верная защитница улья. Она жалит — и буквально расплачивается за это жизнью. Почему так сурово устроен мир? И правда ли, что для каждой пчелы укус — это смертный приговор? Давайте разбираться. Устройство пчелиного «оружия» Всё дело в уникальном устройстве жала. У пчелы оно похоже на миниатюрный гарпун — с зазубринами, направленными назад. Когда пчела вонзает жало в эластичную кожу млекопитающего (вроде нас с вами), эти зазубрины крепко цепляются за ткань. Насекомое пытается улететь, но жало с частью пищеварительного тракта, нервным узлом и мышцами остаётся в коже жертвы. Отрывается оно по принципу «отрывной этикетки» — намертво. Получив такую травму, пчела долго не живёт. Она выполнила свою миссию, оставив в ране не только жало, но и ядовитый мешочек с мышцами, которые продолжают сокращаться и впрыскивать яд. Вот такой одноразовый, но эффективный биологический механизм. А как же осы и шершни?

Почему пчёлы умирают после укуса — и есть ли исключения

Представьте себе: пчела-труженица, верная защитница улья. Она жалит — и буквально расплачивается за это жизнью. Почему так сурово устроен мир? И правда ли, что для каждой пчелы укус — это смертный приговор? Давайте разбираться.

Устройство пчелиного «оружия»

Всё дело в уникальном устройстве жала. У пчелы оно похоже на миниатюрный гарпун — с зазубринами, направленными назад. Когда пчела вонзает жало в эластичную кожу млекопитающего (вроде нас с вами), эти зазубрины крепко цепляются за ткань. Насекомое пытается улететь, но жало с частью пищеварительного тракта, нервным узлом и мышцами остаётся в коже жертвы. Отрывается оно по принципу «отрывной этикетки» — намертво.

Получив такую травму, пчела долго не живёт. Она выполнила свою миссию, оставив в ране не только жало, но и ядовитый мешочек с мышцами, которые продолжают сокращаться и впрыскивать яд. Вот такой одноразовый, но эффективный биологический механизм.

А как же осы и шершни?

Тут начинаются исключения. У ос и шершней жало гладкое, без зазубрин. Они могут атаковать многократно — ужалил, вытащил стилет и полетел дальше. Отсюда и их репутация более агрессивных насекомых. Пчела же, в силу конструкции, скорее жертва обстоятельств. Она жалит только в самом крайнем случае, когда речь идёт о защите улья. Для неё это акт самопожертвования.

Есть ли пчелы-счастливчики?

А вот интересный нюанс. Тот самый «фатальный» зазубренный аппарат отлично работает против нас, но проваливается в бою с другими насекомыми. Если пчела ужалит, например, другую пчелу при защите улья от разграбления или нападёт на хитиновый панцирь жука, она, скорее всего, вытащит жало обратно и останется жива. Потому что между хитиновыми пластинками зазубрины не застревают. Получается, наша относительно мягкая кожа для пчелы — самая опасная мишень.

Кто в улье может жалить без последствий?

Ответ прост — пчелиная матка. Её жало тоже имеет зазубрины, но они менее выражены. Оно нужно ей не для обороны, а в «дворцовых интригах» — для устранения других маток. В крайней ситуации она может ужалить и крупного врага, и иногда даже выжить после этого. Но матка — это «сердце» улья, и рисковать собой она будет в самом безвыходном положении. Основную работу по защите выполняют рабочие пчёлы.

Так что, видя пчелу, не стоит её бояться. Она не хочет вас жалить. Она просто занята своим делом — собирает нектар, опыляет цветы. А своё грозное оружие использует лишь тогда, когда иного выхода нет. Ценой собственной жизни. Это заставляет смотреть на этих полосатых тружеников с ещё большим уважением, правда? В следующий раз, отгоняя пчелу от варенья, просто вспомните — перед вами не агрессор, а потенциальный герой, который просто очень не хочет умирать.