Найти в Дзене
ПУТЬ ВОИНА

Женщины-гладиаторы: исторический факт или вымысел?

Гладиаторские бои — символ античной жестокости и мужской доблести. Но среди брутальных воинов на песках арен изредка появлялись и женщины. Для римлян они были не просто "женщинами-гладиаторами" — они были гладиатриксами (лат. Gladiatrix), представляя собой настолько редкое и скандальное явление, что на их выступления собирались жители всего города и его окрестностей, жаждущие зрелища, идущего вразрез со всеми нормами. Не рабыни, а вольные наемницы Большинство гладиаторов-мужчин были рабами, военнопленными и преступниками, а вот женщины, жаждущие сражаться на песках арен под рев толпы, поступали на обучение в гладиаторскую школу (лат. Ludus) добровольно. Историки считают, что многие из них были вольноотпущенницами или даже представительницами обедневших знатных семей. Их жизнь кардинально отличалась от мужской: Они не жили в казармах под круглосуточной охраной. Они не проходили многолетнее обучение. Их тренировки были интенсивными, но краткими — подготовка к нескольким редким, но крайн
Оглавление

Гладиаторские бои — символ античной жестокости и мужской доблести. Но среди брутальных воинов на песках арен изредка появлялись и женщины. Для римлян они были не просто "женщинами-гладиаторами" — они были гладиатриксами (лат. Gladiatrix), представляя собой настолько редкое и скандальное явление, что на их выступления собирались жители всего города и его окрестностей, жаждущие зрелища, идущего вразрез со всеми нормами.

Не рабыни, а вольные наемницы

Большинство гладиаторов-мужчин были рабами, военнопленными и преступниками, а вот женщины, жаждущие сражаться на песках арен под рев толпы, поступали на обучение в гладиаторскую школу (лат. Ludus) добровольно. Историки считают, что многие из них были вольноотпущенницами или даже представительницами обедневших знатных семей.

Их жизнь кардинально отличалась от мужской:

  • Они не жили в казармах под круглосуточной охраной.
  • Они не проходили многолетнее обучение. Их тренировки были интенсивными, но краткими — подготовка к нескольким редким, но крайне эффектным и выгодным выходам.
  • Их сражение на арене не было волей господина. Для них это была возможность получить три вещи: адреналин, слава и огромная прибыль.

Бой на арене — рискованный, но один из тех немногих способов для женщины античности заработать состояние и добиться известности.

Доказательства, высеченные в камне и законе

Выступления женщин на арене — редкое явление, но его существование — не миф. И тому есть материальные свидетельства:

До нас дошли мраморные рельефы (как знаменитый барельеф из Галикарнаса, хранящийся в Британском музее), где изображены две сражающиеся женщины в доспехах, подписанные именами "Амазонка" и "Ахиллия". Сохранились и погребальные предметы с аналогичными сценами.

© britishmuseum.org
© britishmuseum.org

Самый красноречивый аргумент — римские законы, ограничивающие выступления женщин на арене. Известно, что существовал эдикт, запрещавший свободным женщинам моложе 20 лет выходить на арену. Этот закон — зеркало общества: он не отрицал явление, а пытался его обуздать, признавая, что знатные юные римлянки, увлеченные модой на гладиаторскую романтику, могли решиться на такой шаг. Для рабынь такого возрастного ценза не было.

О выступлениях женщин с осуждением писали такие авторы, как Светоний и Тацит, называя их позором для аристократии, чьи представительницы иногда опускались до этого.

Закат явления: императорский запрет как финал скандала

Пик популярности выступлений женщин-гладиаторов пришелся на I-II века н. э., эпоху расцвета Империи и ее тяги к самым изощренным зрелищам. Однако уже в 200 году н. э. император Септимий Север, известный своей консервативной политикой по укреплению традиционных римских устоев, издал полный запрет на участие любых женщин в гладиаторских боях.

Cladosporium sphaerospermum, культивируемый в университетском клиническом центре Коимбры в Бюст Септимия Севера / © wikipedia.org
Cladosporium sphaerospermum, культивируемый в университетском клиническом центре Коимбры в Бюст Септимия Севера / © wikipedia.org

Этот указ не был продиктован гуманностью. Причина — в нарушении фундаментального римского порядка. Женщина с мечом на арене была вызовом мужскому доминированию и общественной иерархии.

Интересно, что мужские гладиаторские игры после этого запрета продолжались еще два столетия, вплоть до последнего зарегистрированного сражения в 404 году н. э.