Найти в Дзене
Дарья Прокопенко

Киноотзыв. Великолепная поездка

Мне очень нравятся фильмы-пейзажи, где можно любоваться красотой кадра. Таких немного. И когда мне попалась французская картина "Великолепная поездка" (2022 г.), я предвкушала лубочный Париж. Обещался город любви и интересная история. Нет, идеалистичной картинки в нем не было, я даже удивилась, что показали палатки на улице со спящими в них людьми. Не Париж - главное достоинство фильма, оно в другом. Афиша отсюда: https://kino.mail.ru/ Во-первых, в дуэте Дэна Буна и Лин Рено. Это не первый совместный их фильм, и конечно, он проигрывает моему любимому "Бобро Поржаловать" (2008 г.) с ними же. Но он точно на уровень выше (а то и на два-три) "От семьи не убежишь" (2018 г.). Во-вторых, в камерности. По сути, место действия - салон такси. Но не скучно, в фильме перебивки из прошлого Мадлен. В-третьих, в трансформации героев. Она есть у обоих, актеры отыгрывают ее на 100 %. И еще мне понравился вывод фильма, да, такой он набивший оскомину философский, но мне он подошёл. Дальше спойлеры! Итак,
Оглавление

Мне очень нравятся фильмы-пейзажи, где можно любоваться красотой кадра. Таких немного. И когда мне попалась французская картина "Великолепная поездка" (2022 г.), я предвкушала лубочный Париж.

Обещался город любви и интересная история. Нет, идеалистичной картинки в нем не было, я даже удивилась, что показали палатки на улице со спящими в них людьми. Не Париж - главное достоинство фильма, оно в другом.

Афиша отсюда: https://kino.mail.ru/
Афиша отсюда: https://kino.mail.ru/

Во-первых, в дуэте Дэна Буна и Лин Рено.

Это не первый совместный их фильм, и конечно, он проигрывает моему любимому "Бобро Поржаловать" (2008 г.) с ними же. Но он точно на уровень выше (а то и на два-три) "От семьи не убежишь" (2018 г.).

Во-вторых, в камерности. По сути, место действия - салон такси. Но не скучно, в фильме перебивки из прошлого Мадлен.

В-третьих, в трансформации героев. Она есть у обоих, актеры отыгрывают ее на 100 %.

И еще мне понравился вывод фильма, да, такой он набивший оскомину философский, но мне он подошёл.

Дальше спойлеры!

Итак, Шарль, таксист, погрязший в работе. Он должен работать, работать, работать, чтобы содержать семью. Ему некогда жить, надо работать. Отсюда нервы, раздражительность, резкость. Ему приходит заказ от дамы - увезти ее из приличного района Парижа в дом престарелых.

Дэн Бун в роли таксиста Шарля. В первых кадрах предстает уставшим и раздраженным. Скриншот отсюда: https://ru.kinorium.com/2754975/gallery/screenshot/
Дэн Бун в роли таксиста Шарля. В первых кадрах предстает уставшим и раздраженным. Скриншот отсюда: https://ru.kinorium.com/2754975/gallery/screenshot/

По дороге 92-летняя Мадлен вспоминает свою молодость, а потом и всю жизнь. Она просит завезти ее в одно памятное место, потом в другое. Ей хочется взглянуть на них в последний раз. Любопытно наблюдать как меняется таксист. Он слушает ее, рассказывает о себе, и в этих разговорах становится другим - мягче, терпеливее. Вернее, не другим, он такой и есть - эмпатичный, приятный, заботливый - просто под грузом ежедневной работы он все это растерял.

Весь день они объезжают Париж, значимых мест за почти сто лет жизни женщины накопилось немало. Они общаются; пьют кофе; он покупает ей мороженое; паркует авто посреди дороги, потому что Мадлен срочно надо в уборную; она спасает его от штрафа; они смеются, они весело проводят время. Вечер заканчивается ужином в ресторане, куда Шарль приглашает Мадлен. Его напряженное лицо стало спокойным и улыбчивым. Он как будто вспомнил себя настоящим.

А потом их скомканное расставание, разговор через стекло.

- Шарль, я же вам не заплатила!

- Ничего, Мадлен, еще увидимся. Я навещу вас.

Обличение насилия в семье, как я понимаю, сейчас очень злободневная тема в кино. Этот не стал исключением. Фемицид показан едко, страшно, неизбежно. И в 50хх особенно, тк у женщины нет защиты, но есть традиция молчать и сохранять брак. Считаю, что говорить об этом важно и нужно. Но здесь я чувствовала некое противопоставление.

Первая любовь юной Мадлен - вошедший в 1944 году в Париж американец Мэтт и лично (!) спасший ее страну, такой прекрасный, пахнущий апельсинами и корицей, и оставивший ей сына на память о себе, с одной стороны. И самодовольный абьюзер, жестокий, бесчеловечный француз Рэй - с другой. Первое упоминание о нем в фильме и ее слова: я хочу забыть эту главу. А по факту, все кино состоит из этой "главы". Больше ничего не было рассказано о ее дальнейшей жизни. Она села на 15 лет в тюрьму, вышла в почти 40 лет. И больше ничего? После Рэя, тюрьмы и смерти сына ничего не было? Да, жизнь поломана, но впереди еще больше половины, неужели там не было ничего хорошего?!

Понимаю, что фильм тогда был бы бесконечным, но есть некая недосказанность, не коррелирующая с концовкой фильма: Люби, пока любится, делай, что нравится, жизнь так коротка.

Ну, и классика жанра и американской мечты. Естественно, главный герой получает финансовую помощь/наследство за то, что он такой хороший человек. Мне это не понравилось.

Вопрос, как его нашел нотариус? Дежурил у ее могилы? А если б тот не пришел?

Но если откинуть мои прозаичные вопрошания, то красиво, конечно: она рассчиталась за великолепную поездку всем тем, что у нее было земного.

В общем, фильм мне понравился неторопливостью и общим настроением. Но по вкусу пришлось далеко не все.

Кстати, в финале очень красивый чувственный танец Мадлен и американбоя Мэтта/Элли Каемпфен. Он, как раз внешне больше похож на неуравновешенного неадеквата, чем красавчик Рэй/Жереми Лаэрт. Не находите?

Elie Kaempfen и Жереми Лаэрт. Фотографии отсюда https://www.kinopoisk.ru/
Elie Kaempfen и Жереми Лаэрт. Фотографии отсюда https://www.kinopoisk.ru/

Еще ж не показала юную Мадлен. Очень приятная актриса Алис Исааз.

Алис Исааз. Фото отсюда: https://www.film.ru/person/alisa-isac
Алис Исааз. Фото отсюда: https://www.film.ru/person/alisa-isac

Видели этот фильм? Знакомы с дуэтом Дэни Буна и Лин Рено по другим фильмам?

#кино #кино #рецензия #новосибирск