Найти в Дзене
Александр Киселёв

Как я школьный этап Всероссийской олимпиады проводил

Слышали такую пацанскую фразу, что волки в цирке не выступают? А учителя - не волки. Да и школьники тоже не волки. Поэтому, сами понимаете, приходится. Тем более что ехать никуда не надо - в цирк потихоньку превращается весь учебный процесс. Сегодня расскажу вам про такой аттракцион, как «Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников 2025». Он закончился месяц назад, а вспомнил я о нём потому, что через неделю будет уже муниципальный (по простому — районный) этап олимпиады. Школьный этап длится не день и не два — почти весь месяц. Так что октябрь для учителя информатики в сельской школе - месяц не самый удачный, в основном именно из-за олимпиады. Как это выглядит с моей стороны? Начинается урок, условный 10-А класс чинно рассаживается за парты, я объявляю что сегодня мы снова поработаем с базами данных, и ожидаю, что у них загорятся глаза в предвкушении (они не загораются). И тут открывается дверь, и я вижу в коридоре кучу учеников 5-го класса, и Ирину Борисовну. - Александр Алексан

Слышали такую пацанскую фразу, что волки в цирке не выступают? А учителя - не волки. Да и школьники тоже не волки. Поэтому, сами понимаете, приходится. Тем более что ехать никуда не надо - в цирк потихоньку превращается весь учебный процесс. Сегодня расскажу вам про такой аттракцион, как «Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников 2025».

Он закончился месяц назад, а вспомнил я о нём потому, что через неделю будет уже муниципальный (по простому — районный) этап олимпиады.

Школьный этап длится не день и не два — почти весь месяц. Так что октябрь для учителя информатики в сельской школе - месяц не самый удачный, в основном именно из-за олимпиады.

Как это выглядит с моей стороны? Начинается урок, условный 10-А класс чинно рассаживается за парты, я объявляю что сегодня мы снова поработаем с базами данных, и ожидаю, что у них загорятся глаза в предвкушении (они не загораются).

И тут открывается дверь, и я вижу в коридоре кучу учеников 5-го класса, и Ирину Борисовну.

- Александр Александрович, нам надо олимпиаду по математике пройти.

- Ах да, олимпиада. Точно. А сколько детей будут проходить?

- Десять человек, все желают.

- У меня только 8 компьютеров в кабинете.

- Авокадий, Евангелина, идите обратно в кабинет.

С возгласом «Ну блин...» двое уходят. Смотрю на остальных, и понимаю, что практическая по базам данных под угрозой — их ровно столько, сколько компьютеров.

- Ирина Борисовна, это всё ещё слишком много. Мне же тоже нужны компьютеры на уроке. Давайте вы выберете троих, самых лучших, и они будут её сдавать.

Немного «поторговавшись», сошлись что их будет четверо. Ну хоть что-то. В 10 классе всего 8 человек сегодня, как раз по двое за один компьютер.

Затем флешка с кодами участников. Сайт олимпиады. Открываю со своего компьютера — всё ок. Захожу через компьютер ученика — и нет ссылки для входа. Что за чертовщина?

Я даже сделал скриншот, настолько удивился.
Я даже сделал скриншот, настолько удивился.

Сажусь за другой компьютер ученика, пытаюсь войти на сайт. Та же ситуация.

Обращаю внимание на системное время — на всех ученических компьютерах стоит 01:30, хотя сейчас 09:30. Вспоминаю, что при установке отечественного линукса оставил галочку «Хранить время по Гринвичу» включенной, и у всех компьютеров сбилось время, а менять тогда сразу было лень. Для смены времени захожу под админом, меняю, проверяю сайт — работает!

Олимпиада проходила на сайте онлайн-школы «Сириус», если что.
Олимпиада проходила на сайте онлайн-школы «Сириус», если что.

Ругая мысленно и себя, и авторов замечательного сайта, которые проверяют возможность входа по системному времени устройства, стараюсь быстро рассадить гениев математики, зайти на сайт и ввести код участника. Как-то справляюсь, десятиклассники помогают пятиклашкам ввести в анкете на сайте своё имя — половина из них и за компьютером-то раньше не работала, информатика у них будет только с 7-го класса.

Смотрю на время — 20 минут урока потеряно. Плакала практическая по базам данных. Сумбурно пытаюсь дать задание и 10-му классу, но за оставшееся время новый материал уже не дать, получается скорее урок повторения, чем изучения нового.

А на следующий урок — пришел 6-й класс на олимпиаду. И так весь день. А на следующий день уже начинаю договариваться с другими учителями, чтобы с каждого класса не больше 3-х человек, и провожу олимпиаду сразу для двух или трёх классов. Тоже напряг, но так хотя бы один урок будет испорчен, а не сразу три.

Какой итог по олимпиадам — не знаю. Но мой итог — повышенная усталость, и чувство, что делаю вместо работы какую-то хрень.

Такое проводится по большинству предметов. И вот что я скажу — если бы я не был учителем информатики, я бы этому порадовался. Потому что раньше для проведения олимпиады нужно было найти более-менее «новые» задания, которые нигде раньше в учебном процессе не использовались, а это не так просто. А потом эту олимпиаду на бумажечках провести. А потом эти бумажечки ещё и проверить. И вместо всей этой канители — просто посадить ученика за компьютер, и пусть проходит себе, результаты автоматически придут через неделю примерно. Это круто, все довольны. Ну, кроме меня, наверное.

Уже скоро муниципальный этап, и к счастью, к его проведению я отношения иметь не буду. Но напишу и о нём, у меня есть что сказать.

Поделитесь в комментариях своим опытом проведения или участия в олимпиадах, буду рад.