Найти в Дзене
Огни Сибири

Летит самолетик надежды и веры, и дроны ему не страшны…

Артем получил повестку о мобилизации в день своего рождения, когда ему исполнилось 24 года. Сейчас ему двадцать семь. Солдатами не рождаются… Название этого знаменитого романа Константина Симонова воскресло в памяти при встрече с участником СВО, Артемом Рашитовым, но несколько не в том контексте, который высвечивает это пронзительное произведение о войне. Еще до мобилизации молодой человек был активистом штаба Юнармии. Открыл военно-тактический клуб, пригласив всех желающих, начиная от четырнадцати лет. Все время, пока Рашит (позывной Артема), находится в месте боевого соприкосновения, клуб продолжает жить. В учебной программе, помимо спортивных игр "Страйкбол" и "AirSoft", дающих основы огневой и стрелковой подготовки, освоение первой доврачебной помощи, тактическая подготовка – (согласно армейским уставам ВС РФ и вспомогательной литературе). А также изучение основ строения БПЛА и многие другие направления. Весь спектр занятий в клубе, как и требования к дисциплине, на армейском уров

Артем получил повестку о мобилизации в день своего рождения, когда ему исполнилось 24 года. Сейчас ему двадцать семь. Солдатами не рождаются… Название этого знаменитого романа Константина Симонова воскресло в памяти при встрече с участником СВО, Артемом Рашитовым, но несколько не в том контексте, который высвечивает это пронзительное произведение о войне.

Еще до мобилизации молодой человек был активистом штаба Юнармии. Открыл военно-тактический клуб, пригласив всех желающих, начиная от четырнадцати лет. Все время, пока Рашит (позывной Артема), находится в месте боевого соприкосновения, клуб продолжает жить. В учебной программе, помимо спортивных игр "Страйкбол" и "AirSoft", дающих основы огневой и стрелковой подготовки, освоение первой доврачебной помощи, тактическая подготовка – (согласно армейским уставам ВС РФ и вспомогательной литературе). А также изучение основ строения БПЛА и многие другие направления. Весь спектр занятий в клубе, как и требования к дисциплине, на армейском уровне – это освоение азов, так необходимых каждому будущему воину. Такие знания и навыки бесценны, особенно в наше время.

Но на войне другое временное измерение. Люди в экстремальных условиях обретают обостренное восприятие жизни и ее истинных ценностей. Здесь быстрее происходит зрелость личности.

Во время нахождения в зоне специальной военной операции Артем был ранен. Случилось это во время прилета вражеских дронов. Недавно он вновь приехал в отпуск домой. Очень часто его можно было увидеть в городском штабе Юнармии, где он давно не гость, а свой человек. Были у него и встречи-беседы с ребятами, во время которых звучала правда о войне без прикрас, и занятия по тактической медицине и по основам БПЛА в рамках проекта «Будущий защитник». Особенно впечатлило школьников, когда Артем продемонстрировал беспилотник из зоны боевых действий.

Боец воюет в составе роты операторов разведки БПЛА. Ему есть о чем рассказать подросткам, поставившим цель освоить специальность, востребованную не только на войне, но и в мирной жизни.

Город Енакиево в ДНР, где расположено подразделение, куда был направлен Артем после специального двухмесячного обучения, хотя и фронтовой, но, к счастью, не был разрушен бомбежками, как другие населенные пункты.

– Нас, новобранцев, на место дислокации части привезли ночью. Расселились по разным домам, квартирам, после чего мы сами обустроили свой быт. Произошло это перед Новым годом, – вспоминает мой собеседник. – Приехали, можно сказать, в неизвестность. У любого человека в такой ситуации бывает волнение, внутренний дискомфорт. Постепенно, выполняя боевые задачи по разведке местонахождения врага, доставке боеприпасов, другие задания, накапливался опыт. Но война – это всегда непредсказуемость.

Вместе с Артемом в одном подразделении воюет его отец – Дмитрий Владимирович Рашитов. В недавнем времени учитель основ безопасности и защиты Родины, он ушел защищать Родину вслед за сыном, по контракту, после его ранения. Стал настоящим наставником для таких молодых ребят, как сын. Заботится о них по-отечески. В свою очередь Артем признается, что родной человек рядом, на войне – это всегда большие переживания.

Дмитрий Владимирович всегда на одной позиции с сыном, обеспечивает техническую часть работы БПЛА – собирает и закрепляет боеприпасы для их доставки.

– Я не поддерживаю мнение, что люди за пятьдесят воюют недостаточно эффективно. Человек с большим жизненным багажом, и при этом, с уравновешенной психикой, всегда востребован и приносит свою неоспоримую пользу, - говорит Артем.

Пребывая на СВО с первых дней войны, как оператор БПЛА, он

как никто иной, может оценить роль «птичек» в ходе СВО:

– С появлением таких дронов, как «FPV», обладающих уникальными возможностями, изменилась вся доктрина войны. Себестоимость такого дрона, обладающего большой точностью в достижении цели, 70 тысяч рублей. А танк, который он поражает, как цель, стоит порядка 20-30 миллионов. Это колоссальный удар по противнику, его огромный экономический проигрыш.

Есть еще такая разновидность дронов, похожих на «пенопластовые самолетики». Достаточно удара такой «игрушки» и дома нет! Есть дроны, развивающие скорость до 585 километров в час. Такие используются в работе системы ПВО.

Но и самые распространенные - «камикадзе», скорость которых 100-130 километров в час, не менее опасны, от них не убежишь…Независимо от погоды и каких-либо обстоятельств, дроны ведут наблюдение. Это недремлющее око, ведущее бесконечный бой.

Многочисленная гуманитарная помощь, в том числе, и различные транспортные средства, техническое оснащение, в условиях СВО недолговечны, и далеко не всегда подлежат восстановлению. На личные деньги Артем купил приборы ночного видения. Но после удара БПЛА батальона «Птахи Мадяра», специалисты которого считаются асами своего дела, часть приборов сгорела, пришлось докупать.

– Поэтому необходимость в техническом оснащении существует всегда, – говорит Артем. Такая «гуманитарка» наиболее ценна. Всегда нужны маскировочные сети. При передвижении на новое место они остаются на прежних позициях. Проблем с одеждой и питанием у нас нет. Но всегда приятно получить посылку из дома. Безмерная благодарность за то внимание и поддержку, которые мы постоянно ощущаем. А детям за письма, читать которые невозможно без слез. Мой отец долго носил с собой письмо, от ученицы Ачинской Мариинской гимназии, тронувшее до глубины души. И, хотя встретиться не получилось, приехав домой, в отпуск, он передал девочке цветы и мишку.

Очень много значит для Артема непрерывающаяся связь с его детищем – клубом «Эхо», который продолжает жить своей насыщенной жизнью, под чутким руководством его создателя. Молодые люди приходят сюда не просто пострелять, но учатся взаимодействию с товарищами, технике безопасности при работе с оружием и многому другому, что так важно для будущих воинов. Артем в курсе всех событий «Эха», дает рекомендации. А в настоящее время, когда мошенники активно ведут вербовку, очень важна профилактическая работа.

Кем видит себя Артем в мирной жизни?

– Загадывать не буду. До мобилизации работал в поисково-спасательном отряде, где до сих пор числюсь. В любом случае, знания и опыт работы с БПЛА пригодятся, когда кончится война.

Все войны обязательно заканчиваются. А приближают этот долгожданный момент все, кто верит, помогает фронту, молится, мысленно пребывает с защитниками Отечества.

Наталья Шелехова (АП)

-2
-3
-4