Найти в Дзене
Финансовый гений

РЖД превратились в компанию-зомби. Теперь вся экономика, все люди годами будут работать на обслуживание ее долгов

Госкорпорацию РЖД по праву можно назвать компанией-зомби. Это вполне устоявшийся финансовый термин - в инвесторских кругах так называют компании, которые погрязли в долгах и не способны работать без постоянных финансовых вливаний.

Простыми словами, если прекратить финансирование компании - она тут же обанкротится и рухнет, но постоянные довложения подпитывают ее полуживое-полумертвое состояние.

-2

И вот, РЖД сейчас превратились именно в такую компанию. В рейтинге ТОП-должников страны от Forbes эта госкорпорация заняла третье место после Газпрома и Роснефти, но ее долговая нагрузка и отношение долга к показателям деятельности куда хуже, чем у первых двух.

По итогам трех кварталов чистая прибыль РЖД по МСФО рухнула в 4,2 раза, составив чуть менее 25 млрд рублей.

-3

При этом по РСБУ (российский стандарт отчетности) компания уже находится в убытках на 4,2 млрд рублей.

-4

Налоги компания платит, соответственно, с прибыли по российским стандартам отчетности, а ее нет.

Но финансовый результат в целом тут не столь существенен, поскольку в соотношении с долгами компании он просто ничтожен!

По итогам трех кварталов 2025 года долгосрочная задолженность РЖД составила 2,6 трлн, а краткосрочная - 2,65 трлн рублей, совокупный долг компании превысил 4,2 трлн рублей. Это в тысячу раз больше, чем убыточный финансовый результат компании.

Обслуживание этого долга, по данным отчетности, обходится РЖД порядка 700 млрд рублей в год. При том, что годовая выручка компании, по всей видимости, составит менее 3 трлн.

То есть, порядка четверти годовой выручки уходит только на уплату процентов по долгам, без учета их погашения. Погашения в принципе и не происходит, происходит постоянное перекредитование, сами долги при этом постоянно растут. В таком состоянии компания уже нежизнеспособна, если прекратить ее постоянную (именно постоянную!) финансовую подпитку.

Во втором полугодии текущего года РЖД сначала начали отправлять сотрудников в неоплачиваемые выходные, потом число таких ежемесячных выходных выросло, потом сотрудников решили увольнять.

-5

Но все это сущие мелочи в рамках общего финансового положения компании, которые никак особо не повлияют на ее долги и убытки.

И самое интересное, что в таком положении зомби оказалась государственная монополия! То есть, компания, у которой вообще нет конкурентов, которая одна такая и может творить все, что хочет! (что она, собственно, и делает). Это просто нонсенс... Частная компания какого-нибудь олигарха на этом месте была бы сверхприбыльной и сверхуспешной. Но это, как говорится, "не наш путь". Наш путь - сосредоточить все в руках государства и привести к такому состоянию, чтобы потом вся экономика и все граждане работали на содержание этой громоздкой структуры, погрязшей в долгах.

Вот уже сейчас власти собираются решать, что делать дальше с РЖД, что станет в следующем году тем самым источником финансовых вливаний на поддержание жизни зомби. Совещание в правительстве по данному вопросу назначено на 11 декабря.

-6

Что же там за меры собираются обсудить?

Ну, во-первых, традиционное повышение тарифов на перевозки. Причем сразу нескольких, а заодно - введение новых (ну как без этого).

Среди предлагаемых тарифных мер введение надбавки на транспортную безопасность в размере 1%, допиндексация тарифа на порожний пробег на 5% (с 2026 года, согласно проекту постановления ФАС от 20 октября, она будет ежегодной и составит 10% для универсальных вагонов) и индексация тарифов на экспортные перевозки угля на 10% с 1 марта 2026 года (повысим тарифы такой же убыточной и погрязшей в долгах угольной отрасли). Ну и, разумеется, будет обсуждаться общее повышение тарифов РЖД на всё с 1 октября, размер этого повышения еще неизвестен.

Все это может привести к росту EBITDA компании (прибыль до уплаты процентов, налогов, амортизации) всего чуть более чем на 100 млрд рублей.

Естественно, только повышения тарифов РЖД будет недостаточно, даже чтобы компания просто продолжала работу. Как я изначально писал, нужны постоянные финансовые влияния. Какими же они будут в 2026 году? Тут предлагается перечень из целых 14-ти мер! Среди них:

  • субсидия Минпромторга на проценты по кредитам и займам (вливания из бюджета);
  • приближение денежного выделения субсидии 2028 года (досрочные вливания из бюджета, запланированные позднее);
  • налоговый вычет по акцизу на дизтопливо - «возвратный» акциз (снова вливания из бюджета);
  • отказ от уплаты процентов по части займов (речь идет о выплате процентов по бессрочным облигациям) - это вообще "прощение" процентов - пользуйтесь деньгами бесплатно и бессрочно!
  • перенос выплаты дивидендов по привилегированным акциям (поддержано на совещании у министра финансов Антона Силуанова) - тут бюджет, наоборот, недополучит денег от компании;
  • получение аванса в размере 47 млрд руб. (снова вливания из бюджета);
  • перенос уплаты процентов в размере 120 млрд руб. под гарантию наличия источников для погашения (денег недополучат кредиторы).

Все перечисленные "нетарифные" меры в совокупности могут дать эффект 200 млрд рублей (сравните с долгом 4,2 трлн и 700 млрд в год на его обслуживание).

А дальше самое интересное. Власти предлагают зафиксировать стоимость кредитов для РЖД в размере 9% годовых, а все, что выше, будет субсидироваться банкам напрямую по аналогии с льготной ипотекой. Тут речь идет о кредитах на реализацию Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (КПМИ, охватывает такие проекты, как развитие высокоскоростных железнодорожных магистралей, модернизация Восточного полигона, расширение подходов к портам юга и северо-запада и другие).

А также, внимание, предлагается конвертация части долга (400 млрд руб.) в акции РЖД. Это предложение даже поддержал ЦБ при наличии опциона Минфина на обратный выкуп таких акций с баланса банка через три года, уточняется в перечне предлагаемых мер.

Думаю, даже вот этот перечень мер по спасению РЖД прямо говорит о том, насколько там все... ну, скажем, не очень хорошо.

В общем, в первую очередь тут должны обрадоваться кредиторы этой госкорпорации, в частности это госбанк ВТБ. Потому что их теперь заставят (именно так) кредитовать данную структуру на нерыночных условиях, "прощать" проценты, переносить погашение долга и даже возвращать свои деньги акциями компании с сомнительными перспективами.

Ну а еще должны порадоваться все без исключения граждане России. Потому что все они прямо и косвенно платят за накопленные долги РЖД. Если что, об этом пишет даже небезызвестный Царьград, и это тот редкий случай, где можно с ним согласиться.

-7

Только можно побороться за формулировочку. Огромный долг РЖД не погасят, а будут постоянно, ежегодно, бесконечно гасить простые люди. Во-первых, за счет бесконечного и опережающего инфляцию роста тарифов РЖД. От подорожания грузоперевозок будут дорожать многие товары, ну и также будут дорожать пассажироперевозки.

Во-вторых, вместо того, чтобы десятки и сотни миллиардов из бюджета пошли на что-то важное для простого обывателя (медицина, образование, социальная политика и т.д.), они будут ежегодно уходить на субсидирование РЖД по самым разным направлениям. А людям будут повышать налоги, сборы, штрафы, коммунальные платежи и прочие тарифы госмонополий, чтобы, помимо "приоритетов" государства, денег в бюджете хватало еще и на вот эти бесконечные финансовые вливания в компанию-зомби.

И ладно бы такая компания была одна. Но она лишь одна из многих! На Газпром и Роснефть, например, тоже все население будет "скидываться" еще очень-очень долго.

Подписывайтесь на телеграм-канал Финансовый гений, чтобы получать еще больше полезной информации и оперативно отслеживать выход новых публикаций на сайте и в Дзене.

Поблагодарить автора можно через донат. Кнопка доната справа под статьей, в шапке канала или по ссылке. Это не обязательно, но всегда приятно и мотивирует на фоне падения доходов от монетизации в Дзене.