Найти в Дзене

Кейс: как вывести компанию из кассового разрыва в 1,8 млн руб за 4 месяца без привлечения кредиторов

Основатель финансовой компании ID Стратегия Ирина Долматова рассказывает, как она помогла собственнику закрыть кассовый разрыв и увеличить чистую прибыль за минимальный срок Кассовый разрыв – неприятная ситуация, когда выручка в компании есть, а деньги замораживаются. Многие сталкивались с кассовым разрывом и привлекали разные источники для выплаты обязательных платежей. По данным исследования, 55% малых предприятий в 2023 году использовали личные средства владельцев бизнеса для покрытия дефицита денежных средств. Кредитные карты, займы и личные средства собственников – три наиболее популярных источника финансирования для малых предприятий. В этой статье делюсь реальным кейсом, как избавиться от кассового разрыва за 4 месяца без использования личных и заемных денежных средств. Точка А: кассовый разрыв на 1,8 млн рублей Ко мне обратилась компания из сферы услуг для B2B. В команде более 20 человек. При стабильной выручке компания ежемесячно уходила в минус. Зарплаты задерживались, долги
Оглавление

Основатель финансовой компании ID Стратегия Ирина Долматова рассказывает, как она помогла собственнику закрыть кассовый разрыв и увеличить чистую прибыль за минимальный срок

Кассовый разрыв – неприятная ситуация, когда выручка в компании есть, а деньги замораживаются. Многие сталкивались с кассовым разрывом и привлекали разные источники для выплаты обязательных платежей. По данным исследования, 55% малых предприятий в 2023 году использовали личные средства владельцев бизнеса для покрытия дефицита денежных средств. Кредитные карты, займы и личные средства собственников – три наиболее популярных источника финансирования для малых предприятий.

В этой статье делюсь реальным кейсом, как избавиться от кассового разрыва за 4 месяца без использования личных и заемных денежных средств.

Точка А: кассовый разрыв на 1,8 млн рублей

Ко мне обратилась компания из сферы услуг для B2B. В команде более 20 человек. При стабильной выручке компания ежемесячно уходила в минус. Зарплаты задерживались, долги перед поставщиками росли, налоги платились через кредитные карты. Собственник постоянно вкладывал в компанию личные средства, чтобы минимизировать долги.

Первый шаг – финансовая диагностика

Первым шагом команда ID Стратегия провела финансовую диагностику бизнеса. Что именно было сделано в рамках финансовой диагностики:

Во-первых, полностью оцифровали бизнес. Мы проанализировали каждый финансовый показатель, чтобы найти, места потерь финансов и, места недополученных денежных средств. Анализировали даже ушедшие 50 тысяч рублей.

Во-вторых, сделали оценку матрицы услуг компании. Мы изучили и проанализировали финансовые показатели каждой предлагаемой услуги компании, чтобы выявить прибыльные и убыточные услуги.

По результатам проведения финансовой диагностики мы на основе цифр нашли статьи расходов, забирающие деньги компании:

  • около 500 000 ₽/мес — незапланированные расходы компании (лишние закупки, не синхронизированные с потребностями компании; необоснованные премии и авансы; предоплаты подрядчикам, чья работа не отслеживалась)
  • 250 000 ₽/мес — неэффективная реклама и маркетинг
  • 350 000 ₽/мес — неконтролируемый фонд оплаты труда (перерасходы на сотрудников без системы KPI, дублирующие роли, отсутствие контроля за результатами)
  • около 200 000 ₽/мес — терялись из-за отсутствия платежного календаря (налоги не были заложены; не учитывались сезонные пики расходов)
Ирина Долматова, эксперт по финансам и управлению, показывает, как с помощью финансовой диагностики можно найти нерациональные статьи расходов компании
Ирина Долматова, эксперт по финансам и управлению, показывает, как с помощью финансовой диагностики можно найти нерациональные статьи расходов компании

Второй шаг – внедрение платежного календаря и построение финансовой модели

Далее команда ID Стратегия внедрила платежный календарь и финансовую модель. Это стало неким компасом для компании и собственника. Мы расставили приоритеты платежей (налоги, зарплата, ключевые поставщики), синхронизировали поступления денежных средств с предстоящими выплатами и спрогнозировали движение денежных средств на 3 месяца вперед.

Собственник на этом этапе поделился, что впервые увидел не только сегодняшний день, но и финансовое будущее своей компании хотя бы на ближайшие 3 месяца.

Третий шаг – внедрение фондирования

Далее мы создали систему фондов в компании. Проанализировали статьи расходов, выделили ключевые направления для трат. Определили, что нужны следующие фонды:

  • фонд зарплат – чтобы команда получала оплату вовремя и без задержек
  • фонд налогов – чтобы обязательства перед государством никогда не были сюрпризом
  • фонд операционных расходов – для четкого контроля текущих затрат
  • фонд развития – чтобы бизнес мог расти системно без денег собственника
  • резервный фонд – для покрытия обязательных расходов компании как минимум в течение 3 месяцев
Ирина Долматова, эксперт по финансам и управлению, показывает, как работает фондирование в компании ID Стратегия
Ирина Долматова, эксперт по финансам и управлению, показывает, как работает фондирование в компании ID Стратегия

Мы также пересмотрели рекламный бюджет, увязав его с реальными продажами, реструктуризировали ФОТ в соответствии с KPI и внедрили регламент согласования незапланированных расходов.

Точка Б: ключевые результаты

Через 4 месяца с начала работ нам удалось выйти из кассового разрыва в стабильную выручку. Платежи по зарплате, аренде, поставщикам начали выплачиваться вовремя и стабильно. Мы создали резервный фонд, который сможет сгладить наступление непредвиденных ситуаций.

Самый важный результат – собственник перестал вкладывать деньги из собственного кармана в бизнес. Компания стала финансово управляемой и прогнозируемой.