Немного о событиях давно ушедшего времени. Вроде вот все недавно, для истории сто лет не срок, а секундное мгновение, люде для времени песок или расходный материал. Помните как там у Хайяма сказано и от этого немного грустно:
Пролетело то время, пролилось, отошло и все только в памяти что-то тихо шелестит. Мутное время дома Романовых, правители что сами себя съели. Россия это вам не Париж и Лондон здесь свое коварство и правила свои и управлять сильным народом, это не интриги плести.
Многие наверное хорошо знакомы с мутной историей из жизни Искандера. Кто-то что-то слышал, кто-то специально копался выискивая факты. Сегодня гиды в Ташкенте с каким-то особенным наслаждением смакуя повествуют о причинах высылки этого интересного человека на окраину империи, в Ташкент. Который один для здешних земель и народа сделал столько, сколько не сделал ни один бай местный грабитель и духовенство для страны за века правления.
Из такой семьи и вор, про свои великие дела тихо сопят в ноздри осла. Темная история с его ссылкой, здесь видно сильную руку главных исторических мутил британцев. Уж если они чего-то мутят то мутят серьезно. Ни один факт что вменялся этому грамотному человеку практически не доказан. Пропало три бриллианта из оклада одной из икон. Якобы они были предназначены любовнице, американской аферистке Фанни лир.
По итогам расследования Николай официально был объявлен душевнобольным, что предполагало его принудительное лечение и содержание под стражей. Одновременно он лишался всех званий и наград, вычёркивался из списка своего полка и подлежал выдворению из Петербурга. С 1874 по 1881 годы он сменил не менее 10 мест жительства.
В 1877 году император Александр II выслал великого князя в Оренбург, где тот встретил Надежду Александровну фон Дрейер (1861—1929), дочь полицмейстера Александра Густавовича Дрейера и Софьи Ивановны Огановской. Он женился на ней 15 февраля 1878 года, венчавшись в храме Казанской иконы Божией Матери в селе Берды, даже несмотря на отсутствие высочайшего позволения, и совершил это под фамилией Волынский, взятой по одному из полков. 28 мая (9 июня) 1879 года Правительствующий синод признал этот брак незаконным, а 17 августа 1877 года Николай Константинович был лишён титула великого князя и прав на наследство для всех своих потомков.
В 1881 году воцарившийся на престоле император АлександрIII выслал Николая Константиновича в Ташкент, в Туркестанское генерал-губернаторство, где развернул бурную деятельность по обводнению и ирригации края.
Бриты очень боялись прихода к власти этого высокородного наследника престола из дома Романовых, главное во дворце Петербурга своих воров и интриганов в то неспокойное время хватало с лихвой. Необходимо было устранить этого человека любым методом, убрать подальше от власти и это удалось. Приди этот престолонаследник во власть и приняв скипетр, неизвестно как история России повернулась бы.
Судя по тем делам что совершил этот замечательный человек в Туркестане, вроде в ограниченном пространстве в рамках небольшого края можно с уверенностью сказать, он много бы сделал для своей страны. Уверен приди он к власти, Россия не совершила бы столько ошибок в тот исторический период. Имя Искандер ему присвоил народ Узбекистана за дела его добрые. Надеюсь страничка вам будет интересна по многим причинам. Да и главное её меня вынудила написать одна девушка счастливо съездившая и отдохнувшая в Узбекистане.
Прожив в Ташкенте 36 лет, великий князь Николай Романов перед смертью в январе 1918 года завещал свой дворец и музей супруге княгине Надежде Искандер.
Все это богатство по ее кончине должно было перейти в собственность Ташкентского университета.
На деле музей и дворец сразу прибрали к рукам новые правители. Княгине Искандер разрешили проживание во флигеле и поручили ей работу смотрительницей.
Музей открылся для публики 28 февраля 1919 года, и за месяц в нем побывало 12 тысяч человек.
Вскоре на романовскую коллекцию упал взгляд одного из тех кто любит поживиться, из хозяев жизни.
Уже в марте 1919-го в Ташкенте объявился уполномоченный наркомата иностранных дел Н. Бравин. Историю с ним описал английский разведчик полковник Ф. Бейли в своей книге «Миссия в Ташкент»: «Среди других экспонатов музея был прекрасный, украшенный драгоценными камнями кинжал, поразивший Бравина, который приказал, чтобы она передала его ему. Она отказалась это сделать. Не зная, что она была женой Великого Князя, он очень рассердился, но впоследствии, когда он узнал, кем была смотрительница, он стал менее настойчивым и в конце концов согласился дать расписку за изъятый кинжал. Ее княгиня и поместила в витрину на место, где был кинжал. Это стало предметом шуток в городе и вызвало трудности у Бравина, который в конечном счете забрал расписку, но не вернул кинжал».
Судьба самой «вещицы» покрыта тайной. Вскоре Н. Бравина назначили руководителем советской миссии в Афганистане, затем отозвали, но он отказался возвращаться в Москву. В январе 1921 года он решил перебраться в Британскую Индию с архивом документов, но был убит афганцами в Газни. Нечистоплотного из страны еврейской постигла участь воровайки.
В то время достаточно жестокое город грабили все кому не лень. Тот же Бейли описал, как из Ташкента бежала парочка якобы чекистов серба Мандича и польки Ядвиги после осиповского мятежа. Эти стреляли богатых жителей города с особой жестокостью и забирали все ценное, они же брали и госбанк на Сквере. Веселая история вроде пани Ядвигой которая умудрилась мешок с брильянтами утопить при переправе через реку Теджен.
В ноябре 1920 убрался из Ташкента и первый директор музея, молодой художник, ученик И. Репина Михаил Вербов, который по совету семьи перешел из иудейства в православие. Вскоре он оказался в Европе, затем в Америке. Ему принадлежал последний карандашный рисунок умершего князя. Да натворили люди из синогог много черных дел.
С участием Вербова, Искандер и художника А. Волкова была составлена первая опись от 26 февраля 1919 года.
14 октября 1905 года в Ташкент прибыл великий князь Константин Константинович, младший брат Николая Романова, с инспекцией кадетского корпуса и торжествами в связи с пожалованием ему шефства великого князя и наследника цесаревича Алексея Николаевича. На фото встреча братьев и супруги Н.К. Искандер.
«Пропажи» начались мгновенно.
Из закрытого большевиками кадетского корпуса бесследно пропали гипсовая маска Афанасия Волынского, крупные фотопортреты туркестанских генерал-губернаторов, были разорены оранжерея тропических растений и ферма шелковичных червей.
Первоначально бюст М.Г. Черняева стоял перед дворцом на пирамиде из ядер.
Никто и нигде не пишет о судьбе бюста Михаила Черняева, подаренного в 1907 году Н.К. Романовым городу. Он стоял перед домиком генерала на Махрамском проспекте. После 1918 года бюст исчез.
Бюст М.Г. Черняева на Махрамском проспекте.
Музей искусств УзССР находился в романовском дворце до 1927 года. Коллекцию вывезли в 1930 году в Белый дом и законсервировали до 1935 года. Этот отрезок времени покрыт мраком в судьбе коллекции.
Перед этим, впрочем, умерла смотрительница Н.А. Искандер. Был слух, что ее покусала бешеная собака в 1929 году. Но ни тела, ни акта вскрытия, ни свидетельства о смерти, ни могилы никто не видел.
История вокруг смерти княгини еще больше оказалась запутанной после выхода в свет книги «Туркестан-соло» швейцарской путешественницы Эллы Майяр. Понятно, что ее благословило ГПУ, ведь Ташкент был закрытым городом.
В книге она опубликовала фотографию, на которой якобы была изображена Н.А. Искандер в образе старухи на Воскресенском базаре. Элла Майяр пишет: «Не было возможности взять интервью у вдовы Великого князя. Ее волнистые волосы были покрыты косынкой, старческое лицо было в пудре. Княгиня передвигалась от прилавка к прилавку с недовольным видом и инквизиторским взглядом. Княгиня была одета в серый пиджак отменного качества и белое платье с подбором; она опиралась на зонт как на костыли, неся портфель под рукой. Жалкое зрелище. Я не могла отвести от нее глаз, а княгиня меня так и не заметила. Княгиня ничего не покупала, а только становилась все более возмущенной ценами на самый обильный продукт Ташкента — виноград, стоивший не менеe двух рублей за килограмм».
Странно. Кого могла увидеть Э. Майяр в 1932 году на Воскресенском базаре, если Н.А. Искандер умерла в 1929 году? И почему она не смогла побеседовать с Н.А. Искандер, если ей удалось пообщаться даже с Файзуллой Ходжаевым?
Э. Майяр зачем-то преследует Н.А. Искандер по базару и подслушивает ее разговоры. Скорее всего, товарищ, сопровождавший Э. Майяр, настоятельно посоветовал ей опубликовать фотографию и небольшой текст.
Фото из книги Э. Майяр «Туркестан-соло».
На западе книгу, конечно же, прочитали романовские родственники и зафиксировали, что Н.А. Искандер была еще якобы жива в 1932 году.
В 1997 году после смерти Э. Майяр газета «Нью-Йорк таймс» опубликовала ее некролог, где в заголовке Э. Майяр была названа авантюристкой.
Разгадка смерти княгини, думаю, всплыла уже в 1935 году во время затопления музея, под который отдали бывшую фабрику-кухню на углу улиц Пролетарской и Узбекистанской в стиле конструктивизма. Об этом писала даже центральная газета «Правда» в статье от 11 октября 1935 года «Аврал в Ташкентском музее искусств»: «Второй день здесь идут дожди. По залам мечутся ошалелые, промокшие люди с метлами, тряпками, ведрами: «Скорее, скорее, – в отдел мастеров XVII века прорвалась вода». Люди устремляются туда, срывают картины со стен, нагромождают их штабелями в углах. Но через полчаса – вновь тревога, вода проникла в другой зал…».
И это всё творилось с картинами Ван Дейка, Брюллова, Верещагина, Маковского, Шишкина, Репина…
О том, что музей стоит без крыши Наркомпрос прекрасно знал. Но директор Музея искусств Ломакина предпочла затратить ассигнованные суммы на побелку стен, потолков, на заказ безвкусной, аляповатой мебели. Надеялись, что дожди долго не начнутся…
Бывшая фабрика-кухня
Знали власти и том, что при последней инвентаризации обнаружена недостача свыше 400 экспонатов. Но никто за это не был наказан, хотя дело, конечно, уголовное.
Понятно, что бывшая княжна такого бы не допустила. И версия о ее устранении обретает совершенно ясный мотив.
Закрытие музея во дворце и его последующий переезд совпали с распродажей шедевров Эрмитажа для получения валютных средств на индустриализацию. Вполне возможно, что и 400 ташкентских экспонатов полностью или с «усушкой» по дороге утекли на Запад.
Последние пропажи из дворца можно датировать 1966-1967 годами, когда в нем находился дворец пионеров имени Ленина. Связывают этот эпизод с ташкентским землетрясением 24.4.1966 года. Вероятно, дворец был закрыт на несколько дней и в нем хозяйничали «проверяющие». Они и наткнулись на папки с автографами, которые коллекционировал Н.К. Романов. Посвящения были написаны, в основном, на французском. Лет через 30-40 на аукционах в США вдруг стали выплывать бумажные сокровища, которые могли принадлежать только ташкентским Романовым.
Впрочем, пресса писала, что в конце 2001 года из Государственного музея искусств Узбекистана, где до сих пор хранится романовская коллекция, были выкрадены пять знаменитых картин русских художников: «Закат в степи» Айвазовского¸ «Портрет Оболенского» Тропинина¸ «Тюркская девушка» Брюллова, «Девушка в красном платке» Крамского и «Девушка-стрелок» Сурикова.
Валить все пропажи на большевиков, это все в манере сегодняшних правителей, такое не удивительно, очень удобно кричать держи вора ... Можно спокойно говорить о том, что великие правители всегда легко чужое присваивают придя в очередной раз к власти. Приходится только жалеть о пропажах произведений искусства, уверен кто-то сегодня с гордостью демонстрирует произведения из Ташкентского дома Романовых в своих домашних коллекциях.
Можно только надеется, бегущие время все расставит по своим местам. В этом когда-то живом и прекрасном городе сегодня стараются молчать о больших делах князя. О том сколько хорошего он совершил для этого края, не смотря на ограничения в средствах. Он продуманно вкладывался в развитие этого региона. Не хотят говорить сегодняшние нувориши об этом. Рассказывают и вбивают мелкими гвоздями в головы подрастающих об страшных оккупантах, угнетателях и тех кто стирал традиции и культуры этого края. Хотя этот человек собрал и сохранил огромное количество ценностей, главное завещал все это этому краю. Чего не сделал не один из богачей этого края.
Ну вот и страничка сложена, надеюсь узнали что-то новое для себя. В страничке много противоречий, но без этого как...
Всего вам доброго дорогие друзья.
Все в открытом доступе свободного пространства.