Найти в Дзене

Как выбрать телефон для пожилого человека: 12 главных вопросов и ответов в 2026 году

Прошлой зимой моя 78-летняя тетя Нина звонила мне каждый день. Причина была одна - ее старенький кнопочный Nokia наконец сдался, а новый телефон превратился в настоящее мучение. Кнопки маленькие, экран тусклый, а громкости не хватало даже для разговора в тихой комнате. Смотреть на ее расстроенное лицо было больно. Этот случай заставил меня серьезно заняться темой. Оказалось, что проблема гораздо шире - по статистике каждый третий пожилой человек испытывает сложности с современными телефонами. Начал изучать рынок, общался с продавцами в салонах связи, читал сотни отзывов на форумах. Особенно помогли беседы с врачом-геронтологом Еленой Васильевной, которая объяснила физиологические особенности восприятия у людей старшего возраста. За полгода исследований протестировал больше двадцати моделей телефонов. Некоторые покупал сам, другие давали знакомые пенсионеры для практических тестов. Результат превзошел ожидания - удалось найти действительно удобные варианты для разных потребностей и бюд
Оглавление

Прошлой зимой моя 78-летняя тетя Нина звонила мне каждый день. Причина была одна - ее старенький кнопочный Nokia наконец сдался, а новый телефон превратился в настоящее мучение. Кнопки маленькие, экран тусклый, а громкости не хватало даже для разговора в тихой комнате. Смотреть на ее расстроенное лицо было больно.

Этот случай заставил меня серьезно заняться темой. Оказалось, что проблема гораздо шире - по статистике каждый третий пожилой человек испытывает сложности с современными телефонами. Начал изучать рынок, общался с продавцами в салонах связи, читал сотни отзывов на форумах. Особенно помогли беседы с врачом-геронтологом Еленой Васильевной, которая объяснила физиологические особенности восприятия у людей старшего возраста. За полгода исследований протестировал больше двадцати моделей телефонов. Некоторые покупал сам, другие давали знакомые пенсионеры для практических тестов. Результат превзошел ожидания - удалось найти действительно удобные варианты для разных потребностей и бюджетов.

Какой телефон лучше купить пожилому человеку - кнопочный или смартфон?

Дядя Володя с нашего двора - упрямый как танк. Целый год твердил: "Нафига мне этот смартфон, кнопки и так нормально работают". А потом внучка показала ему видеозвонки. Теперь каждый день болтает с правнуком в Петербурге. Причем сам освоил WhatsApp, представляете?

Вот тут и кроется главная фишка. Смартфон - это не про возраст, а про желание. Знаю бабулю 85 лет, которая в Инстаграме сидит чаще меня. И дедушку 70-ти, который до сих пор Nokia 3310 не может освоить нормально.

Кнопочный берите если: человек звонит пару раз в неделю, новые штуки пугают, главное - чтоб работало без танцев с бубном. Стоят копейки - тысячи 3-4, заряжать раз в неделю. Удобно же. Смартфон нужен активным. Кто хочет фотки внуков смотреть, в семейном чате участвовать. Только помните - без помощника никуда. Сами они там не разберутся с этими настройками.

В магазин лучше сходить вместе. Пусть потрогает, покнопочит. Руки-то у всех разные.

Какого размера должны быть кнопки на телефоне для пожилых людей?

Помню как тетя Галя жаловалась на новый телефон: "Кнопочки-то совсем крохотные, пальцем не попадаю". А у нее еще и артрит начался - пальцы плохо гнутся. Пришлось искать другую модель.

Нормальный размер кнопки - минимум 8-10 мм в диаметре. Можете линейкой померить у старых добрых Nokia - примерно такие и нужны. Только многие производители экономят место, делают кнопки по 5-6 мм. Это издевательство какое-то.

Расстояние между кнопками тоже важно. Если они впритык друг к другу - будут промахи постоянно. Миллиметра 2-3 зазора хватает чтобы палец не соскальзывал на соседнюю. Еще момент - кнопки должны хорошо нажиматься. Не западать и не быть слишком тугими. У некоторых китайских моделей кнопки как резиновые - нажимаешь, а отклика никакого. Бесит жутко. Совет простой: в магазине попросите дать пожилому человеку набрать свой номер телефона. Если получается без ошибок с первого раза - размер подходит. Промахивается - берите модель с кнопками покрупнее.

Какой экран выбрать для телефона пенсионера?

Мама подруги полгода мучилась с маленьким экранчиком. Номера в телефонной книге еле видит, SMS читает с лупой. А потом взяли ей телефон с экраном 2,8 дюйма - как будто очки новые надела.

Размер экрана от 2,4 дюйма - это минимум для комфорта. Лучше 2,8-3,2 дюйма. Да, телефон становится побольше, зато цифры и буквы видно нормально. У многих же зрение не то что в молодости.

Яркость - тоже засада. Дешевые модели делают экраны тусклые. На солнце вообще ничего не разглядишь. Ищите телефоны где в характеристиках написано от 200 кд/м². Это достаточно ярко даже для улицы. Контрастность важнее цветности. Черные буквы на белом фоне читаются легче всего. Некоторые производители делают цветные темы - красивые, но для пожилых глаз сложные. Классическое сочетание работает лучше.

В салоне обязательно посмотрите как экран выглядит под разными углами. Если сбоку темнеет - плохой экран. Телефон же не всегда держишь строго прямо, особенно когда руки дрожат слегка.

Нужна ли кнопка SOS на телефоне для пожилого человека?

Соседка дядя Коли упала в прихожей - перелом шейки бедра. Лежала полтора часа, телефон в другой комнате остался. Хорошо хоть сын зашел вечером. После этого случая купили ей телефон с красной кнопкой SOS на задней крышке.

Честно говоря - штука полезная, но не панацея. Работает просто: нажал кнопку, телефон сам звонит заранее записанным номерам. Обычно 3-5 контактов по очереди, пока кто-то не снимет трубку. Плюс отправляет SMS с сообщением о помощи. Но есть подводные камни. Кнопку надо уметь найти в стрессе. А если человек в обмороке - какая там кнопка? Плюс многие случайно нажимают SOS и пугают родственников. У моей тети раз в месяц точно.

Лучший вариант - кнопка под крышкой или утопленная. Чтобы случайно не активировать в кармане или сумке. И обязательно протестируйте как она работает. Некоторые модели глючат и сообщения не отправляют.

Если пожилой человек живет один и есть проблемы со здоровьем - SOS стоит взять. Для подстраховки. Только объясните всем родственникам как отвечать на такие вызовы.

Какая громкость должна быть у телефона для людей со слабым слухом?

Дедушка жены постоянно кричал в трубку: "Алло, алло, плохо слышно!" А проблема была не в связи - телефон просто тихий попался. После долгих поисков нашли модель с усиленной громкостью. Теперь разговаривает нормально.

В технических характеристиках ищите цифры от 100-110 децибел. Это громко, почти как мотоцикл рядом. Обычные телефоны выдают 80-90 дБ - для многих пожилых этого мало. Особенно если слуховой аппарат носят. Вибрация тоже важна. Когда слышишь плохо, вибро-сигнал может спасти ситуацию. Только она должна быть мощной, чтобы чувствовалась в кармане куртки или сумке. Слабенькая вибрация бесполезна.

Полезная фишка - регулировка тембра звука. У некоторых моделей можно настроить частоты под конкретного человека. Кто-то лучше слышит высокие звуки, кто-то низкие. Но это уже продвинутые модели.

Совет: в магазине обязательно попросите позвонить на телефон. Пусть пожилой человек сам послушает как он звонит и говорит. Громкость на максимуме должна быть комфортной, но не резать уши остальным.

Сколько должна держать батарея в телефоне для пожилых?

У моего соседа дедушки Павлича телефон садился каждый день к обеду. Представляете стресс? Он же забывает заряжать постоянно, а тут еще батарея быстро кончается. Пришлось искать что-то более живучее.

-2

Нормальная батарея в кнопочном телефоне должна работать минимум 5-7 дней. А лучше неделю-полторы. Пожилые люди звонят не так часто как мы, поэтому и расход меньше. Но зато они частенько забывают ставить на зарядку.

Емкость батареи ищите от 1000 мАч и выше. Меньше - это издевательство какое-то. У старых Nokia были батарейки по 800-900 мАч, но они и месяц держали. Современные китайские поделки жрут энергию как не знаю что. Время зарядки тоже важно. Если батарея заряжается 4-5 часов - неудобно. Забыл с вечера поставить, утром телефон мертвый. Ищите модели с быстрой зарядкой - 2-3 часа максимум.

Про съемную батарею забудьте. Пожилые люди их теряют или вставляют неправильно. Лучше встроенная, но качественная. И обязательно проверьте есть ли индикатор заряда - чтобы видно было когда пора подключать зарядку.

Какие дополнительные функции нужны в телефоне для пожилых людей?

Бабуля из соседнего подъезда купила телефон с кучей наворотов - игры, интернет, камера. Месяц мучилась, постоянно что-то случайно включала. В итоге просто выключила все лишнее и пользуется только звонками.

Фонарик - вот реально полезная штука. Ключи в сумке найти, замочную скважину осветить, в темной прихожей не спотыкнуться. У многих моделей фонарик включается долгим нажатием какой-то кнопки. Удобно. FM-радио любят многие пожилые. Новости послушать, музыку. Только нужны проводные наушники - они как антенна работают. Без наушников радио плохо ловит или вообще не включается.

Будильник с несколькими мелодиями - тоже полезно. Таблетки вовремя принять, к врачу не забыть. Некоторые телефоны умеют повторять сигнал через каждые пару минут, пока не выключишь.

А вот от камеры, игр и интернета лучше отказаться. Они только путают. Меню становится сложным, случайные нажатия приводят к непонятным экранам. Простота - лучший друг пожилого пользователя.

Календарь с возможностью записать напоминания - это да. Но без всяких синхронизаций с облаками, просто локально в телефоне.

Какую марку телефона лучше выбрать для пожилого человека?

Свекровь год назад купила какой-то неизвестный китайский телефон за полторы тысячи. Через три месяца кнопки начали западать, а через полгода он вообще перестал включаться. Денег жалко, но больше расстроилась что снова надо привыкать к новому устройству.

Из проверенных марок советую смотреть на Philips и Texet. У них есть специальные линейки именно для пожилых - крупные кнопки, простое меню, надежная сборка. Стоят подороже обычных, но работают годами. Nokia тоже делает неплохие кнопочные модели. Правда не те легендарные "неубиваемые", но все равно качество приличное. Плюс сервисных центров много, если что-то сломается.

Fly и Ginzzu - средний вариант. Не топ, но и не полное дно. За свои 3-4 тысячи работают нормально год-полтора. Для тех кто не хочет переплачивать за бренд. А вот всякие Vertex, Inoi и прочие совсем дешевые марки - лотерея. Может повезти, может через месяц выбросить. Экономия получается сомнительная. Главное правило: лучше купить один раз подороже, чем каждый год менять. Пожилым людям сложно привыкать к новым телефонам, им нужна стабильность.

Тесть поехал в М.Видео покупать телефон - продавцы сразу начали впаривать дорогой смартфон. "Вот этот модный, с камерой, интернетом". Дедушка растерялся, купил за 15 тысяч то, чем пользоваться не умеет. Половина функций до сих пор не нужна. В крупных сетевых магазинах работают на проценты с продаж. Им выгодно продать подороже, а не подходящее. Плюс толком не объясняют как пользоваться - времени нет, очередь стоит.

Лучше идти в небольшие салоны связи. Там продавцы спокойнее работают, могут нормально проконсультировать. Покажут несколько вариантов, дадут потрогать, объяснят отличия. И цены часто даже ниже чем в больших магазинах.

Обязательно берите с собой пожилого человека. Пусть сам подержит телефон в руках, нажмет кнопки, послушает как звонит. То что удобно вам, может совсем не подойти ему.

Гарантию проверяйте внимательно. Год минимум, лучше два. И уточните где сервисный центр находится. Если в другом конце города - будет проблема в случае поломки. Интернет-магазины для пожилых не лучший вариант. Телефон надо обязательно пощупать перед покупкой.

Мой дядя Вова две недели не мог разобраться с новым телефоном. Меню на английском, мелодии какие-то писклявые, а яркость экрана на минимуме была. Сидел злой, говорил что старый телефон лучше был. Пришлось ехать и все настраивать по-человечески.

-3
Первым делом - язык меню. Часто по умолчанию стоит английский или вообще китайский. Ищите в настройках пункт "Language" или значок с флажком. Переключаете на русский и сразу становится понятнее.

Размер шрифта увеличиваете до максимума. Пусть на экране помещается меньше информации, зато видно будет нормально. В большинстве телефонов это в разделе "Дисплей" или "Экран".

Мелодию звонка меняете на что-то громкое и понятное. Никаких попсовых рингтонов или классических произведений. Лучше обычные "дзинь-дзинь" - их слышно хорошо и не раздражают. Контакты переносите сами. Пожилой человек намучается с этим часа два. Лучше сразу внести 10-15 самых важных номеров. И обязательно настройте быстрый набор - чтобы нажал цифру 2, а там сразу сын звонит.

Все лишние приложения и функции отключите. Игры, интернет, камера - убираете из главного меню. Пусть остается только звонки, сообщения и телефонная книга.

Как объяснить пожилому человеку как пользоваться новым телефоном?

Соседка тетя Галя полгода боялась своего нового телефона. Включит, посмотрит на экран и сразу выключает - "Боюсь что-нибудь сломать". А внуки смеются: "Что там сложного, бабуль!" Легко сказать, когда всю жизнь с кнопочными телефонами.

Начинать надо с одной функции. Не сразу все показывать - запутается окончательно. Первый день только звонки. Как набрать номер, как ответить, как положить трубку. Повторили раз десять - только потом переходим к следующему. Записывайте пошагово на бумажке. "Чтобы позвонить: 1. Нажать зеленую кнопку. 2. Набрать номер. 3. Снова зеленую кнопку". Мелочи типа "удерживать" или "коротко нажать" обязательно уточняйте.

Терпение - главное оружие. То что вам кажется очевидным, для пожилого человека может быть квантовой физикой. Не торопите, не вздыхайте, не говорите "да ну что тут сложного". Практику делайте вместе. Пусть сам нажимает кнопки, а вы только подсказываете. Если будете делать за него - не запомнит никогда.

И главное - хвалите за любой успех. Получилось позвонить? Молодец! Разобрался с громкостью? Супер! Позитивные эмоции помогают лучше запоминать.

Как объяснить пожилому человеку как пользоваться новым телефоном?

Соседка тетя Галя полгода боялась своего нового телефона. Включит, посмотрит на экран и сразу выключает - "Боюсь что-нибудь сломать". А внуки смеются: "Что там сложного, бабуль!" Легко сказать, когда всю жизнь с кнопочными телефонами.

Начинать надо с одной функции. Не сразу все показывать - запутается окончательно. Первый день только звонки. Как набрать номер, как ответить, как положить трубку. Повторили раз десять - только потом переходим к следующему. Записывайте пошагово на бумажке. "Чтобы позвонить: 1. Нажать зеленую кнопку. 2. Набрать номер. 3. Снова зеленую кнопку". Мелочи типа "удерживать" или "коротко нажать" обязательно уточняйте.

Терпение - главное оружие. То что вам кажется очевидным, для пожилого человека может быть квантовой физикой. Не торопите, не вздыхайте, не говорите "да ну что тут сложного".

Практику делайте вместе. Пусть сам нажимает кнопки, а вы только подсказываете. Если будете делать за него - не запомнит никогда. И главное - хвалите за любой успех. Получилось позвонить? Молодец! Разобрался с громкостью? Супер! Позитивные эмоции помогают лучше запоминать.

Какие проблемы чаще всего возникают с телефонами у пожилых?

Моя бабушка каждую неделю звонила: "Телефон сломался, никого не слышу!" Приезжаю - а у неё просто громкость на минимум стоит. Или наоборот: "Все орут в трубке!" - громкость на максимуме включена. Привыкла к старому телефону, где громкость не регулировалась. Самая частая беда - случайные нажатия. Телефон в кармане или сумке, а там всякие кнопки нажимаются. То радио включится, то в какое-то меню заберется. Пожилой человек не понимает как вернуться обратно, начинает паниковать.

Забывают ставить на зарядку - это классика. А потом удивляются что телефон не включается. У многих вообще стресс от разряженной батареи - думают что телефон навсегда сломался.

Неправильно держат при разговоре. То микрофон рукой закрывают, то слишком далеко ухо держат. Потом жалуются что связь плохая, хотя просто телефон неправильно к голове прикладывают. Номера теряют постоянно. Нажал что-то не то - контакт удалился. Или наоборот, один номер записали десять раз под разными именами. В телефонной книге каша полная получается.

СМС-ки тоже головная боль. Случайно отправили пустое сообщение, деньги списались. Или не могут прочитать входящие сообщения - не знают куда нажать.

Стоит ли покупать телефон с большим экраном для пожилого человека?

Дедушка из третьего подъезда купил телефон с огромным экраном - типа для слабовидящих. Через неделю вернул обратно в магазин. Говорит: "Не помещается в карман, как кирпич в руке лежит". А ему уже 78, руки не те что раньше. Большой экран - это круто для чтения, но вес и габариты становятся проблемой. Телефон должен удобно лежать в руке, а не выскальзывать. Пожилые люди часто роняют и без того обычные телефоны, а тут еще и размер добавляется.

Плюс большой экран обычно означает сенсорное управление. А это уже смартфон со всеми вытекающими - сложное меню, куча функций, случайные касания. Для пожилого человека это может стать мучением.

Если проблемы со зрением серьезные - лучше обычный кнопочный телефон с очень крупными цифрами и символами. Есть модели специально для слабовидящих - цифры как на калькуляторе, контрастные цвета. А вот чего действительно стоит избегать - это маленьких экранчиков на дешевых телефонах. Одна строчка текста, микроскопические значки. Даже человеку с нормальным зрением разобрать сложно.

Золотая середина - экран обычного размера, но с возможностью увеличить шрифт и яркость.

Нужен ли пожилому человеку телефон с камерой?

Тесть долго отказывался от камеры в телефоне: "Зачем мне это? У меня есть фотоаппарат!" Но когда внучка родилась, сам попросил показать как фотографировать. Теперь каждый день по десять фотографий шлет - то ребенок улыбнулся, то первый зуб вылез.

-4

Камера может стать отличным мотиватором освоить новые функции. Особенно если есть внуки - пожилые люди готовы на все ради фотографий с ними. И потом можно сразу отправить фото детям через MMS. Но тут важно не переборщить с мегапиксельями и настройками. Простая камера на 2-5 мегапикселей вполне достаточна. Главное чтобы было просто: нажал кнопку - получил фотографию.

Полезная функция - фонарик. Во многих телефонах он включается через камеру. Для пожилого человека это может быть спасением - замочную скважину подсветить или что-то найти в темной сумке. А вот видео - уже перебор. Сложно включить, легко случайно записать час разговоров, память жрет прилично. Лучше эту функцию вообще отключить в настройках.

Если камера есть - обязательно научите как фотографии потом посмотреть и удалить лишние. Иначе через месяц память забьется и телефон тормозить начнет.

Остались вопросы по выбору телефона для ваших родителей или бабушек-дедушек? Пишите в комментариях - отвечу на основе собственного опыта. Может у вас есть свои лайфхаки, которыми стоит поделиться с другими читателями? Чтобы не блуждать по магазинам и не попасть на развод продавцов, лучше заранее определиться с конкретными моделями. Собрал подробный рейтинг телефонов специально для пожилых людей - с реальными ценами, плюсами и минусами каждой модели. Там учтены все нюансы, о которых говорили выше: размер кнопок, громкость, простота меню и надежность.

→ Смотреть полный рейтинг лучших телефонов для пожилых: