В последний календарный день осени мне посчастливилось побывать в театре «У моста» на премьере спектакля «Биндюжник и Король». Билеты были приобретены заранее, как только появились в продаже.
Фильм, снятый в 1989 году по мотивам «Одесских рассказов» и пьесы «Закат» Исаака Бабеля «Биндюжник и Король», ранее не видела. И перед спектаклем принципиально смотреть не стала. Дабы не сравнивать работы режиссёров и актёров. Но позже, уже после просмотра спектакля посмотрела актёрский состав фильма. Он оказался по-настоящему звёздным: Армен Джигарханян, Зиновий Гердт, Евгений Евстигнеев, Ирина Розанова, Татьяна Васильева, Роман Карцев. И это ещё не всё. Каждая роль, даже второстепенная сыграна звездой российского кинематографа. «Хорошо, что не посмотрела фильм раннее», - подумалось мне.
Музыкальным спектаклем «Биндюжник и Король» театр «У моста» продолжает еврейскую тему, которая присутствует в спектакле «Тевье-молочник». Премьеру «Тевье-молочника» в театре «У моста» видела в конце июня на закрытии 37-го театрального сезона. Долго находилась под впечатлением: в первой части зрители надрывались от смеха, а во второй - горький ком стоял в горле и слёзы из глаз наворачивались. Что сказать в этом случае… Сила искусства…
А сейчас о спектакле «Биндюжник и Король».
На сцене дореволюционная Одесса начала ХХ века, район знаменитой Молдаванки.
День - как белая невеста.
Ночь - как фрак на аферисте.
Переулку снится тополь.
Молдаванка.
Кто-то вышел прогуляться.
Но обратно не вернется.
Кто-то спросит старый адрес.
Но ответа не запомнит.
Молдаванка.
Молдаванка, Молдаванка.
В перстенёчках оборванка.
Сине море нежит ножки.
Солнце нижет белый жемчуг.
Молдаванка, Молдаванка.
Беспрозванная дворянка.
Молдаванка, Молдаванка.
Перед нами разворачивается трагедия семьи богатого еврея, владельца извозопромышленного заведения с дорогими рысаками Менделя Крика в исполнении Владимира Ильина. Мендель груб, неотёсан, необразован, но в тоже время очень успешно управляет своей знаменитой на всю Одессу конюшней на протяжении долгих лет. Знает сколько фуража необходимо коням. Легко оперирует показателями работы своего предприятия. Умело подобрал сотрудников – старший кучер Никифор в исполнении Александра Шаманова и в огонь, и в воду готов за своего хозяина. Акулой капитализма начала XX века является Мендель Крик. Всё у него под контролем.
Нехама – жена Менделя Крика в исполнении Регины Шнигирь. У актрисы Регины Шнигирь великолепно получаются возрастные женские роли. И этот спектакль не исключение.
Ой-ёй-ёй-ёй-ёй,
Ой, мама с Молдаванки!
Ой-ёй-ёй,
Стирай пелёнки и портянки,
Ой-ёй-ёй-ёй-ёй,
Рожай дельцов и аферистов,
Ой-ёй-ёй, ой-ёй-ёй-ёй-ёй-ёй,
И скрипачей, и виолончелистов.
Ой-ёй-ёй-ёй-ёй,
Вставай тихонько на рассвете,
Ой-ёй-ёй,
Ведь через час закопошатся дети,
Ой-ёй-ёй-ёй-ёй,
Поставь горшки со снедью в печку,
Ой-ёй-ёй, ой-ёй-ёй-ёй-ёй-ёй,
Чёрту - ничего, а Богу - свечку.
Ой-ёй-ёй-ёй-ёй,
А кто заплачет - успокой их,
Ой-ёй-ёй,
А если кто помрет - обвой, обмой их,
Ой-ёй-ёй-ёй-ёй,
Ой, мама с Молдаванки,
Ой-ёй-ёй, ой-ёй-ёй-ёй-ёй-ёй,
Заштопай нашу жизнь, хотя б с изнанки,
Ой-ёй-ёй-ёй-ёй-ёй-ёй-ёй...
Нехама забита постоянными грубостями и неуважением мужа. Но её глаза начинают светиться счастьем, когда узнаёт, что обеспеченный человек – владелец конфексиона готовых платьев мосье Боярский будет свататься к её дочери Двойре.
Но тут же меняется выражение лица Нехамы от радости до скептицизма и даже отвращения, когда она видит мосье Боярского в исполнении Василия Скиданова. Сердце матери, особенно еврейской матери не обмануть. Она видит жеманно-певучую речь, энергичную жестикуляцию, хлыщеватую походку. И сердце матери сжимается: «Неужели её любимая Двойра – умница и красавица достанется такому?»
Но моднице Двойре в исполнении Алёны Хорошей уж замуж невтерпёж. Поскорей бы выпорхнуть из отчего дома. Согласна и на такого жениха девушка.
Сердце матери болит и за взрослых сыновей: гусара Лёву в исполнении Артёма Пицык и Беню в исполнении Алексея Улановского. Особенно ей страшно за Беню. Ведь Беня - главарь одесской банды. И прозвище у него соответствующее - Король.
Поёт, а скорее стенает в ночи Нехама, несмотря на сон грозного супруга и его окрики:
«-Они - налетчики, а ты - им просто мама,
И сам Боярский хочет нашу дочь...
- Нехама, делай ночь, Нехама.
- Нехама, делай ночь, Нехама.
- Нехама, делай ночь, Нехама.
- Нехама, день уходит, делай ночь.
- Земля - для тех, кто жив, для мертвых - яма,
И даже Бог не хочет нам помочь...
- Нехама, делай ночь, Нехама.
- Нехама, делай ночь, Нехама.
- Нехама, делай ночь, Нехама.
- Нехама, сон уходит, делай ночь.
- Что скажут люди, что? Что нет стыда и срама,
Он с каждой девкой делать грех не прочь.
- Нехама, делай ночь, Нехама.
- Нехама, делай ночь, Нехама.
- Нехама, делай ночь, Нехама.
- Нехама, жизнь уходит, делай ночь…»
Седина в голову, бес в ребро. Так и с Менделем Криком произошло. На старости лет влюбился в местную красотку Маруську в исполнении Анастасии Леднёвой. Собрался продать всё своё извозопромышленное заведение, а деньги прокутить с девушкой пониженной социальной ответственности. Бросить деньги к её ногам, а точнее, уехать с ней в Бессарабию. Оставить семью ни с чем.
Но не тут-то было! Имущество принадлежит не только главе семейства, но и всем членам семьи. Хотя Мендель Крик никогда не считался с близкими родственниками и ни во что их не ставил. В ходе выяснения отношений сын Беня покалечил отца.
Отец-калека Мендель Крик никому не нужен, кроме своей многострадальной супруги Нехамы. Его даже не хотят приглашать на семейное торжество – свадьбу Двойры и мосье Боярского.
На фоне дележа семейного имущества Беня Крик берёт ситуацию в свои руки. Он сейчас глава семьи. Сестру Двойру выдаёт замуж. Предотвращает полицейскую облаву.
«Да, я король. Но как нельзя без девства
Девицу за девицу почитать,
Так короля нельзя без королевства
За короля законного считать.
А где оно? Неужто Молдаванка,
Бульвар Французский, гавань и Привоз?
Неужто сейф коммерческого банка?
Кофейня, молельня, гулянка,
Извоз папашин, плюс вон тот навоз?
Умру ли я от пули конкурента,
С поличным ли возьмет меня агент, агент,
Владения мои - моя легенда,
Я быть желаю королем легенд».
Музыкальный спектакль «Биндюжник и Король» в очередной раз затрагивает злободневную тему. Налицо трагедия отцов и детей. Здесь каждый платит свою цену за место под солнцем.
Последний вечер календарной осени подарил мне невероятные эмоции, благодаря театру «У моста», его главному режиссёру Сергею Павловичу Федотову и актёрам театра. От музыки Александра Журбина ноги просились в пляс. Танцами и песнями актёры театра донесли до зрителя старую как мир историю, историю отцов и детей.
Ещё больше эмоций о спектакле в моём ТГ-канале.
01.-02.12.2025
P.S. Обращаю внимание и напоминаю читателям, что я не имею ни журналистского, ни филологического образования. Просто описала сердцем свои эмоции. Моё знание русского языка и литературы на уровне средней общеобразовательной школы маленького городка на северо-западе Урала, за что я благодарна своему учителю Ольге Николаевне.
Ольга Николаевна, я знаю, что Вы читаете мой "Дневник простой русской женщины из старинного городка". Спасибо Вам за всё!!!
🙂🙂🙂
P. S. Уважаемые читатели моего дневника! Если вам нравится моё скромное творчество, прошу подписаться. Дзен оплачивает за время дочитывания только подписчиками.
С УВАЖЕНИЕМ,
ЦВЕТОЧНАЯ ФЕЯ. 🙂🌹