Найти в Дзене

Жизнь и отдых в Сочи Часть 35: Восхождение на гору Фишт 3(4)

Мы вышли в 6:20 —чуть позже первоначального плана. Нам предстояло пройти 6 километров вверх и 6 километров вниз с перепадом высот 1290 метров. Маршрут состоял из 7 этапов. Вот, как они выглядят, если посмотреть на гору: А вот в формате топографической карты: 1. Приют Фишт —Точка обмундирования Расстояние — 1,7 км Подъем — 240 м Первая часть пути проходила по неторопливо поднимающейся вверх тропинке, местами весьма узкой, среди высокой травы. Иногда приходилось практически продираться через заросли борщевика, а это требовало концентрации. Трогать борщевик в солнечный день — очень плохая затея. В его сок входят вещества – фуранокумарины. Попадая на кожу под действием ультрафиолета, они могут вызвать тяжелейшие ожоги, а если сок не дай бог попадет в глаз, то есть реальный риск ослепнуть. Мы, как могли, сторонились борщевика, любуясь при этом горой Оштен, гордо возвышавшейся над его плантацией. По высоте она вторая в местном горном массиве. И Оштен — хорошая альтернатива для тех, кто н

Мы вышли в 6:20 —чуть позже первоначального плана. Нам предстояло пройти 6 километров вверх и 6 километров вниз с перепадом высот 1290 метров. Маршрут состоял из 7 этапов. Вот, как они выглядят, если посмотреть на гору:

А вот в формате топографической карты:

-2

1. Приют Фишт Точка обмундирования

Расстояние — 1,7 км

Подъем — 240 м

Первая часть пути проходила по неторопливо поднимающейся вверх тропинке, местами весьма узкой, среди высокой травы. Иногда приходилось практически продираться через заросли борщевика, а это требовало концентрации. Трогать борщевик в солнечный день — очень плохая затея. В его сок входят вещества – фуранокумарины. Попадая на кожу под действием ультрафиолета, они могут вызвать тяжелейшие ожоги, а если сок не дай бог попадет в глаз, то есть реальный риск ослепнуть. Мы, как могли, сторонились борщевика, любуясь при этом горой Оштен, гордо возвышавшейся над его плантацией.

-3

По высоте она вторая в местном горном массиве. И Оштен — хорошая альтернатива для тех, кто не готов к испытаниям Фишта. Маршрут на вершину не имеет категории, и туда вполне можно сходить самим без гидов и инструкторов. Может быть, в следующий раз мы так и сделаем, может быть, даже с детьми.

Что еще сразу же бросилось в глаза. Тропы на Фиште кардинально отличаются от тех, по которым мы шли в Африке. Они каменистые. То есть на них есть вкопанные и свободно лежащие камни самых разных форм и размеров. Нужно постоянно смотреть, куда и как ты ставишь ноги. Эти тропы хорошо отнимают силы.

-4

2. Точка обмундирования Красные скалы

Расстояние — 600 м

Подъем — 60 м

Примерно в 7 утра посередине тропинки гид вдруг заявил: «Надеваем обмундирование». Подразумевались каска и пояс с карабинами для страховки. Но самое главное, это означало, что Анна должна переобуться в ботинки. И тут я начал жестко протестовать. Дорога еще какое-то время была абсолютно безопасной, зачем это нужно? Гид объяснил, что дальше не будет места, где это можно будет сделать. Объяснение показалось мне надуманным: люди умудряются ставить палатки на абсолютно вертикальных скалах, как это — мы не найдем места переобуться? Возникла предреволюционная ситуация. Мудрее всех оказалась моя супруга, которая молча начала надевать ботинки. Мы продолжили путь…

3. Красные скалы Плато

Расстояние — 800 м

Подъем — 360 м

Это самый крутой, но не самый сложный участок, по крайней мере, по дороге наверх. Скалы действительно местами красные:

-5

И порой по ним нужно было карабкаться. Но есть веревки с узлами, которые в этом помогают.

-6

В какой-то момент тропинка вывела к еще одному сложному месту: участок с рассыпанными камнями.

-7

Но мы и с этим справились довольно легко, хотя к тому моменту темп очень снизился. На плато мы вышли в полдевятого. За 2 часа мы прошли 3 километра, поднявшись при этом более чем на 600 метров. И это требовало привала. Анна первым делом сняла ботинки. Я же сфотографировал «отчет о проделанной работе». Вдалеке внизу —приют Фишт и отмеченная крестиком наша палатка.

-8

4. Плато Ледник

Расстояние — 1,5 км

Подъем — 340 м

Это был один из самых интересных участков. Нужно было продолжать двигаться в гору. И скорость наша была уже очень низкой. Но это не мешало нам любоваться видами и обращать внимание на особенности рельефа. Здесь впервые появились снежники и ледники. Но самым захватывающим были многочисленные трещины.

-9

Некоторые можно было обойти – через другие приходилось прыгать.

-10

Параллельно с нами шла группа человек из десяти. В ней ярким образом проявилось то, почему «Я не люблю манежи и арены. На них мильон меняют по рублю[1]». В группе был один гид и один помощник. У оставшихся 8 туристов подготовка была на очень разном уровне. Товарищ по имени Николай чувствовал себя «маринованным огурцом» и был недоволен темпом, постоянно уходя вперед. На другом конце спектра было два совершенно других товарища, один из которых двигался примерно с нашей скоростью. Ну, а второй — Матвей —на Красных скалах начал сильно страдать. Гид где-то на русском, где-то на матерном русском, как мог, его подбадривал. Но Матвею это не сильно помогало. Во время наших длинных привалов он иногда доходил до нас, и на него было жалко смотреть. Он еще не сдавался, но многовековые инстинкты хищника и добытчика, свойственные мужчинам, в нем явно боролись с одной простой мыслью: «Какого… я сюда поперся?» Перед ледником мы Матвея «потеряли» и больше не видели. Надеюсь, что в трещину он не провалился.

5. Ледник

Расстояние — 900 м

Подъем — 140 м

На ледник мы вышли в 9:20.

-11

Три часа в пути. С точки зрения времени всё было под полным контролем, несмотря на резко упавший в последний час темп.

По леднику не спеша двигалась вереница людей. Первый участок выглядел крутым, но потом шел траверс практически без подъема.

-12

Мы начали готовиться к леднику, в частности, надевая «кошки». И тут произошла ситуация на грани абсурда и комизма. Гид заставил Анну взять с собой ледоруб. Для путешествий по ледникам это как бы важный инструмент. Если ты поскользнешься, то у тебя есть буквально 2 секунды, чтобы врубить ледоруб в склон и, ухватившись за него, остановить движение вниз. Прошляпишь – наберешь такую скорость, что «зарубаться» будет бесполезно.

Конечно, в нашем случае: «Фишт — конец августа, ясная погода», — ледоруб был явной перестраховкой. По крайней мере, ни у кого больше я их не видел. Но Анна взяла его с собой по настоянию гида, который уже на леднике спокойно объяснил: «Ледоруб вам не пригодится, потому что до его использования необходимы инструктаж и тренировка, а для этого необходимы куртки, которых у вас нет». Это было очень смешно. Тем не менее, ледоруб все же пригодился: Анна смогла сделать фото бравого альпиниста.

-13

Отдых и подготовка заняли почти час. Люди приходили и уходили, а мы всё готовились. Вышли на ледник в пол-одиннадцатого и поднимались почти час. К движению в «кошках» и в связке, конечно, нужно привыкать. Тогда я понял, что на Эльбрусе, даже поднявшись на ратраке на максимально возможную высоту, ты не получишь в остатке легкую прогулку. Проход «косой полки»[2] в кошках может стать серьезным испытанием, особенно учитывая высоту выше 5 километров и сопутствующий ей дефицит кислорода.

Сойдя с ледника, мы устроили долгий привал: Анна сказала, что ноги в жестких ботинках, дополнительно стянутых кошками «умерли» и, не дав им отдохнуть, она дальше не сможет идти.

Как я и планировал, один рюкзак со снаряжением, теплой одеждой, едой и страховым запасом воды мы оставили на камнях. Этим мы уменьшили груз на 8 килограммов, в первую очередь, дав передышку супруге, которая остаток пути поднималась налегке.

-14

6. Ледник Гребень

Расстояние — 500 м

Подъем — 170 м

Этот формально небольшой участок оказался для меня самым сложным. Приходилось карабкаться, цепляясь за скалы, ноги скользили по свободно лежащим на тропе камням. При этом не было никаких веревок, никаких вбитых в скалы скоб.

-15

Но, в конце концов, мы справились и дошли до гребня.

7. Гребень Вершина

Расстояние — 300 м

Подъем — 50 м

Первое впечатление — вау! Виды и вправду захватывающие. Можно посмотреть, например, на ледник, который мы преодолели полтора часа назад.

-16

Где-то там, на камнях лежит наш рюкзак. И откуда-то оттуда мы вдруг услышали истошные вопли: «Коля, твою мать! Куда ты на… полез?!» После этого раздались громкие и довольно страшные звуки камнепада. Это возвращалась группа, с которой мы шли по Красным скалам, и которая хорошо уже нас обогнала. Возвращалась, очевидно, без Матвея, но с Николаем, который в рамках своей нетерпеливой натуры выбрал индивидуальный маршрут. Хорошо, что под ним не оказались люди, иначе, нам пришлось бы читать грустные новости об очередных жертвах Фишта...

Первое радостное впечатление сменилось вторым, намного менее радостным. На гребне в большом количестве обитают мошки, которые очень больно кусаются. Они еще не пуганные, как наши квартирные комары. Этих товарищей убить могут только очень опытные охотники. Мошки же на Фиште живут по принципу: «Всех не перевешаете». Они садятся на тебя, кусают, стоически выдерживают то, что ты их давишь. Но тут же прилетают новые. А мы, как назло, не взяли на гору репеллент, пользы от которого было бы намного больше, чем от балаклавы.

Но вот уже совсем рядом вершина!

-17

Рядом-то она рядом. Но расслабляться нельзя. Последние метры нужно карабкаться, с риском сорваться в довольно глубокие пропасти по обеим сторонам.

-18

Нам удается не сорваться, и в полпервого через семь часов после выхода мы делаем фотографии на вершине Фишта. Анна выглядит усталой, но счастливой.

-19

Но когда она присаживается рядом со мной, всю ее усталость, как рукой, снимает. Мы сделали это!

-20

В 2020 году в ясную погоду из «чайных домиков» я сделал фотографию Фишта и думал, как было бы здорово посмотреть на Сочи и Черное море с его вершины!

-21

Я был глуп, не приняв во внимание простой факт: солнце находится днем на юге, поэтому Фишт, который на севере, видно замечательно, а вот с Фишта Сочи, который на юге, не будет видно вообще. Так и оказалось. Нужно совершить восхождение ночью и встретить на Фиште рассвет. Тогда в ясную погоду, уверен, будет фантастический вид на море и Большой Сочи. Но ночное восхождение на Фишт, по-видимому, придется оставить нашим детям…

Мы были усталые и довольные и не подозревали, что нас ждет впереди.

Окончание через неделю

[1] Из песни В.Высоцкого «Я не люблю».

[2] Считается самым сложным участком Южного маршрута на Эльбрусе

Сочи
603,1 тыс интересуются