Каждый второй водитель в магазине запчастей задает один и тот же вопрос: «Мне нужен тосол или антифриз?». Продавцы часто закатывают глаза, а соседи по гаражу начинают сыпать мифами. Чтобы вы не путались, скажу сразу и простыми словами: Тосол – это и есть антифриз.
Нет, это не разные жидкости. Думать, что тосол и антифриз отличаются по своей сути – это то же самое, что спорить: «Что лучше купить: памперсы или подгузники?» Подгузник – это тип товара, а Pampers – это просто название бренда, к которому все привыкли.
С тосолом такая же история. Это просто старая советская торговая марка жидкости для охлаждения мотора.
Но почему же тогда водители их разделяют, а механики кричат: «Не лей тосол в иномарку!»? Все дело в химии и возрасте этой разработки. Давайте разберемся, почему экономия на «родном» тосоле может стоить вам замены двигателя.
Простыми словами: что такое тосол
Тосол – это торговое название советского антифриза. Это не какой-то отдельный класс жидкостей, а просто одна из марок. Говорить «тосол или антифриз» – это всё равно что спрашивать «джип или внедорожник». Тосол – это и есть антифриз, просто устаревшего типа.
Немного истории
Это имя появилось вынужденно. Когда в СССР запускали первые «Жигули» (ВАЗ-2101), выяснилось, что итальянский «Парафлю» нам не подходит, а существовавший тогда советский антифриз разъедал новые моторы.
В 1971 году отдел Технологии Органического Синтеза (ТОС) разработал новый рецепт. К аббревиатуре отдела добавили химическое окончание -ОЛ (как в словах этинол, метанол). Так родился легендарный ТОСОЛ. Сегодня это имя стало нарицательным, как «ксерокс» или «скотч».
Из чего он состоит на самом деле
База у тосола (как и у 90% мировых антифризов) одна и та же:
- Этиленгликоль (двухатомный спирт) – не дает жидкости замерзнуть.
- Дистиллированная вода.
- Пакет присадок – вот здесь и кроется дьявол.
В классическом советском Тосоле используются неорганические присадки (силикаты, нитраты, фосфаты, амины). Именно по составу присадок Тосол относится к классу антифризов IAT (Inorganic Acid Technology). В современной международной классификации он ближе всего к классу G11.
Маркировка цифр
- Тосол-А40 / АМ40: самый массовый. Не замерзает до -40°C.
- Тосол-А65: северный вариант, работает до -65°C.
- Буква «М» означает «Модернизированный».
- Интересный факт: существовал Тосол-К, но в радиатор его лить было нельзя – он предназначался для закалки металла на заводах «КамАЗ».
Миф про цвет: можно ли ориентироваться на синий и красный?
Запомните раз и навсегда: цвет антифриза не регулируется никакими стандартами.
Тосол традиционно красят в синий (обычный) или красный (арктический -65), чтобы было видно уровень в бачке. Современные антифризы (G12) обычно красные, но могут быть желтыми, фиолетовыми или зелеными.
Цвет – это просто краситель. Выбирать жидкость нужно по допуску автопроизводителя (например, «VW TL-774 J»), а не по цвету.
Можно ли смешивать Тосол и красный антифриз?
Категорически нет.
Тосол (минеральная основа) + Карбоксилатный антифриз (органическая основа) = Конфликт.
При смешивании присадки могут нейтрализовать друг друга или выпасть в осадок (хлопья), которые закупорят систему.
Как правильно поменять тосол (чтобы не убить двигатель)
Менять жидкость нужно раз в 2 года или если она стала бурой/рыжей. Сделать это можно в гараже.
Важная поправка по безопасности: в интернете пишут «прогрейте и слейте». Будьте осторожны! Открывать пробку на горячем двигателе опасно – может ударить фонтан кипятка под давлением.
Пошаговая стратегия:
- Слив: лучше всего сливать жидкость на «теплом» двигателе (когда рука терпит), чтобы осадок был взвешен в жидкости, а не лежал на дне. Обязательно откройте кран печки (поставьте регулятор тепла на максимум), чтобы слить жидкость и из отопителя салона.
- Оценка: если старый Тосол чистый – просто заливайте новый. Если вытекла мутная жижа с хлопьями – нужна промывка.
- Промывка (при переходе с тосола на антифриз – обязательна):
- Залейте дистиллированную воду.
- Заведите авто, дайте поработать до включения вентилятора.
- Слейте. Повторяйте, пока вода не пойдет чистая.
- Заливка: залейте новый состав. Помните, что в системе всегда остается немного дистиллированной воды после промывки (до 10-15%), поэтому лучше использовать концентрат, разведя его чуть гуще нормы.
- Удаление воздуха: заведите двигатель с открытой крышкой расширительного бачка и дайте поработать, периодически «подгазовывая», чтобы выгнать воздушные пробки. Следите за уровнем и доливайте по мере ухода жидкости.
Тосол – нормальный выбор для «классики» ВАЗ, старых УАЗов и грузовиков. Он дешевле и выполняет свои задачи в моторах тех лет. Но если у вас современный автомобиль (особенно с алюминиевым блоком или радиатором) – забудьте слово «тосол». Покупайте карбоксилатный антифриз (G12/G12+), даже если он стоит дороже. Ремонт системы охлаждения обойдется в разы больше экономии.