Рядом со станцией метро «Горьковская» в Санкт‑Петербурге раскинулся удивительный уголок, где переплетаются история, культура и атмосфера северной столицы, где каждый шаг открывает новую грань Петербурга. От этого метро можно дойти и до Петропавловской крепости — символа города, и до соборной мечети — крупнейшей в России; и до «Ленфильма» — старейшей киностудии России, и до военно‑исторического музея артиллерии — крупнейшей коллекции орудий и военной техники, и до многих других известнейших мест.
Поэтому самостоятельно изучающие Питер путешественники бегут по этим и многим другим находящимся здесь достопримечательностям, не замечая наземный вестибюль станции метро, внешний вид которого вызвал и вызывает до сих пор много споров.
Это круглое сооружение, похожее на летающую тарелку, красивое и необычное, которое многим кажется неуместным в историческом центре города.
Не видят и памятник М.Горькому, стоящему через дорогу от метро.
Александровский парк.
Я же каждый раз приезжаю сюда погулять в Александровском парке, в этом живописном уголке Петроградской стороны.
В самом сердце Петроградской стороны, словно зелёная дуга, обнимает Петропавловскую крепость Александровский парк — место, где история переплетается с умиротворением, а городская суета растворяется в шелесте листвы.
Истоки и рождение.
Когда‑то здесь простирался гласис — пустынная земляная насыпь у стен Петропавловской крепости, необходимая для обороны. Но время шло, крепость утратила стратегическое значение, и на освободившейся территории решено было создать парк. Инициатором выступил император АлександрI, однако воплотить замысел удалось лишь при НиколаеI. В 1842году проект архитектора А.М.Куци получил высочайшее одобрение, а уже 30августа 1845года парк распахнул свои ворота для первых посетителей. Вход тогда стоил 10копеек — немалая сумма по тем временам.
В советские годы парк носил имя В.И.Ленина, но в 1997году ему вернули историческое название.
Павильон «Грот».
Дорожки извиваясь между скульптур ведут вглубь парка.
Павильон «Грот» — изящное сооружение из гранита, возведённое в 1903году. Поднявшись по ступеням, люблю оказаться на смотровой площадке. Отсюда открывается завораживающий вид: деревья в осеннем убранстве, зеркальная гладь пруда и силуэты городских зданий на горизонте. Сама конструкция грота — с его массивными каменными сводами и изящными деталями, напоминает миниатюрный замок, затерянный в парке. Вокруг всегда царит почти сказочная тишина.
Скульптуры: застывшие мгновения.
Оставив грот позади, я направилась вдоль дорожки, где меня встретили бронзовые скульптуры — настоящие жемчужины парка. Каждая из них словно рассказывала свою историю:
«Девочка, повязывающая косынку» — лёгкая, почти невесомая фигура, будто замершая на мгновение.
«Девочка с птичкой» — трогательный образ, полный нежности и детской непосредственности. «Молодость». «Рисующая девочка» — скульптуры, воплощающие энергию и творческий порыв.
Эти работы скульпторов В.Г.Стамова и Н.С.Кочукова гармонично вплетаются в осенний пейзаж, добавляя ему теплоты и человечности.
Памятник «Стерегущему»: дань памяти.
Недалеко от выхода к Каменноостровскому проспекту возвышается памятник героическому экипажу миноносца «Стерегущий». Монумент, героически погибшему в 1904году. Памятник открытый в 1911году в присутствии НиколаяII, изображает двух матросов, открывающих кингстоны, чтобы корабль не достался врагу.
Памятник выполнен с удивительной детализацией: можно разглядеть выражение лиц, складки одежды, даже капли воды, будто стекающие с бортов корабля. Это не просто скульптура — это символ мужества и самопожертвования, который особенно трогательно смотрится на фоне осеннего парка.
Пруды и мостики.
Несколько небольших водоёмов, соединённых каналами, украшают горбатые каменные мостики. По ним так приятно прогуляться, вслушиваясь в журчание воды.
Я присела на скамейку у пруда, наблюдая, как ветер рябит воду, а на поверхности плавают золотые листья. В этот момент время будто остановилось, оставив меня наедине с красотой природы и историей этого места. Насладившись красотой природы, я отправилась в другую часть парка, которую знают все жители и гости Питера.
Мини‑город.
В глубине парка раскинулась экспозиция «Петербург в миниатюре»: бронзовые копии главных достопримечательностей города в масштабе 1:33, очень подробно, то есть с высокой детализацией.
Здесь можно «взглянуть сверху» на Дворцовую площадь с Главным штабом и Зимним дворцом, Петропавловская крепость, Исаакиевский и Казанский соборы, храм Спаса на Крови, Адмиралтейство и другие знаковые здания.
Самое необычное, что каждая миниатюра передаёт не только внешний вид, но и атмосферу оригинала, позволяя рассмотреть все очень мелкие элементы декора.
Макеты расположены на импровизированной карте города: реки и каналы обозначены дорожками из серого гранита, а суша — светлым. Это создаёт эффект объёмной карты, где можно проследить пространственные взаимосвязи между памятниками.
Есть здесь и бронзовая карта.
Святой Пётр.
В стороне от основных маршрутов — фигура Святого Петра со связкой ключей, словно наблюдающего за городом.
Композиция «Зодчие».
Большой стол с картой города собрал великих архитекторов: Воронихина, Баженова, Растрелли, Монферрана, Трезини, Тома де Томона, Росси, Захарова. Один стул всегда пустует — чтобы каждый мог символически присоединиться к обсуждению плана города.
В общем, Александровский парк — это не только история, но и современность. Это место, где прошлое и настоящее сливаются в единую симфонию, а каждый посетитель находит свой собственный уголок счастья.
Летом парк утопает в зелени, осенью играет красками, зимой покрывается серебристым инеем, а весной радует первыми цветами
Если вы ещё не были здесь в октябре, обязательно посетите и позвольте себе замедлиться и почувствовать, как осень шепчет свои тайны сквозь шелест листвы.
Благодарю всех, кто дочитал статью до конца.
Не забывайте ставить лайки и писать комментарии.
Подписывайтесь на канал, буду рада новым друзьям и новому общению.
Путешествуйте с Надеждой!