Найти в Дзене

Стечна. Мои односельчане. Загляните в семейный альбом.

Ч. 2. Семейный альбом Смирновой (Холодок) Натальи Николаевны. Уходят из жизни люди, унося с собой частичку истории, сменяются поколения. А память снова и снова возвращает нас в далёкое прошлое. У поэтессы Анны Ахматовой есть замечательные строки: «Не часто я у памяти в гостях, да и она всегда меня морочит». К сожалению, многие лица знакомы до боли, но иногда трудно вспомнить фамилию, а уж отчество – тем более. Памяти свойственно забывать какие-то моменты, чтобы «очистить» место для новой информации. Светлая память..., она уносит нас в те далекие времена, когда наши родители были младше нас теперешних, а мы - либо совсем маленькими, либо юными. Чёрно-белое фото. Это не сегодняшняя модная фотосессия, когда надеваешь слишком навороченные современные наряды, чтобы запечатлеть себя на фоне красивой природы, или шикарной обстановки, мебели, машины. На чёрно-белых фотографиях люди живые, естественные. Кто-то запечатлён в кадре радостно плескающимся в озере, кто-то стоит около только что рас

Ч. 2. Семейный альбом Смирновой (Холодок) Натальи Николаевны.

Уходят из жизни люди, унося с собой частичку истории, сменяются поколения. А память снова и снова возвращает нас в далёкое прошлое. У поэтессы Анны Ахматовой есть замечательные строки: «Не часто я у памяти в гостях, да и она всегда меня морочит». К сожалению, многие лица знакомы до боли, но иногда трудно вспомнить фамилию, а уж отчество – тем более. Памяти свойственно забывать какие-то моменты, чтобы «очистить» место для новой информации.

Светлая память..., она уносит нас в те далекие времена, когда наши родители были младше нас теперешних, а мы - либо совсем маленькими, либо юными.

Чёрно-белое фото. Это не сегодняшняя модная фотосессия, когда надеваешь слишком навороченные современные наряды, чтобы запечатлеть себя на фоне красивой природы, или шикарной обстановки, мебели, машины. На чёрно-белых фотографиях люди живые, естественные. Кто-то запечатлён в кадре радостно плескающимся в озере, кто-то стоит около только что распустившейся черёмухи или сирени. Но чаще всего в деревне фотографировались на лавочке на фоне своего дома. Так или иначе, их лица сияют счастьем, таким земным и простым. Улыбки не искусственные, а самые, что ни есть, настоящие. Время было такое, счастливое…

Фото из мемейного альбома Н.Н. Смирновой (Холодок).
Фото из мемейного альбома Н.Н. Смирновой (Холодок).

Этой фотографии около ста лет. Точную дату момента, запечатлевшего семью, уже не установишь, как и имя самого фотографа.

Глава семьи Холодок Александр, его жена Ксения Андреевна и их дети: Николай, Мария, Василий, Алексей. Важная осанка, уверенный взгляд отца говорят о том, что жизнь сложилась правильно. Построил для семьи дом, посадил не одну яблоню и детей народил, «в люди вывел». Задумчивый взгляд, устремлённый в объектив Ксении Андреевны и натруженные руки привлекают внимание в образе этой женщины. Сколько же трудились эти руки, вынесли эти хрупкие женские плечи!? Об этом можно написать не один том.

Рядом дети, продолжение рода. Сегодня их внуки, правнуки и праправнуки живут на просторах нашей необъятной России: Москва, Мурманск, Ярославль, Брянск…, всего не перечислить. Кстати, хозяйка этих фотографий, Наталья Николаевна, живёт в Мурманске.

Хочу обратить Ваше внимание на обувь главы семьи. Он в лаптях. В сельской местности их носили почти до 30-х годов. И если одежду деревенские жители покупали, как пиджак Александра и кепки на нём и его старших сыновьях, или самостоятельно шили из купленного материала, то лапти делали сами. Сплетённые из лыка липы, они заменяли дорогую по тем временам обувь. Плетение лаптей считалось несложным делом, но требующим определённых знаний и навыков. Для одной пары такой обуви на взрослого человека уходило примерно три молодых липовых дерева в возрасте трёх-четырёх лет. Именно такое лыко считалось лучшим. Хочется верить, что лапти на ногах нашего героя сделаны им самим.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

В селе все и всё знали друг о друге. Дружили с соседями, приходили на выручку, если кому-то требовалась помощь. В православные праздники водили хороводы, пели старинные народные песни. В разных концах села звучала заливистая гармошка. Звонких голосов в Стечне всегда было с избытком, неслучайно хор, созданный Натальей Ивановной Морозовой был удостоен почётного звания – народный фольклорный. В этом 2025 году в октябре месяце ему исполнилось 75 лет. К сожалению, широко отметить юбилей нет возможности. Не совсем спокойно в нашем приграничье. Но надо верить, что всё у нас в России будет хорошо.

СТОП-КАДР №1.

А это Стеченская мододёжь. Может быть среди них вы узнаете своих подруг или одноклассников, соседей или родственников. Вот что отличает чёрно-белые фотографии от современных селфи (это фотография-автопортрет. Обычно этим словом называют снимки, сделанные на смартфон и выложенные в социальные сети), так это непосредственность, простота и удивительно красивые лица наших односельчан.

СТОП-КАДР №2.

«Бывает так, что на горизонте мелькнут журавли, слабый ветер донесет их жалобный крик, а через минуту, с какой жадностью ни вглядывайся в синюю даль, не увидишь ни точки, не услышишь ни звука — так точно люди с их лицами и речами мелькают в жизни и утопают в нашем прошлом, не оставляя ничего больше, кроме светлых следов памяти».

Чехов Антон Павлович.

Оставляйте свои комментарии, если на этих фотографиях увидели знакомые лица.