Найти в Дзене
Обсудим звезд с Малиновской

Испанский стыд за миллионы: что ждёт нас в новогоднюю ночь на Первом канале?

Здравствуйте, мои дорогие! Знакомо ли вам это щемящее чувство, когда вы смотрите на экран, а по спине бегут мурашки — не от восторга, а от острого, всепоглощающего стыда? Стыда за людей, которые это придумали. Стыда за тех, кто это согласился сыграть. Стыда за то, что на производство этой... скажем так, «фантазии» — были потрачены время, силы и, что самое грустное, деньги. Деньги, которые могли стать лекарствами, стипендиями или просто путёвкой в лагерь для сотни детей. Это чувство называется «испанский стыд». И именно его, судя по всему, готовит нам в новогоднюю ночь Первый канал. Всё уже объявлено. Готовится новогодний музыкальный фильм «Хозяйка Нейросети». Сюжет? Виртуальная реальность. Герои? Талантливый хакер-стример и Хозяйка нейросети, которая «мечтает жить как обычный человек». Вам уже неловко? Поздравляю, ваше чувство прекрасного ещё живо. Потому что эта задумка — не свежий взгляд на цифровую эпоху, а скорее, собрание клише из плохих подростковых сериалов, приправленное новог
Оглавление

Здравствуйте, мои дорогие! Знакомо ли вам это щемящее чувство, когда вы смотрите на экран, а по спине бегут мурашки — не от восторга, а от острого, всепоглощающего стыда? Стыда за людей, которые это придумали. Стыда за тех, кто это согласился сыграть. Стыда за то, что на производство этой... скажем так, «фантазии» — были потрачены время, силы и, что самое грустное, деньги. Деньги, которые могли стать лекарствами, стипендиями или просто путёвкой в лагерь для сотни детей. Это чувство называется «испанский стыд». И именно его, судя по всему, готовит нам в новогоднюю ночь Первый канал.

Всё уже объявлено. Готовится новогодний музыкальный фильм «Хозяйка Нейросети». Сюжет? Виртуальная реальность. Герои? Талантливый хакер-стример и Хозяйка нейросети, которая «мечтает жить как обычный человек».

-2

Вам уже неловко? Поздравляю, ваше чувство прекрасного ещё живо. Потому что эта задумка — не свежий взгляд на цифровую эпоху, а скорее, собрание клише из плохих подростковых сериалов, приправленное новогодним глянцем и громкими именами.

«Актерский опыт — еще один пункт в моей карте желаний»

Прямая речь участников проекта лишь добавляет красок в эту картину всеобщего недоумения. Zivert, которой, видимо, мало музыкальных достижений, делится:
«Актерский опыт — еще один пункт в моей карте желаний, напротив которого я смело ставлю галочку под конц этого года... Хозяйка Нейросети, которую мне предложили сыграть, постепенно учится быть человеком. Она открывает в себе способность чувствовать, любить, быть живой».

-3

Искренне радуюсь за артистку, что она ставит галочки в личном чек-листе. Но, простите, новогодняя ночь — это ведь не платформа для выполнения чьих-то карьерных «пунктиков». Это время, когда миллионы семей садятся у экрана в ожидании не очередной пробы пера, а настоящего праздника. Волшебства, которое рождается не из маркетинговых метафор о потере идентичности, а из простых вещей: душевной музыки, умного юмора, тёплой истории, которая объединяет поколения.

-4

Продюсер проекта Софья Эрнст говорит о «взрослых детях», для которых они творят. Но, кажется, здесь перепутали «внутреннего ребёнка» с инфантилизмом. Взрослый ребёнок — это тот, кто плачет от трогательного мультфильма «Ёлочка» 1954 года. Инфантильное зрелище — это когда серьёзные темы вроде цифровизации и потери человечности упаковываются в конфетти из имен блогеров и тиктокеров, в надежде, что молодёжь «зайдёт».

Ностальгия по живому: а что, если бы...

И вот тут рождается тот самый испанский стыд. Потому что альтернатива есть. И о ней кричат в комментариях сами зрители: «Я бы с удовольствием посмотрел "Мелодии и ритмы зарубежной эстрады 80х" с Аббой, Бони М, Далидой, Смоки...».

-5

Люди ностальгируют не по конкретной передаче, а по качеству. По профессионализму. По музыке, которая прошла проверку временем. По артистам, которые были иконой стиля, а не временным трендом в ленте TikTok.

-6

Представьте другую реальность. Новогодний гранд-концерт, где современные оркестры и продюсеры дают новое прочтение легендарным хитам. Где легенды, которые ещё могут выйти на сцену, делятся историями. Где молодые таланты не кричат в автотюне, а поют живьём, демонстрируя школу. Это было бы событием. Это объединило бы бабушек, родителей и внуков. Это создало бы то самое «новогоднее волшебство» — чувство связи, традиции, культурного кода.

Но вместо этого нас ждёт «нейросеть».

-7

А с ней — Валя Карнавал, Toxi$, Ay Yola, Слава Бустер... Колоритный список, не спорю. Но способен ли этот винегрет из жанров и образов создать целостное, душевное праздничное настроение? Или это будет просто беглый скроллинг по актуальной медиа-повестке, упакованный в блёстки?

Феномен Прохора Шаляпина

Отдельная история — Прохор Шаляпин в роли Ивана-дурака. Символично до боли. Это идеальная иллюстрация тренда: когда эпатаж и умение постоянно быть на виду окончательно подменили собой талант и вкус.

-8

Никто уже не удивляется. Все просто пожимают плечами: «Ну, Шаляпин, что с него взять». И в этом — наша общая вина. Мы приняли правила игры, где главное — не искусство, а упоминаемость.

-9

Новогодний эфир всегда был лакмусовой бумажкой состояния общества. В 90-е мы смеялись над «Старыми песнями о главном», потому что это была умная, ироничная ностальгия. В нулевые замирали у телевизоров на концертах Лепса и Киркорова — это была показная, но всё же роскошь и размах. А сейчас? Сейчас нам предлагают метафору о потере человечности в исполнении тех, кто, по мнению многих, эту человечность в шоу-бизнесе как раз и теряет.

-10

Испанский стыд — это чувство, которое возникает, когда кто-то другой ведёт себя недостойно, а ты не можешь на это повлиять, но вынужден это наблюдать. В новогоднюю ночь миллионы россиян могут испытать его коллективно.

-11

Глядя на экран и понимая, что за этими яркими картинками нет ни души, ни уважения к зрителю. Есть только галочка в чьём-то продюсерском отчёте и попытка угнаться за трендами, которые умрут раньше, чем отзвучит последний бой курантов.

-12

Что же делать?

Выключить телевизор.

Включить ту самую «Аббу» или «Бони М». Или что-то другое из своего — любимого. Пригласить друзей. Сыграть в настольные игры. Вернуть праздник в круг живых, тёплых, настоящих эмоций. Потому что Новый год — это слишком важно, чтобы доверять его «Хозяйке нейросети».

-13

А как вы считаете? Что для вас важнее в новогоднем эфире — попытка быть «в тренде» или тёплая, душевная традиционность? Какой новогодний телепроект прошлых лет запомнился вам больше всего и почему?

Больше подробностей и само видео этого действа можно посмотреть в моем Telegram-канале Обсудим звезд с Малиновской. Заглядывайте!

Если не читали: