Когда на пластинке написано вроде «Original Digital Recording», это значит, что исходный материал (первичная запись) был сделан с использованием цифрового оборудования — т.е. звук был записан в цифровом виде, а не на аналоговую плёнку, как раньше. Это чаще всего распространилось начиная с конца 70-х – начала 80-х годов, когда цифровые технологии только начали активно проникать в музыкальную индустрию.
Теперь подробнее:
📼 Аналоговая запись:
Звук записывается в непрерывной форме — как волна. Например, когда вы записываете музыку на магнитофон (кассетник или бобинник), сигнал буквально «вырезается» в ленту. То же самое происходит при нарезке мастер-диска для винила: режущий резец буквально рисует эту звуковую волну в лаке/металле.
💾 Цифровая запись:
Звук сначала преобразуется в числа — то есть записывается дискретно: с определённой частотой (чаще всего 44,1 или 96 кГц) и битностью (16, 24 бита и т.д.). Преобразование делается через аналого-цифровой преобразователь (ADC). Затем эти цифровые данные сохраняются как файлы — например, WAV, FLAC и т.д.
Цифровая технология звукозаписи начала развиваться в 1960–70-х годах: Первые цифровые рекордеры (например, от компании Denon в Японии) использовались в основном для классической музыки и тестов. Начиная с 1978–1979 годов, начали появляться цифровые мастер-рекордеры — например, Sony PCM-1600, записывавший звук в 16 бит, 44.1 кГц (тот же формат, что потом стал стандартом для CD). CD был представлен в 1982 году (совместно Philips и Sony), и цифровая запись стала постепенно восприниматься как новая норма.
❗️Вывод: цифровая запись начала применяться с конца 1970-х, но массовым явлением стала начиная с середины 1980-х годов.
🤔 Так значит цифровая запись = плохой винил?
Не обязательно. Винил — это всего лишь носитель. Вопрос в том, как он был изготовлен и насколько качественно был сделан мастеринг. Винил с цифровой записью — это не обман, и не обязательно хуже:
- Мастеринг для винила всё равно делается с учётом его особенностей: частотного диапазона, длины сторон, громкости и т.д.
- Даже если оригинал цифровой, его можно адаптировать к винилу так, что он будет звучать «тепло» и аналогово — это зависит от мастер-инженера и оборудования.
🔍 А бывает так:
- Original analog recording, analog mix, analog mastering (так называемые AAA — такая маркировка используется, например, в серии reissue-изданий "The Original Source" или "Verve Acoustic Sounds").
- DDA — цифровая запись, цифровой микс и аналоговое мастеринг/нарезка.
- ADD — аналоговая запись, цифровой микс и цифровой мастеринг.
- AAA – аналоговая запись,аналоговый микс,аналоговый мастеринг
Если взять в пример знаменитый альбом Pink Floyd The Dark Side Of The Moon то можно смело сказать ,что он полностью аналоговый от начала до конца (аналоговые микрофоны, аналоговая консоль, магнитные ленты, аналоговый мастеринг). Мастеринг делал инженер Doug Sax (на оригинальном издании USA) и Harry T. Moss(UK выпуска). Так что, все первые издания этого альбома (1973 г.) — полностью аналоговые. Поэтому когда ты слушаешь оригинальный винил Pink Floyd 1973 года (AAA), через ламповый тракт (например, McIntosh или Audio Note ) — ты слышишь не просто звук с носителя, а возвращаешься туда, где эта музыка была записана. И знаете как это ощущается: Басы в «Time» словно поднимаются из пола — не видно, откуда, но ты их чувствуешь. Гитары в «Breathe» обволакивают уши, будто Дэвид Гилмор стоит у тебя в комнате. )
А вот в 1984 году вышел первый CD-релиз Dark Side of the Moon — ремастер из аналоговых лент, оцифрованный на 16-бит/44.1 кГц.
✅ В заключение:
Когда ты видишь на виниле надпись «Original Digital Recording», это говорит о том, что исходный источник — цифровой. Но сам носитель (винил) — аналоговый: звуковая волна нарезается физически на мастер-диск. Так что это — цифровой звук, записанный на аналоговую среду. И помни, в конечном итоге главное — не только цифра или аналог, а качество всей производственной цепочки. Хорошо сделанный цифровой мастеринг может звучать волшебно на виниле. 😉