Найти в Дзене
Мир фантазий

Голодный игры: Плутарх предатель или Наследник?

Пересматривал недавно одну из своих любимых фантастических вселенных и снова вернулся к мысли, что мне не хочется стирать себе память, чтобы что-то посмотреть в первый раз, потому что я нахожу новые смыслы почти всегда, когда смотрю. Что я нашел сейчас: Меня мучал вопрос Зачем Плутарх Хевенсби предал режим президента Сноу и организовал подполье в Капитолии, с помощью которого повстанцы смогли победить в войне? Начнем с базы - что такое Голодные игры. Сейчас я хочу опустить моральную составляющую этого процесса и сосредоточиться на экономике и политике. Если посмотреть на них внимательно - то Игры - это огромный вертикально интегрированный бизнес, включающий в себя элиты как Капитолия, так и Дистриктов, который служит инструментом перераспределения доходов, сохраняя Капитолий в центре этой модели. Получается, когда Сенека Крейн говорил, что Игры - это традиция, которая объединяет Панем, он был прав Теперь по-порядку, организация и проведение Голодных игр требует включения в процесс с
Оглавление

Пересматривал недавно одну из своих любимых фантастических вселенных и снова вернулся к мысли, что мне не хочется стирать себе память, чтобы что-то посмотреть в первый раз, потому что я нахожу новые смыслы почти всегда, когда смотрю. Что я нашел сейчас:

Меня мучал вопрос

Зачем Плутарх Хевенсби предал режим президента Сноу и организовал подполье в Капитолии, с помощью которого повстанцы смогли победить в войне?

-2

Начнем с базы - что такое Голодные игры.

Сейчас я хочу опустить моральную составляющую этого процесса и сосредоточиться на экономике и политике. Если посмотреть на них внимательно - то Игры - это огромный вертикально интегрированный бизнес, включающий в себя элиты как Капитолия, так и Дистриктов, который служит инструментом перераспределения доходов, сохраняя Капитолий в центре этой модели.

Получается, когда Сенека Крейн говорил, что Игры - это традиция, которая объединяет Панем, он был прав
Получается, когда Сенека Крейн говорил, что Игры - это традиция, которая объединяет Панем, он был прав

Теперь по-порядку, организация и проведение Голодных игр требует включения в процесс следующих участников:

  • Спонсоры в Капитолии: богатые люди с деньгами, напрямую вкладывающиеся в Игры;
-4
  • Букмекеры в Капитолии: очевидно одна или несколько корпораций, которая организует прием ставок, расчет коэффициентов и прочее, через неё проходят баллы, выставляемые трибутам на индивидуальных аттестациях, они же оценивают шансы разных трибутов на победу. Следовательно, эта структура, как и спонсоры, занимается аккумулированием капитала.
  • Медийный ресурс: главное лицо - Цезарь Фликерман, ведущий, который во втором поколении является главным проводником массовой публики в мир Игр, повышая популярность и увеличивая количество заинтересованных инвесторов в мероприятии.
  • Обслуживающие ресурсы: стилисты, костюмеры, организаторы мероприятий и парада, конюшие и пр.
-7
  • Инженеры и рабочие: строительство и функционирование арен, учебных центров, разработка оружия, выведение переродков - здесь Игры служили источником апробации высоких технологий двойного назначения.
  • Военные: в первую очередь, миротворцы из Дистрикта 2, которые следят не только за проведением Голодных игр, но и за порядком в Дистриктах, по сути - это главная военная структура Капитолия как внутри города, так и при контроле за Дистриктами, в совокупности с проведением Игр.
-9
  • Руководство Дистриктов: как ни парадоксально, но да, руководство Дистриктов - один из бенефициаров Голодных игр, по нескольким причинам: во-первых, институт победителей, который гарантирует улучшенное снабжение тому Дистрикту, чей трибут побеждает в Играх; во-вторых, система тессеров, при которой за дополнительное внесение имени ребенка (а в Играх участвуют дети обоих полов от 12 до 18 лет) в список для церемонии жатвы, где выбирают трибутов, семья получает дополнительный рацион, при таком раскладе риски несут отдельные домохозяйства, а затраты - Капитолий, а не руководящие органы, находящиеся под защитой Капитолия; в-третьих, лояльность могла существенно снизить вероятность выбора трибутами кого-то из детей местной элиты; в-четвертых, для Дистриктов 1, 2 и 4 - система профессиональных академий, где детей чуть ли с рождения тренировали к Играм, чтобы те в последний год вызывались добровольцами, что, естественно, повышало шансы Дистрикта на победу. В таких условиях, власти Дистриктов существовали в реальности подписанного социального контракта с метрополией, при которой они следят за колонией, за что получают преференции от центра.
-10

Итак, мы видим, что Голодные игры для Капитолия - не просто шоу для увеселения и запугивания, чем оно быть вначале, а экономическая основа режима, которая создает прозрачные контролируемые цепочки перераспределения стоимости, включая в неё интересантов с большого количества сторон, даже из Дистриктов, чьих детей систематически убивают.

Кто в этой системе распорядитель Игр?

Распорядители игр, разумеется, одни из заинтересованных сторон, у которых гарантированы рабочие места на круглый год, который делится на 3 этапа:

  • Подготовка Игр: ответственный этап, где необходимо продумать и составить задачи на подготовку арены, ловушек в ней, инфраструктуры, и продумать сценарии вмешательства, а также механизмы монетизации через спонсоров, подготовка переродков, оценка трибутов;
  • Проведение игр: контроль за зрелищностью шоу, недопущение того, чтобы зритель скучал, учет потерь среди трибутов, забор трупов, подключение и вывод переродков;
  • Подведение итогов: фиксация лучших моментов, описание выводов, подготовка "бэклога идей" для следующих игр.

Главный распорядитель игр руководит этим процессом, и, учитывая экономическую его значимость является одной из ключевых фигур в государстве. Как минимум, эта фигура отвечает напрямую перед президентом, вхожа к нему, и её консультация принимается как ценные, и зачастую обязательные к исполнению.

Собственно, отсюда у меня и возник вопрос: Плутарх Хевенсби, достигнув этого уровня власти, вполне мог рассматриваться президентом Кориоланом Сноу как свой будущий приемник, все-таки главе государства было хорошо так за 80. Зачем тогда революция? Ведь именно благодаря подполью, созданного Плутархом, в руках у которого была вся информация о потоках капитала в Панеме и причастных к нему людях, повстанцы смогли победить - свергнуть режим и отменить Игры. Что заставило человека и так обладающего властью захотеть выйти из неё вот так, и установить новую? Ответ банальный - эта власть была номинальной, а не реальной, а режим непредсказуемый и опасный, а не стабильный, Плутарх понял, что такая система ему не подходит и выждал идеальный момент для создания новой.

-12

Чего?

Да все просто, распорядитель игр может и высокая должность, но даже если бы Сноу рассматривал Плутарха как наследника - Хевенсби должен был понимать следующее:

  • Больше 65 лет президент Сноу выстраивал личную власть через интриги, отравления, убийства, компроматы, угрозы, шантаж. Да, может он и держал и за деньги какую-то часть элит, но в остальном его личная власть держалась на личных "достижениях", которые я выше описал;
Один из победителей - Финик Одейр рассказывал, как Сноу использовал его для выяснения таких секретов
Один из победителей - Финик Одейр рассказывал, как Сноу использовал его для выяснения таких секретов
  • Экономическая система Панема, построенная на Играх не позволила бы приемнику обладать реальной властью - это был бы менеджер, ведь все остальные группы интересов могли бы либо передраться, либо позволить приемнику стать медиатором, который будет либо лоббировать большинство, либо самых сильных, либо просто выполнять приказы некого общего подпольного совета. У Плутарха не было наработанной системы сдержек и противовесов, которую построил Сноу за десятилетия власти, приди он к власти с должности распорядителя - сразу попал бы под влияние наиболее сильной группировки;
-14
  • В этой связи нагрузка на Дистрикты возросла бы ещё сильнее, а она и так была немалой. Капитолий после победы над повстанцами в эпоху до Игр был разрушенным и нищим городом, чтобы превратиться в самый передовой центр мира с военной мощью, превышающей все дистрикты вместе взятые, ему потребовалось выкачивать ресурсы титаническими темпами, оставляя бывшим мятежникам жалкие крохи, достаточные для поддержания хотя бы подобия существования. Плутарх, обладая данными о каждом Дистрикте, мог обратить внимание на экономические и социальные тренды в удаленных регионах, понимая, что расслоение растет на фоне физического сокращения ресурсов и роста недовольства. Мятеж в Дистрикте 11 после смерти Руты на 74 Голодных играх был подавлен организовано и быстро, что означает отработанность данной процедуры, а значит - такое не редкость;
-15
  • Сама концепция Игр однажды создаст необратимые последствия в демографии как Дистриктов, так и Капитолия, но при этом экономическая зависимость от мероприятия не исчезнет, и что тогда - Игра в Кальмара на 456 участников?
  • Личная безопасность тоже важный фактор, да, быть может он нравится Сноу, но судьба Сенеки Крейна показывает, что это не всегда надежный актив. Ну, а если Сноу не станет, что в его возрасте может произойти буквально в любой день, гарантий личной безопасности нет вообще, даже если он останется на роли распорядителя игр, на которой власти у него не будет от слова совсем.
-16

Победа Китнисс и Пита на 74 Голодных играх, создавшая прецедент, нарушающий саму философию Игр (где твои враги все, и только Капитолий - твой друг, он тебе поможет и тебя наградит - такая философия одного победителя, а 2 победителя - это строй горизонтальные связи, и твое неповиновение Капитолию принесет тебе победу) запустила механизмы расшатывания системы на всех уровнях.

-17

Президент не приехал бы к Китнисс лично, не будь ситуация критической, думаю, больше, чем бунты в Дистриктах, его беспокоил возможный раскол элит: как так, парочка из дистрикта-аутсайдера побеждает, да еще и вдвоем, а гордость Дистрикта 2 - Катон, региона, который всегда стоял плечом к плечу с Капитолием (и при этом все равно участвует в играх, и даже профи - не эксклюзивное явление) проигрывает и Дистрикт остается ни с чем? Все-таки Дистрикт 2 с его мобилизационным потенциалом - ключевой актив Капитолия.

-18

Плутарх наверняка понимал, что эти процессы можно обратить "в этот раз", но для решения проблем системно - нужен качественный скачок, который позволит создать новую систему, систему, которую он возглавит. Причем не напрямую - он поставит публичную фигуру, которая будет отчитываться перед новыми элитами и народом о его решениях, пока он возьмет контроль за ресурсами, капиталом, информацией, армией.

Такой фигурой станет Пэйлор - герой войны, любимый людьми, плюс она как военная понимает значимость подчинения стратегам
Такой фигурой станет Пэйлор - герой войны, любимый людьми, плюс она как военная понимает значимость подчинения стратегам

Вот за этим нужно подполье - оно создает ему пропуск в узкий круг принятия решений Дистрикта 13, о существовании которого он, разумеется, знал, а его знания о системе экономического и, соответственно, стратегического управления Панемом - стали ключевым активом повстанцев, вторым таким активом была Китнисс - поэтому так важно было вытащить её с арены и доставить в Дистрикт 13 для разжигания полномасштабной войны.

Которое не может обойтись без молоденьких идеалистов, ведь простому народу нужно подавать простые, часто черно-белые месседжи - это часть политических технологий
Которое не может обойтись без молоденьких идеалистов, ведь простому народу нужно подавать простые, часто черно-белые месседжи - это часть политических технологий

Ну и как, получилось?

Ещё как! Повстанцы достаточно быстро захватили все ключевые объекты Капитолия в Дистриктах и начали штурм города, который, к слову, тоже долго не продлился.

-21

Однако последний штрих этого штурма мог заставить Плутарха немного пересмотреть свою стратегию, точнее её финальные шаги. Если бы я писал фанфик, я бы сказал, что он пришел к плененному Сноу и они договорились навести Китнисс на мысли о том, что именно президент Коэн сбросила бомбы, которые убили её сестру, но тут скорее сошлись звезды. Что не отменяет того, что Плутарх так или иначе планировал вывести президента Коэн из игры, особенно после её предложения о символических голодных играх среди детей Капитолия (которые могли бы превратиться в повтор старой системы, только с еще большим количеством убийств, вспоминаем игру в кальмара). Понимая экономическую составляющую мероприятия, он знал, что этим дело не ограничится, а только усугубится, и тогда его усилия будут напрасны. А потому он и улыбается, довольно, когда Китнисс казнит Коэн вместо Сноу.

-22

А Сноу - что? Он смеется, он прожил жизнь как король и уходит на коне, в конце концов в его возрасте - это вопрос времени, и уже не очень долгого. Почему он смеется? Ну, если бы я писал фанфик, я бы сказал, что он горд, как был бы горд учитель ситх, которого победил его ученик, он мог бы думать: "да, я проиграл, потому что был недостаточно хорош, может излишне самоуверен, может недооценил врага - но это моя вина, но тот, кто меня победил - мой истинный наследник, он продолжит моё дело, и будет править так же хладнокровно, он создаст новую эру, еще более великую, чем моя, может я проиграл, но я тленен, я старик, уйди я иначе - дело мой жизни могло бы пропасть, но я знаю, что оно будет жить".

-23

Да, я вижу Плутарха здесь именно истинным наследником, потому что он стал фактическим правителем, выставив вперед публичную фигуру, номинально ответственную за правление, пока он создаст инфраструктуру реальной власти, которая обеспечит и ему безопасность, и будет куда более стабильной, а он будет определять, куда оно пойдет и когда. Прикольно, да?

-24