Найти в Дзене
А Ваше мнение?...

Линейна перспектива или иллюзия

Сегодня я предлагаю посмотреть под разными углами (в буквальном смысле этого выражения) на одну из картин итальянского живописца - Антонио Каналетто (1697- 1768). С именем Антонио Каналетто связано возникновение и расцвет ведуты – особого жанра городского пейзажа, который достиг своего апогея в Италии XVIII века. "Ведута" (от италянского - "вид") - жанр европейской живописи и графики, представляющий собой детальное, топографически точное изображение городского пейзажа. Художники-ведутисты, в том числе и Каналетто, активно использовали технику линейной перспективы. Этот метод позволял им создавать убедительную иллюзию глубины и добиваться высокой степени реализма в своих работах. Они славились своей способностью точно воспроизводить архитектурные детали и памятники, а также мастерски передавать игру света и отражений на воде. На раннем этапе своего творчества Каналетто писал свои городские пейзажи непосредственно с натуры, не прибегая к предварительным наброскам, впоследствии он переш

Сегодня я предлагаю посмотреть под разными углами (в буквальном смысле этого выражения) на одну из картин итальянского живописца - Антонио Каналетто (1697- 1768).

С именем Антонио Каналетто связано возникновение и расцвет ведуты – особого жанра городского пейзажа, который достиг своего апогея в Италии XVIII века.

"Ведута" (от италянского - "вид") - жанр европейской живописи и графики, представляющий собой детальное, топографически точное изображение городского пейзажа.

Художники-ведутисты, в том числе и Каналетто, активно использовали технику линейной перспективы. Этот метод позволял им создавать убедительную иллюзию глубины и добиваться высокой степени реализма в своих работах. Они славились своей способностью точно воспроизводить архитектурные детали и памятники, а также мастерски передавать игру света и отражений на воде.

На раннем этапе своего творчества Каналетто писал свои городские пейзажи непосредственно с натуры, не прибегая к предварительным наброскам, впоследствии он перешел к студийной работе, используя камеру-обскуру.

Камера-обскура. Принцип работы. Фото из открытых источников.
Камера-обскура. Принцип работы. Фото из открытых источников.
Камера-обскура (от латинского - "тёмная комната") представляет собой светонепроницаемый ящик с отверстием в одной из стенок и экраном (матовым стеклом или тонкой белой бумагой) на противоположной стенке.

Антонио Каналетто прославился своими видами Венеции и Англии, в которых ключевую роль играла перспектива. Он был настоящим мастером линейной перспективы, благодаря чему его картины отличались реалистичной передачей пространства и глубины.

Итак, перед нами картина Антонио Каналетто "Прием французского посла в Венеции", на котором запечатлено реальное историческое событие - прибытие французского посла графа Ланже де Жоржи, которого на набережной у Дворца дожей встречают официальные лица республики в сопровождении гвардейцев.

Давайте внимательно посмотрим на это произведение искусства с разных сторон.

Прием французского посла в Венеции. Антонио Каналетто. 1726-1727г.
Прием французского посла в Венеции. Антонио Каналетто. 1726-1727г.

Если встать слева от картины, примерно под углом 45 градусов и немного отступить назад, то мы видим, что Дворец дожей занимает около четверти полотна.

-3

Затем медленно перемещаемся вправо, не отводят глаз от картины и занимаем тот же угол в 45 градусов, но с другой стороны.

И что мы видим? Дворец дожей как бы выдвинулся вперед и занял половину пространства холста. Мы видим, как перспектива меняется у нас на глазах. Впечатляющее зрелище.

-4

Каналетто писал эту картину с использованием камеры-обскура, то есть сохраняя оптические пропорции переносимого на холст пространства. Линейная перспектива обманывает наш глаз, заставляя плоский рисунок выглядеть объемным.

Очень хотелось бы увидеть и другие работы этого живописца.

В России находятся две известные картины Антонио Каналетто: "Приём французского посла в Венеции" в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге и "Возвращение Бучинторо к молу у Дворца дожей" в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве.

Возвращение Бучинторо к молу у Дворца дожей. Антонио Каналетто. Около 1730г. Фото из открытых источников.
Возвращение Бучинторо к молу у Дворца дожей. Антонио Каналетто. Около 1730г. Фото из открытых источников.