Найти в Дзене
Металл и Минерал

От Вьетнама до Казахстана: насколько реально выстроить конкуренцию Китаю до 2050 года в ЕАЭС по вольфраму?

Рынок вольфрама невелик в долларовом выражении (всего около 5 миллиардов долларов), но является важнейшей основой для оборонной, аэрокосмической промышленности, производства инструментов, горнодобывающей промышленности, электроники и энергетики. Это также одна из наиболее ориентированных на Китай товарных сетей в мире. В ноябре 2025 года рынок вольфрама продолжил свой рост, чему в первую очередь способствовал значительный рост в сегменте вольфрамового концентрата. Настроения на рынке улучшились после того, как два крупных производителя вольфрама в провинции Цзянси опубликовали свои долгосрочные контрактные цены, укрепив оптимистичные ожидания по всей цепочке создания стоимости. Это объявление также стимулировало активность на рынке вольфрамового лома, где наблюдалась тенденция к росту цен на основные виды вольфрамовой продукции.
Однако, несмотря на общий рост цен, наметилось явное расхождение в ожиданиях рынка. Особенно:
Крупные вольфрамовые компании опубликовали данные о разных ур

Рынок вольфрама невелик в долларовом выражении (всего около 5 миллиардов долларов), но является важнейшей основой для оборонной, аэрокосмической промышленности, производства инструментов, горнодобывающей промышленности, электроники и энергетики. Это также одна из наиболее ориентированных на Китай товарных сетей в мире.

-2

В ноябре 2025 года рынок вольфрама продолжил свой рост, чему в первую очередь способствовал значительный рост в сегменте вольфрамового концентрата. Настроения на рынке улучшились после того, как два крупных производителя вольфрама в провинции Цзянси опубликовали свои долгосрочные контрактные цены, укрепив оптимистичные ожидания по всей цепочке создания стоимости. Это объявление также стимулировало активность на рынке вольфрамового лома, где наблюдалась тенденция к росту цен на основные виды вольфрамовой продукции.

Однако, несмотря на общий рост цен, наметилось явное расхождение в ожиданиях рынка. Особенно:
Крупные вольфрамовые компании опубликовали данные о разных уровнях цен на концентрат.
Долгосрочные приемлемые закупочные цены у основных производителей значительно отличаются от цен на спотовом рынке.

Эти расхождения свидетельствуют о растущей неопределенности в отношении того, как долго может продолжаться текущее ралли. Поскольку цены уже находятся на исторически высоком уровне, как покупатели, так и продавцы торгуются осторожно. На данном этапе цепочка вольфрамовой промышленности очень чувствительна, и большинство сделок ориентировано на жесткий, существенный спрос, а не на активное снабжение.

1/ Роль вольфрама сегодня и спрос на вольфрам в 2030-2050 годах

Вольфрам сочетает в себе самую высокую температуру плавления из всех металлов (~ 3420 °C), очень высокую плотность (~19,3 г/см3, сравнимую с золотом), исключительную твердость и износостойкость (особенно в качестве карбида вольфрама).

Эти свойства делают его незаменимым во многих областях, таких как: Твердосплавные инструменты и долота для горных работ, Высокотемпературные компоненты для аэрокосмической промышленности и турбин. Бронебойные сердечники и детали для защиты высокой плотности, электрические контакты, рентгеновские мишени, полупроводниковое и фотоэлектрическое оборудование.

По оценкам, объем мирового рынка вольфрама в 2023-2024 годах составлял около $4,7–5,6 млрд (при прогнозируемом среднем росте на ~5-8% до $9-9,7 млрд к 2030-2033 годам). Исходя из объема, оценивают мировое потребление вольфрама в более чем 80 тыс. тонн в год (металл), в то время как некоторые более широкие исследования “вольфрамовой продукции” оценивают его в ~ 119-126 тыс. тонн в год в 2022-2023 годах, увеличившись до ~ 170-176 тыс. тонн в год к 2030 году.

В разбивке по географии (по массе) потребление вольфрамовой продукции приходится на Китай – около 66-75% мирового потребления, т.е. ~55-60 тыс. тонн в год, в то время как остальной мир потребляет ~20-25 тыс. тонн в год, в основном в ЕС, США, Японии, Южной Корее и Индии.

Вольфрам используется для изготовления твердосплавных сплавов: режущего и сверлильного инструмента, изнашиваемых деталей (около 65%), сталей и жаропрочных сплавов (около 14%), изделий из вольфрама: порошков, тяжелых сплавов, проволоки (около 12%), а также химикатов и других применений (около 9%).

Риск увеличения потребления вольфрама связан с расходами на оборону и аэрокосмическую промышленность, циклами добычи полезных ископаемых и инфраструктуры, автоматизацией, электромобилями и передовым производством (интенсивностью использования инструментов).

-3

2/ Мировые запасы и добыча полезных ископаемых – и положение некитайских игроков

Мировые запасы вольфрама (на 2024 год) составляют более 4,6 млн тонн в год, при этом Китаю принадлежит 2,4 млн тонн в год (или ~52% мировых запасов). Основными обладателями вольфрама за пределами Китая являются:
Австралия: ~570 тыс. тонн в год (~13% мировых запасов).
Россия: 400 тыс. тонн (~9%)
Вьетнам: 140 тыс. тонн (~3%)
Испания, Португалия, Австрия (ЕС): суммарно около79 тыс. тонн (~1-2% мировых запасов)

И это еще не все:

5) Канадское месторождение Мактунг: обновленные запасы составляют около 41,5 млн тонн при 0,73% годности + 12,2 млн тонн при 0,59% годности, что делает его одним из крупнейших высокосортных месторождений в мире.

6) Казахстан: согласно национальным геологическим оценкам, запасы нефти в стране составляют 2 млн манатов, при этом соответствующие требованиям JORC ресурсы составляют 1,4 млн манатов (410 тыс. манатов на уровне “запасов” JORC) только в верховьях Кайракты и Северном Катпаре. Если бы это полностью учитывалось как запасы, то это представляло бы собой очень значительную долю мировых ресурсов вольфрама для одной страны.

-4

Добыча текущая на шахтах: Мировой объем: ~81 тыс. тонн в год, на долю Китая приходится 67 тыс. тонн (или ~83% мировой добычи на шахтах). Основные некитайские производители (2024 год):Вьетнам: 3,4 тыс. тонн – 2-й по величине производитель в мире, почти полностью из Nui Phao (высокотехнологичных материалов Masan). Россия: 2 тыс. тонн. ЕС (Австрия, Португалия, Испания): Австрия - 800 тонн, Португалия - 500 тонн, Испания - 700 тонн, итого около 2 тыс. тонн вместе взятых.

Австралия: 1 тыс. тонн (карабин Mt, увеличение производства Dolphin).Африка: Руанда – 1,2 тыс. тонн, плюс меньшие объемы из других африканских государств (в целом по Африке - около 1,5-2 тыс. тонн).Южная Америка: Боливия - 1,6 тыс. тонн, что делает ее доминирующим производителем в Южной Америке.

В Канаде, Австралии, Казахстане, а также в России, Руанде и Южной Америке развивается больше проектов по добыче вольфрама, но пока ни один некитайский игрок не добывает более 4 тыс. тонн в год на внутреннем рынке.
Дефицит будет только нарастать. Так как предложение не успевает за ростом спроса.
Дефицит будет только нарастать. Так как предложение не успевает за ростом спроса.

3. Основные китайские игроки являются локомотивом мировой вольфрамовой отрасли

Несколько китайских групп являются опорой всей мировой вольфрамовой системы - они устанавливают цены и являются поставщиками “последней инстанции” для большинства стран мира.:

1) Xiamen Tungsten Co., Ltd: Диверсифицирована по производству вольфрама, молибдена, РЗЭ и новых энергетических материалов. Рыночная капитализация компании на конец 2024 года составляла около 7-8 миллиардов $; прибыль только в сегменте вольфрама и молибдена превысила 350 миллионов долларов.

2) China Tungsten & Hightech Materials Co., Ltd: полностью интегрирована (рудники, производство концентратов, APT, оксидов, порошков, карбидов, цементированных карбидов и инструментов). Владеет запасами вольфрама, молибдена и висмута в объеме около 1,23 млн тонн в год. Мощность завода по производству вольфрама составляет порядка 20 тыс. тонн в год в водяном эквиваленте, плюс 3 млн единиц вольфрамового инструмента в год.

3) Zhuzhou Cemented Carbide Group (ZCC) – China Minmetals: является одним из крупнейших в мире производителей цементированного карбида, с совокупными производственными мощностями по производству APT, вольфрама и карбидного порошка более 10 тыс. тонн в год и ~ 5 тыс. тонн цементированных карбидов в год.

4) Вольфрамовый кластер Minmetals: это плотная сеть заводов APT, производящих ферровольфрам и передовые вольфрамовые изделия в Хунани, Цзянси и прилегающих регионах Китая, координируемая на групповом уровне. На долю этого кластера приходится большая часть китайских запасов вольфрама и квот на добычу полезных ископаемых, а также огромная доля мировых мощностей по производству вольфрама, оксидов, порошков и карбидов.

4. Насколько мир зависит от Китая и что на самом деле производят новые центры?

Так, Китай производит ~80-83% мировой добычи на шахтах, а производство вольфрамового концентрата за пределами Китая (включая Вьетнам, Россию, Европу, Австралию, Африку, Южную Америку) – это всего лишь ~17-20% от общемирового объема.

Промежуточный этап (APT, порошки, карбиды): По оценкам отрасли, на долю Китая приходится более 80% мирового производства APT, более 80% мирового производства оксидов вольфрама и порошков и 60-70% мирового сырья из карбида вольфрама. Когда в 2025 году Китай ужесточил экспортный контроль за вольфрамом APT и WO₃, экспорт APT упал на 40% в годовом исчислении, а wo₃ - на 70%, что привело к резкому росту цен для европейских покупателей.

Китайское присутствие вольфрама за рубежом (за пределами Китая):

1) Казахстан – Бокута (Бакута) от Jiaxin International / Jiangxi Copper: 109,5 млн т руды с содержанием меди 0,21% при потенциальной добыче около 3-4 тыс. т в год, что может укрепить безопасность Китая в добыче вне системы квот.

2) Лаос – вольфрамовые рудники, принадлежащие Китаю: несколько групп в Юньнани и Гуандуне перенаправляют все потоки концентрата в Китай.

3) Руанда – основной производитель в Африке - поставляет 0,8-1 тыс. тонн вольфрама в год в Китай через китайских трейдеров.

4) Боливия – лидер Южной Америки: большая часть ее 1,6 тыс. тонн в год поставляется в Китай

5) Афганистан: Продолжаются переговоры между китайскими консорциумами и правительством движения "Талибан" о крупных ресурсах в поясе Саланг.

Китай активно наращивает активы по добыче нефти и газа по всему миру, одновременно доминируя на внутреннем рынке.

Можно выделить следующие некитайские центры с приблизительными объемами добычи и направленностью.:

Вьетнам с высокотехнологичными материалами Nui Phao/Masan: Объем добычи на руднике: ≈3,4 тыс. тонн в год (2024), что составляет почти всю добычу Вьетнама (исторически на Nui Phao производилось более 5 тыс. тонн концентрата в год). Специализация центра - комплексное производство вольфрама, оксидов, порошков, карбидов, и это крупнейший некитайский вольфрамохимический комплекс.

Испания и Австрия – база твердых металлов ЕС: Австрия: 800 тонн в год; Португалия: 500 тонн; Испания: 700 тонн в 2024 году (в совокупности около 2 тыс. тонн в год). Plansee/Wolfram и GTP объединяют эти шахты с европейскими заводами по производству порошков и карбидов; общая доля руды в ЕС по-прежнему составляет всего ~2-3% от мирового объема добычи, но она стратегически важна для рынка ЕС.

Австралия – Mt Carbine, Dolphin & pipeline: 2024 г. производство: 1 тыс. тонн в год, текущие капитальные вложения в 12 вольфрамовых проектов только в Австралии составляют около 2 млрд долл., основное внимание уделяется производству концентрата с низким уровнем риска для Японии, Южной Кореи, США, ЕС, а также потенциальным заводам по производству APT/порошка.

Северная Америка – проекты Mactung и на ранних стадиях в США: ресурсы Mactung обеспечивают запланированный объем производства порядка нескольких тысяч тонн в год (по историческим данным, около 750 000 тонн в год, около 6000 тонн в год, около 4700 тонн в год в первые годы). В центре внимания компании - объемы поставок, обеспечиваемые Министерством обороны, а не массовая доля рынка.

Хаб в Центральной Азии с центром в Казахстане: Помимо проекта Бокута (Бакута), контролируемого китайскими компаниями, есть месторождения Верхние Кайракты и Северный Катпар с ресурсами по JORC: 1,4 млн тонн в год, ~410 тыс. тонн, классифицированные как “запасы” по JORC. "Таукен Самрук" и инвесторы, поддерживаемые США, договорились о поставленной цели - 12 тыс. тонн концентрата в массовом эквиваленте в год после полного наращивания производства, плюс местное производство APT в Казахстане.

В Узбекистане, Кыргызстане и Таджикистане расположены дополнительные оловянно–вольфрамовые месторождения, которые могут обеспечить работой хаб. В Центральной Азии уже есть опыт в металлургии и промышленные зоны (база по производству стали и сплавов в Узбекистане, химические/металлургические заводы Казахстана), на которых могут быть размещены APT, а позднее и порошковые/карбидные производства.

Южная Корея – Сангдонг: Компания Almonty перестраивает Сангдонг с целью производства концентрата мощностью в несколько тысяч тонн в год, связанного контрактами на поставку оборонного оборудования для США и союзников.

Даже при наличии этих центров более половины продукции некитайских рудников по-прежнему поступает на китайские нефтеперерабатывающие заводы, и большая часть (вероятно, 60-80%) некитайского потребления вольфрама в конечном счете удовлетворяется за счет китайских сплавов, порошков или карбидов.

5/ Технология и экономика – реально ли снизить риски, связанные с Китаем?

Технологически: да. Технологическая цепочка отработана и широко известна:

Руда (обычно 0,2–1,0% по массе) → концентрат (50-70% по массе).

Концентрат → APT методом гидрометаллургии

APT → wo₃ → W порошок методом восстановления водородом

W порошок → WC, ферровольфрам, тяжелые сплавы

Цементированные карбиды и компоненты для конечных потребителей

Десятки заводов за пределами Китая уже частично занимаются этим.

Однако в стратегическом плане у Китая есть 40-летняя фора: с 1980-х годов Китай намеренно рассматривал вольфрам как стратегический актив, используя дешевые поставки и резкий рост экспорта, чтобы вытеснить конкурентов, затем квоты и экологические правила для контроля объемов и цен, а также постепенную интеграцию в производственно-сбытовую цепочку производства порошков, карбидов, инструменты и высокотехнологичные изделия.