И базилика, и собор являются церквями, но в чем разница между ними и как ее определить?
Множество европейских городов изобилуют прекрасными старинными церквями. Более того, церковь играла важнейшую роль в планировке многих старых городов. Поскольку большинство планов датируются столетиями, они часто имеют круглую форму, а церковь является главным ориентиром, расположенным прямо в центре города. Однако архитектура церкви может различаться, и она может быть не просто церковью, а приходской церковью, базиликой или даже собором. Так в чём же разница между последними двумя понятиями — базиликой и собором? Читайте дальше, чтобы узнать!
Базилика или собор: сходства
Каждый из нас, будучи туристом, гулял по городу и натыкался на впечатляющую, большую церковь. Некоторые из них могут напоминать своим обликом знаменитый Собор Парижской Богоматери , другие — Айя-Софию из Стамбула (бывшего Константинополя ). Базилика часто ассоциируется с Византийской империей, тогда как, думая о соборе, мы склонны представлять себе внушительное здание в готическом стиле из средневековой Европы . Несмотря на эти стереотипы, и у базилик, и у соборов есть некоторые общие черты.
Одним из общих черт является их размер. Базилика стала очень популярной во времена правления императора Константина (272–337 гг. н. э.), который известен как знаковая фигура в истории Поздней Римской империи. Будучи первым римским императором, принявшим христианство, Константин Великий популяризировал базилику, которая стала ассоциироваться с Восточной Римской империей и ранними христианами. Более того, поскольку Восточная Римская империя начала исследовать иной путь в искусстве, чем Западная , жители Востока стали питать вкус к более впечатляющим и ярким элементам, чем Запад. Это привело к значительному увеличению размеров христианских зданий, поскольку христианство стало государственной религией, чтобы визуально конкурировать с другими существующими. Поскольку базилики, как правило, внушительны по размеру, их часто можно принять за соборы, предназначенные для большого количества людей. Само собой разумеется, это не означает, что церковь, построенная как базилика, не может также быть собором.
Что такое базилика?
Базилика берет свое начало в древнеримской архитектуре, где базилика представляла собой крупное общественное здание, построенное рядом с центральной площадью города, известной как форум. По функциям и форме базилику можно сравнить с греческой стоей (стоа) . Архитектурный план базилики заимствован у римского аналога. Это прямоугольное здание с центральным нефом, к которому ведут два длинных придела по бокам. Здание обычно двухэтажное, с небольшим возвышением в центре, что позволяет устроить верхний световой фонарь, пропускающий естественный свет.
Таким образом, римской базилике не придавалось никакого особого религиозного значения. Напротив, она была строго посвящена общественным вопросам, поскольку в ней проводились суды для рассмотрения дел и других подобных функций. В эпоху поздней античности архитектурная форма базилики была перенята христианами, скопировавшими древнеримскую модель. С точки зрения христианина, римская базилика была идеальным кандидатом на церковь, поскольку она находилась в центре города, была достаточно большой, чтобы вместить значительное количество людей, не имела никакого языческого значения и теперь могла обменять свое общественное значение на религиозное. С этой точки зрения можно понять, почему модель базилики была привлекательным выбором для христиан, которые становились большинством и нуждались в помещениях для богослужений.
Что такое собор?
Базилика определяется прежде всего своей планировкой и архитектурными особенностями. Собор же определяется по другим критериям : собор — это церковь, в которой находится епископская резиденция. Название происходит от латинского слова cathedra , которое буквально означает «церковь, где находится канцелярия», или, точнее, стол епархии, конференции или епископата. Это слово, в свою очередь, происходит от греческого слова kathedra , означающего «седло».
Стоит отметить, что собор может существовать только в рамках христианских конфессий, признающих и организующих иерархию, включающую епископство. К ним относятся католическая, православная, англиканская и некоторые реформатские церкви.
В отличие от базилики, имеющей определённую архитектурную форму и связанную с ней историю, собор может принимать любую форму, поскольку единственным требованием для него является присутствие епископа. Как правило, в западноевропейском соборе сначала располагался нартекс, в котором находился вход, а затем главный зал, называемый нефом, который иногда пересекал трансепт. Неф заканчивался деамбулаторием, самым дальним от входа местом, где обычно находился алтарь.
Примечательно, что церкви, выполнявшие функции собора, не были распространены до IV века, когда они появились в Италии, Галлии, Испании и Северной Африке. Лишь в XII веке соборы как резиденции епархий стали нормой в Католической Церкви (поскольку к этому времени уже произошёл Великий раскол ). Поскольку соборы не были связаны по форме каким-либо историческим прошлым, они могли развиваться и эволюционировать по-своему, побуждая мастеров создавать собственный архитектурный язык, отражающий функции собора.
Почему базилика стала популярным местом религиозных собраний?
Несмотря на прямую связь с христианством, базилика на раннем этапе своего существования была принята и другими конфессиями. В эпоху поздней античности, когда Римская империя уже была разделена между Западом и Востоком и переживала ряд кризисов, элементы римской архитектуры стали популярными и широко распространенными во многих регионах. Например, еврейская община в Сардах использовала базиликальную планировку для своей синагоги, в то время как тринитарии и ариане в тот же период использовали базиликальную планировку для своих церквей.
Это свидетельствует о том, что базиликальная планировка была предпочтительна, несмотря на различия в религиозных убеждениях, поскольку у всех групп была, по сути, одна и та же потребность: большое пространство для совместного собрания и молитвы. Таким образом, базилика, вероятно, была выбрана из-за её просторности и практичности, поскольку пространство было рационально использовано для размещения всех помещений и людей.
В период расцвета поздней античности ещё один важный фактор определил популярность строительства базилик как христианских церквей: изменение погребальных практик. Население постепенно отказывалось от использования кладбищ для погребения умерших, предпочитая хоронить их в катакомбах или внутри базилик. Кроме того, в связи с возросшим интересом к мученикам, умершим во II и III веках, многие базилики строились на местах захоронений мартириев . Этот интерес подкреплялся верой в воскресение, благодаря которому тела мучеников, ожидавших своего воскресения, приближались к церкви.
До христианства: увлечение римскими базиликами
Как уже упоминалось, рост популярности базилики начался ещё до поздней античности; её использование восходит к дохристианским временам Римской империи. Хотя базилика как тип здания обычно не использовалась в религиозных целях до поздней античности, необходимо понимать, насколько распространённым и ценимым был этот тип построек. Только тогда можно понять её успех в период расцвета христианства в поздней Римской империи.
Архитектурный план базилики оставался излюбленным на протяжении всей Римской республики и империи. Она имела либо квадратную форму с соотношением сторон 3:4, либо прямоугольную форму с соотношением сторон 3:7. Со времён императора Августа базилика считалась неотъемлемой частью римской городской жизни. В каждом поселении, имевшем статус города, в центральной части располагалась базилика, использовавшаяся для ведения дел или выполнения официальных функций.
В эпоху поздней республики большинство правителей посвящали часть своих общественных планов возведению как минимум одной монументальной базилики в честь своего правления. Например, знаменитый диктатор Юлий Цезарь построил базилику Юлия, освященную в 46 году до н. э., которую античный историк Плиний Старший считал одним из красивейших зданий в мире.
Как собор менялся на протяжении веков
Большинство церквей, ставших соборами, чем-то обязаны базилике и её влиянию на христианскую и западную религиозную архитектуру в целом. С одной стороны, неудивительно, что соборы так много заимствовали у базилики в процессе своего развития. Ведь базиликальный план был очень популярен по всей Европе, вплоть до Ближнего Востока и Северной Африки. Например, крупнейшей базиликой, построенной за пределами Рима , была базилика Бирса, возведённая династией Антонинов в Карфагене. К сожалению, базилика Бирса не пережила испытание временем, и до наших дней сохранились лишь несколько её руин.
Наиболее сильное влияние базилики ощущается в церквях романского стиля . Это связано с тем, что план романской церкви во многом заимствован из базилики, особенно центральный неф с боковыми проходами, обозначенными рядами колонн по обеим сторонам. Однако романский стиль имеет свою изюминку с озорными украшениями раннего Средневековья, такими как крестьяне, занимающиеся всевозможными забавными и обыденными делами, фантастические существа, вдохновлённые средневековым бестиарием , украшающие как интерьеры, так и экстерьеры, и искажённые лица, охраняющие края колонн. Несмотря на эту изюминку, романская архитектура во многом вдохновлена римской базиликой.
Такая организация церкви, с центральным нефом и второстепенными нефами, настолько влиятельна, что её можно встретить даже в соборах, построенных в готическом стиле . Хотя готика, как правило, устраняет разницу в высоте между нефом и боковыми нефами, которая непосредственно вытекает из плана базилики и сохраняется в романских церквях, структура в целом остаётся такой же. Из этого ясно видно, что знаменитое римское сооружение оказало большое влияние на соборы ещё в начале Средних веков, несмотря на то, что к этому времени базилика в основном ассоциировалась с Восточной Римской империей, или, как её стали называть, Византийской империей.
Современная история: сравнение базилики и западного собора
Длительное влияние базилики сохраняется на протяжении веков, благодаря её римской истории и усиленному византийскому наследию . Например, архитектурный стиль эпохи Возрождения появился в Италии и был вдохновлён величием римских руин. Благодаря этому возродились многие элементы римской базилики. Если в позднеготической архитектуре традиционные римские колонны отошли от колонн с более готическими элементами, то в эпоху Возрождения ситуация изменилась.
Хотя план базилики, как в романском стиле, не был первым выбором для соборов и других зданий эпохи Возрождения, римские колонны стали его частью. Они стали присутствовать в каждом здании и каждой церкви эпохи Возрождения. Более того, некоторые колонны даже имитируют греческие, тем самым делая шаг вперёд к первоначальной базилике, греческой стое , копируя капители и основания.
На протяжении столетий эта страсть к колоннам сохранялась и в церковных планах в стиле барокко, рококо и неоклассицизма. Однако общие чертежи всё меньше напоминали первоначальный план базилики. Центральный неф всё ещё присутствовал в планах соборов этих стилей, хотя различные фасады и боковые нефы практически полностью исчезли, за некоторыми исключениями. Западные стили развивались различными путями, которые, казалось, сильно отличались, если не были противоположны, римской или византийской базилике.
Различные архитектурные элементы, берущие начало от древней базилики, сохранились вплоть до современности. Хотя архитектурные стили, заимствовавшие эти древние элементы, развивались по-разному, наследие древней базилики всё ещё можно найти во многих современных церквях. Как показано, соборы на протяжении всей истории черпали вдохновение в римской базилике, используя эту древнюю архитектурную традицию для формирования современных стилей.