Найти в Дзене

Почему мы платим за фильмы про боль: когда грусть становится развлечением.

Психология страдания как развлечения. Ты платишь деньги за билет в кино. Ты смотришь фильм про депрессию, потерю, смерть. Ты выходишь из кинотеатра в слёзах. Ты доволен. Это — издевательство над собой. Но ты будешь платить в следующий раз. И знаешь почему? Боль как лекарство Есть странная вещь в человеке. Мы избегаем боли в жизни. Но ищем боль в фильмах. Это противоречие называется парадокс трагедии. Люди ПЛАТЯТ за то, чтобы страдать. Люди ВЫБИРАЮТ фильмы про смерть вместо фильмов про жизнь. Люди ХОТЯТ выходить из кинотеатра в слёзах. Почему? Потому что эта боль — безопасная боль. Боль, которая длится 2 часа, а потом кончается. А боль в жизни — это боль, которая длится годы. И мы предпочитаем компактную боль. ТЕОРИЯ #1: КАТАРСИС (АРИСТОТЕЛЬ БЫЛ ПРАВ) Что это такое? Катарсис — это очищение эмоций через искусство. Древний философ Аристотель сказал: "Трагедия вызывает в зрителе страх и сочувствие, которые затем очищают его душу." Проще говоря: Ты входишь в кинотеатр с грустью. Ты смо
Оглавление

Психология страдания как развлечения.

Ты платишь деньги за билет в кино.

Ты смотришь фильм про депрессию, потерю, смерть.

Ты выходишь из кинотеатра в слёзах.

Ты доволен.

Это — издевательство над собой.

Но ты будешь платить в следующий раз.

И знаешь почему?

Боль как лекарство
Боль как лекарство

Есть странная вещь в человеке.

Мы избегаем боли в жизни.

Но ищем боль в фильмах.

Это противоречие называется парадокс трагедии.

Люди ПЛАТЯТ за то, чтобы страдать. Люди ВЫБИРАЮТ фильмы про смерть вместо фильмов про жизнь. Люди ХОТЯТ выходить из кинотеатра в слёзах.

Почему?

Потому что эта боль — безопасная боль. Боль, которая длится 2 часа, а потом кончается.

А боль в жизни — это боль, которая длится годы.

И мы предпочитаем компактную боль.

ТЕОРИЯ #1: КАТАРСИС (АРИСТОТЕЛЬ БЫЛ ПРАВ)

Что это такое?

Катарсис — это очищение эмоций через искусство. Древний философ Аристотель сказал: "Трагедия вызывает в зрителе страх и сочувствие, которые затем очищают его душу."

Проще говоря:

Ты входишь в кинотеатр с грустью. Ты смотришь фильм про грусть. Ты выходишь из кинотеатра без грусти (или с меньшей грустью).

Как это работает?

Во время фильма твой мозг выплёскивает эмоции, которые он держал внутри. Слёзы — это выплеск. Печаль — это выплеск. Облегчение после просмотра — это результат выплеска.

Результат:

После фильма про боль ты чувствуешь себя лучше. Потому что боль уже была внутри. Фильм просто дал ей дорогу наружу.

ТЕОРИЯ #2: КОНТРОЛИРУЕМЫЙ РИСК

Что это значит?

В жизни страдание — это хаос. Оно приходит внезапно и беспорядочно.

В кино страдание — это упорядоченное, предсказуемое, контролируемое.

Примеры разницы:

В жизни: Ты теряешь близкого. Это разрушает тебя. Ты не знаешь, как жить дальше.

В кино: Герой теряет близкого. Ты видишь, как он пережил это. Ты знаешь, что через 2 часа фильм кончится и ты вернёшься к нормальной жизни.

Результат:

Кино про боль — это симуляция боли. Симуляция безопасна. Ты можешь нажать паузу в любой момент.

Но большинство людей не нажимают паузу. Они смотрят до конца. Потому что знают, что боль кончится.

ТЕОРИЯ #3: ОСТРЫЕ ОЩУЩЕНИЯ БЕЗ РИСКА

Что это значит?

Люди любят адреналин. Люди ищут острых ощущений.

Но прыгать с парашютом опасно. Драться в ночном клубе незаконно. Влюбляться в неправильного человека больно.

Кино про боль — это острые ощущения БЕЗ РИСКА.

Примеры:

"Унесённые ветром" — ты переживаешь любовь, которая не сбывается (но это не твоя любовь).

"Список Шиндлера" — ты переживаешь войну (но это не твоя война).

"Мой личный враг" — ты переживаешь предательство (но это не твоё предательство).

Результат:

Ты получаешь острые ощущения, но можешь выключить телевизор в любой момент.

ТЕОРИЯ #4: ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ КАТАНИЕ НА АТТРАКЦИОНЕ

Что это значит?

Когда ты катаешься на аттракционе, ты переживаешь страх, адреналин, опасность.

Но ты знаешь, что это безопасно.

Фильм про боль — это эмоциональный аттракцион.

Как это работает:

Фильм начинается — тебе грустно. Герой сталкивается с трагедией — тебе ОЧЕНЬ грустно. Герой преодолевает трагедию (или нет) — развязка. Фильм кончается — ты облегчённо дышишь.

Это вызывает химические реакции в мозге:

Во время фильма: выброс кортизола (гормон стресса). После фильма: выброс эндорфинов (гормон радости).

Результат:

Ты получаешь естественный "кайф" от просмотра больного фильма.

ТЕОРИЯ #5: ЭМПАТИЯ КАК РАЗВИТИЕ

Что это значит?

Когда ты смотришь фильм про боль, ты развиваешь эмпатию.

Ты понимаешь чужую боль. Ты учишься сострадать.

Примеры:

Фильм про бедность → ты лучше понимаешь бедняков.

Фильм про рак → ты лучше понимаешь больных.

Фильм про расизм → ты лучше понимаешь дискриминацию.

Результат:

Боль в кино — это не просто развлечение.

Это — школа эмпатии.

Ты платишь за то, чтобы стать лучше.

Мелодрама про потерю — это самый популярный жанр на всех платформах. 5 звёзд популярности. Почему? Потому что боль, но красивая.

Драма про одиночество — тоже очень популярна. 4 звезды. Боль, но понятная.

Триллер про страх — тоже требует внимания. 5 звёзд. Адреналин плюс боль.

Фильм про депрессию — менее популярен. 3 звезды. Слишком реальная боль пугает людей.

Комедия про счастье — самая непопулярная. 2 звезды. Люди предпочитают боль счастью.

Вывод: Люди ищут боль, но красивую боль, эстетичную боль, упорядоченную боль.

ТИПЫ ЗРИТЕЛЕЙ, КОТОРЫЕ ПЛАТЯТ ЗА БОЛЬ

Тип 1: Терапевт (использует кино как терапию)

Молодой человек переживает боль в жизни. Он смотрит фильм про такую же боль. Фильм показывает ему, что он не один. Облегчение, понимание, исцеление — вот результат.

Тип 2: Авантюрист (ищет острых ощущений)

Молодой человек скучает в жизни. Он смотрит фильм, который его шокирует. Фильм дает ему адреналин. Возбуждение, ощущение живости — вот результат.

Тип 3: Философ (ищет смысла)

Молодой человек думает о смысле жизни. Он смотрит фильм, который заставляет его думать. Фильм про боль часто показывает смысл жизни. Размышления, развитие, мудрость — вот результат.

Тип 4: Мазохист (просто любит страдать)

Молодой человек... просто любит страдать. Он смотрит самые депрессивные фильмы. Он наслаждается чужой болью. Удовлетворение — вот результат.

Проблема:

Фильм про счастье обычно скучный.

Почему?

Потому что счастье — это отсутствие конфликта.

А кино — это присутствие конфликта.

"Счастливая жизнь героя" — герой просыпается, завтракает, работает, спит. Это скучно до смерти, никому это не интересно.

"Герой теряет всё, но в конце счастлив" — герой страдает, преодолевает, находит счастье. Это интересно, потому что есть путь, есть борьба.

Вывод:

Счастье без страдания — это не интересная история. Страдание без счастья — это уже более интересная история. Страдание И счастье — это идеальная история.

Фильм: "Жизнь красива" (1997), режиссёр Роберто Бениньи, про отца и сына в концлагере

Рейтинги:

На IMDb: 8.6. На КиноПоиске: 8.4.

Что происходит в фильме:

Отец и сын попадают в концлагерь. Отец скрывает правду от сына (говорит, что это игра). В конце отец погибает, но сын спасается.

Почему люди платят за это?

Потому что фильм показывает боль через красоту.

Боль (концлагерь) показана через линзу любви (отец защищает сына).

Результат:

Люди выходят из кинотеатра в слёзах, но они счастливы. Они плачут от красоты, а не от отчаяния.

Почему люди платят за боль?

Первая причина — катарсис. Выплеск эмоций.

Вторая причина — контролируемый риск. Боль, которую можно выключить.

Третья причина — острые ощущения. Адреналин без опасности.

Четвёртая причина — эмоциональный аттракцион. Кайф от переживаний.

Пятая причина — развитие эмпатии. Обучение через боль.

Все эти причины работают вместе.

Человек платит за билет, чтобы выплеснуть свою боль, почувствовать острые ощущения, развить эмпатию и получить «естественный кайф».

И это — здорово.

Потому что это лучше, чем держать боль внутри.

Почему мы платим за фильмы про боль?

Потому что боль в кино — это безопасная боль.

Она приходит с начало фильма и уходит с его концом.

А боль в жизни — это боль, которая может остаться навсегда.

Поэтому мы выбираем кино.

Мы платим за то, чтобы страдать 2 часа и почувствовать облегчение.

Потому что облегчение — это лучшее, что мы можем почувствовать.

  1. Какой самый больной фильм вы когда-либо смотрели? Выходили ли вы из кинотеатра в слёзах? И рекомендуете ли вы его другим?
  2. Боль в кино — это терапия или мазохизм? Или это что-то третье?
  3. Есть ли фильм, который помог вам пережить реальную боль? Как кино помогло вам?

Если вам нравится честный разговор — подпишитесь. Здесь мы разбираем кино не как развлечение, а как способ понять себя. И да, мы будем спорить. Спорить честно. Вам это понравится (или не понравится, но вы вернётесь).

📖 ЕСЛИ ВЫ ИЩЕТЕ ЧЕСТНЫЕ ИСТОРИИ О БОЛИ:

"Костомор-1. Костяной Ученик" — это не фильм про боль.

Это фильм про то, как боль становится жизнью.

В кино боль длится 2 часа. В книге боль длится вечно.

Темное славянское фэнтези про людей, которые уже прошли через все катарсисы и остались одни.

Костомор-1.Костяной Ученик — Дмитрий Владимирович Артюхов | Литрес

#кино #психология #эмоции #катарсис #фильмы #боль_как_лекарство #мелодрама

#глубокие_фильмы #кинотерапия #эмпатия #развитие_личности #депрессия_в_кино

#смысл_жизни #кинокритика #честный_разговор #философия_кино #искусство

#дзен #психологический_анализ #культура #кинематограф