Найти в Дзене
Чувства Штиля

Главный двигатель героев Толкина

Taken from open sources. "Хоббита" прочел еще средним школьником. Чертовски захватывающе было! Жаль, что не знал тогда о других известных произведениях профессора Толкина - "Повести о кольце" и "Сильмариллионе". Их прочел в последние лет пять. А недавно вот о чем задумался... Хоббит Бильбо совсем не авантюрист, а, скорее, консерватор и домосед. Его племянник Фродо - простой деревенский парень. Гном Торин должен был смириться с тем, что гномам дракона не победить. А уж эльфу Феанору у богов за пазухой вообще никуда не надо было дергаться. Зачем им всем понадобилось срываться с насиженных мест? Первым на ум приходят магические артефакты. В "Сильмариллионе" это сильмарили - камни-самоцветы, созданные Феанором - искуснейшим из эльфов своего времени. У Феанора получился исключительной красоты артефакт - три камня, вместивших в себя неугасимый свет древ богов-валар. По виду были они подобны огромным алмазам. Но до тех пор, покуда не вернётся Феанор, — не станет известно, из чего они сотворе
Taken from open sources.
Taken from open sources.

"Хоббита" прочел еще средним школьником. Чертовски захватывающе было! Жаль, что не знал тогда о других известных произведениях профессора Толкина - "Повести о кольце" и "Сильмариллионе". Их прочел в последние лет пять. А недавно вот о чем задумался... Хоббит Бильбо совсем не авантюрист, а, скорее, консерватор и домосед. Его племянник Фродо - простой деревенский парень. Гном Торин должен был смириться с тем, что гномам дракона не победить. А уж эльфу Феанору у богов за пазухой вообще никуда не надо было дергаться. Зачем им всем понадобилось срываться с насиженных мест?

Первым на ум приходят магические артефакты. В "Сильмариллионе" это сильмарили - камни-самоцветы, созданные Феанором - искуснейшим из эльфов своего времени. У Феанора получился исключительной красоты артефакт - три камня, вместивших в себя неугасимый свет древ богов-валар.

По виду были они подобны огромным алмазам. Но до тех пор, покуда не вернётся Феанор, — не станет известно, из чего они сотворены. Вещество то похоже на кристаллы бриллиантов, — но крепче адаманта, так что никакой силе в Арде не замутить и не уничтожить его.

После того как древа уничтожила гигантская паучиха Унголиант, сильмарили оказались единственным вместилищем света этих древ. Феанор пленился сильмарилями настолько, что хранил их в специально построенном замке в полной темноте из боязни кражи. Темный владыка, и по совместительству вала, Мелькор возжелал эти камни, украл их у Феанора и все заверте... Потом были отступничество Феанора, страшное пророчество валар, убийство соратниками Феанора сородичей с побережья, уход Феанора в Средиземье, война, горы трупов... И все ради того, чтобы вернуть сильмарили, в чем и поклялись сыновья Феанора перед уходом из "земли богов".

Гном Торин Дубощит собирает соплеменников под предлогом возвращения их дома - горы Эребор. Он призывает на помощь Гэндальфа и срывает с места Бильбо ради аркенстона - камня, утверждающего власть над Народом Дурина - самым большим кланом гномов Средиземья.

...шар мерцал разноцветными искрами, так как свет факела играл на его гранях. ...Величайшее из сокровищ светилось собственным светом, исходящим изнутри, и в то же время, гранённое и отшлифованное гномами, выкопавшими его в незапамятные времена, вбирало в себя свет извне и преломляло его десятками тысяч белых сверкающих граней, и это белое свечение переливалось всеми цветами радуги.

Торину, когда гномы и Бильбо уже достигли, казалось бы, цели - зашли в гору и по сути "выкурили" оттуда дракона Смауга - везде мерещится предательство, когда не удается найти камень. Да еще и Смауг за 60 лет своего пребывания внутри горы заразил все тамошнее золото "драконьим недугом" - всепоглощающей жадностью и агрессией вследствие этой жадности. В общем, тот еще букет "джентльменских качеств". Даже малой долей золота Торин не желает делиться с жителями Озерного Города. А уж о претензии короля лесных эльфов Трандуила и говорить нечего - нипочем не отдаст Торин ему драгоценности, сделанные гномами для его покойной супруги. А у Бильбо к "драконьему недугу" иммунитет, видимо. Он находит аркенстон и передает его Барду - вождю жителей Озерного Города - чтобы прекратить надвигающийся конфликт гномов с людьми и эльфами.

Темного властелина Саурона, короля Исильдура, Голлума, Бильбо и Фродо последовательно связывает Кольцо Власти. Вообще не удивительно - надпись на кольце свидетельствует именно об этом:

Одно кольцо, чтобы править всеми, одно кольцо, чтобы найти их, Одно кольцо, чтобы привести их всех и в тьме связать их.

Кольцо обладает большей частью силы и воли своего хозяина - Саурона - и стремится вернуться к нему, попутно ломая психику всем владельцам. Для них оно "прелесть", с которой не то что трудно, а невозможно расстаться, пока оно само не пожелает. Кольцо заставляет каждого своего временного владельца беречь себя и нести к хозяину. И, учитывая печальный опыт назгулов, ставших рабами кольца и слугами Саурона, обладание самим кольцом еще не худший случай. Ни сильный майа Олорин, он же Гога, он же Гоша волшебник Гэндальф, ни мудрая эльфийка леди Галадриэль не решаются поддаться искушению владеть кольцом. Они понимают, что ситуация в Средиземье от этого только ухудшится. И вот несчастный Фродо несет его в "сердце" Роковой горы, чтобы оно там наконец могло быть уничтожено.

Получается, не было бы этих артефактов - не случилось бы и трех сумасшедших по своей закрученности и интересности историй? А может все-таки все не настолько цинично?

Может быть Феанор с сыновьями и соратниками просто нашел предлог выйти за пределы приевшейся "песочницы" и присмотра валар и получил возможность исследовать новые земли? А ведь он звал эльфов вернуться на восток к источнику, где они однажды появились и откуда ушли на запад вместе с вала Оромэ. Однако, дальше Белерианда - северо-западной окраины Средиземья - эльфы так тогда и не пошли. И об этой цели путешествия они благополучно позабыли, когда основали в Белерианде собственные королевства. Или эльфы просто хотели постоянно держать в поле зрения Ангбанд - крепость Мелькора к северу от Белерианда.

Может быть Торин больше всего прочего хотел вернуть себе дом? Ну т.е. 60 лет вынашивал планы пробраться в Эребор и, как минимум, изгнать дракона-захватчика. Авантюрно, но вполне логично. Нелогично было брать с собой всего четырнадцать соратников вместо десятитысячной армии. Да и для этой армии неуязвимый дракон - быстрая, мучительная и стопроцентная смерть. Но Торин не мог не знать о предке лучника Барда и может быть стоило заручиться поддержкой самого Барда, увеличив шансы на победу. Да и оплатить такой поход сокровищ под горой хватило бы с лихвой.

Может быть Фродо... Нет, он и впрямь нес кольцо, чтобы уничтожить его, тут не поспоришь. С другой стороны, на совете в Ривенделле он мог бы промолчать. Глядишь, в тот же день с тремя друзьями отправился бы домой и не встретил всех последующих опасностей. Да и вообще Фродо на совете у Эльронда согласился нести кольцо по сути из простодушия. Если б ему хоть немного мудрости хватило предвидеть последствия своего решения, может быть он счел бы более благоразумным передать кольцо, например, гному Гимли или эльфу Леголасу. А что? Они бывалые воины и, возможно, отстоять кольцо и бороться с его властью им было бы проще.

Перечисленные артефакты и прочие причины несомненно значимы, но ведь по итогу они ведут к избавлению от зла всеми средствами, доступными героям этих произведений. Потомки Феанора выставляют против Мелькора-Моргота свои армии и бьются с ним из последних сил, погибая или влача бессчетные годы в плену. Торин кладет на алтарь возвращения Эребора свою храбрость и жизнь. Бильбо жертвует привычным бытовым укладом и уходит в неизвестность ради помощи гномам в их борьбе со Смаугом. Для Фродо без победы над Сауроном нет будущего. Сэмуайз Гэмджи, друг Фродо, верно подметил:

Есть много хорошего в этом мире, мистер Фродо… и за него стоит бороться.

Все три произведения - сказки, а значит добро в них непременно должно взять верх, одновременно открывая нам зло во всей его неприглядности. В сущности, для того только, чтобы мы с вами уже в своей собственной реальности это самое зло узнали и не поддались на его изощренные провокации.

Заботливый профессор Толкин хотел предостеречь нас и дать нам надежду. Да и не только нам. Феанор получил надежду вернуть сильмарили и попутно исследовать новые земли. Торин надеялся получить власть, деньги и вернуть дом. Бессребреник Бильбо во всех передрягах надеялся, что ему удастся помочь гномам. Фродо надеялся, что у Братства Кольца получится уничтожить кольцо. Да, вышло только у Бильбо и Фродо. Зато остальные, решившись на походы, покрыли себя славой, пусть и отчасти геростратовой.

Похоже, именно надежда движет главных и не очень героев Толкина в их тяжелых и таких захватывающих приключениях. Ну а сами истории волновали и продолжают волновать миллионы людей самого разного возраста по всей Арде по всему миру. Жаль только, что нельзя поблагодарить профессора лично за его труды.