Воображение — это начало создания.
Вы воображаете то, что хотите;
вы желаете то, что воображаете;
и, наконец, вы создаете то, что желаете.
Б.Шоу
Мы определились с родовой сущностью человечества, но т.к. человечество есть понятие философское, а мы хотим прикладных теорий, то следующим шагом нужно рассмотреть его составляющую (неделимый так сказать элемент науки, по аналогии с молекулой в химии), а именно отдельного человека. И постараться выделить те его свойства, который дали бы нам в дальнейшем возможность понимания законов взаимодействия как на уровне отдельных элементов, так и на уровне суперсоциосистем.
Давайте послушаем умных людей, как прошлого, так и современности по поводу фундаментальных особенностей человека.
Ж.Ж. Руссо
«Во всяком животном я вижу лишь хитроумную машину, которую природа наделила чувствами, чтобы она могла сама себя заводить и ограждать себя, до некоторой степени, от всего, что могло бы ее уничтожить или привести в расстройство. В точности то же самое вижу я и в машине человеческой с той только разницей, что природа одна управляет всеми действиями животного, тогда как человек и сам в этом участвует как свободно действующее лицо. Одно выбирает или отвергает по инстинкту, другой — актом своей свободной воли; это приводит к тому, что животное не может уклониться от предписанного ему порядка, даже если бы то было ему выгодно, человек же часто уклоняется от этого порядка себе во вред»[1].
К. Маркс и Ф.Энгельс
«Людей можно отличать от животных по сознанию, по религии — вообще по чему угодно. Сами они начинают отличать себя от животных, как только начинают производить необходимые им средства к жизни, — шаг, который обусловлен их телесной организацией. Производя необходимые им средства к жизни, люди косвенным образом производят и самоё свою материальную жизнь»[2].
К. Маркс (развитие темы)
Труд есть прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой ... Мы предполагаем труд в такой форме, в которой он составляет исключительное достояние человека. Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально. Человек не только изменяет форму того, что дано природой; в том, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю.[3]
Современная психология
«Отличие человека от животных с точки зрения психологии является одной из фундаментальных тем в исследованиях человеческой природы. Психологические аспекты, которые выделяют человека среди животных, связаны с его способностью к высшим психическим функциям, делающим его уникальным и отличающимся от животных.
Одно из ключевых отличий человека от животных заключается в его способности к разумному мышлению. Человеческий разум включает в себя способность к абстрактному мышлению, рассуждению, планированию и анализу. В отличие от животных, которые действуют в основном на основе инстинкта и простой ассоциации, человек способен осуществлять сложные когнитивные процессы, которые помогают ему принимать осознанные решения и адаптироваться к изменяющемуся окружающему миру.
Еще одно существенное отличие человека от животных - это его эмоциональная сфера. Человек, в отличие от животных, обладает более развитой эмоциональностью и имеет возможность осознавать и выражать свои эмоции. Ему присущи такие чувства, как любовь, радость, грусть, страх и т. д., которые являются важными компонентами человеческого опыта. Человек может осознавать и анализировать свои эмоции, а также воздействовать на них через свою волю и психологический контроль.
Социальная составляющая также является важным отличием человека от животных. В отличие от животных, которые в основном действуют в рамках своей группы или стаи, человек обладает возможностью формировать сложные социальные структуры и участвовать в социальных взаимодействиях. Человек обладает способностью к эмпатии, сопереживанию и развитию сложных систем коммуникации. Это позволяет человеку создавать глубокие межличностные связи, устанавливать сложные социальные нормы и правила, а также строить групповые и культурные структуры».
Пожалуй достаточно. Мы имеем общее представление о фундаментальных особенностях человека, далее попробуем их применить к нашим рассуждениям.
Общее во всех вышеприведённых цитатах – абстрактное мышление (разум), эмоции, целеполагание, воля, труд. Каждый из философов прошлого при этом выделяет что-то одно как наиглавнейшее для его схемы, а современная психология просто перечисляет, создавая стержень на который будет нанизывать в дальнейшем кольца конкретных наблюдений, сопоставлений и выводов.
Для нас же важно ответить на вопрос – а какой из приведённых факторов позволяет существенно (по сравнению с животным миром) повышать свой ЭП. Нарабатывать энергию путём перманентной постоянно реструктуризации социосистем. И почему вообще эти системы создаются («человек обладает возможностью формировать сложные социальные структуры»).
М.И. Веллер, например, выделяет эмоциональную сферу, говорит о том, что у человека эмоции (ощущения и реакция на происходящее) сильнее чем у животных и этот фактор заставляет его производить больше работы по переделыванию мира и повышению своего ЭП. С нашей точки зрения это не так. У животных конкретные эмоции (страх, радость, гнев, печаль, удивление и т.д.) не менее, а иногда и более сильны чем у человека. Вспомним про печаль собак оставшихся без хозяев или их радость после разлуки. Но исключительно данный фактор не заставил их развиваться в сторону повышения ЭП. Человек всё-таки опередил.
Разум как отдельный феномен тоже так себе причина. Современная зоопсихология такие перлы логического мышления у животных наблюдает, что ого-го. Не каждый человек на такое способен.
Свободная воля? Пожалуй в этом что то есть, но откуда она взялась?!
Труд? Ну да отличает. Только что же заставило человека трудиться? И зачем ему в голове строить идеальное представление? Что его к этому толкает?!
Каков генезис механизмов, которые привели и далее приводят к возможности повышения ЭП?!
А дело было так:
Развитие мозговых клеток вело к тому, что с каждым шагом у животных улучшалась память, т.е. увеличивалось пространство, где можно было хранить модели окружающего мира (ситуация-действие-реакция). По аналогии с компьютерами. Да обработка этих моделей на первых порах велась с помощью встроенных природой алгоритмов (что нужно делать в конкретной ситуации, чтобы была одна и та же результирующая реакция). Т.е. алгоритмы ограничены, но моделей к которым они применяются становится больше. И тут образуется парадокс - результаты обработки одними и теми же алгоритмами различных моделей (ситуаций) становятся разными. Но память то растёт. Поэтому в ячейках сохраняется и результат не предсказанный алгоритмом. Процесс обучения, но не просто передачи алгоритмов, а увеличивающегося количества моделей и реакций.
Далее происходит следующее. При увеличении количества моделей, выделяется сигнал. Т.е. идёт анализ модель – реакция при определённых условиях и эти условия (сигнал) уходят в отдельную ячейку (переменную). Т.е. нет необходимости хранить сто моделей с сигналами если можно хранить одну модель и 100 сигналов и для этого нужно не 100 ячеек а 2. Т.е. как в современных программах. Появляется ячейка памяти где животное хранит набор переменных. Это даёт развитие мозгу. Т.е. при том же объёме памяти мы можем держать на порядок больше информации. Это ещё не абстрактное мышление но первый шаг к нему. Разделение приложений. Приложение 1 модель сигналы Приложение 2 модель сигналы и т.д.
Следующий этап когда сигналы из одного Приложения приходят в другое Приложение. Ну это вообщем то естественно. Если у тебя есть две ячейки с сигналами почему бы тебе не использовать сигналы из одного Приложения в другом Приложении. А вот это уже абстрактное мышление. Т.е. что такое абстрактное мышление? У тебя нет примеров модели мира в жизни. Но в голове есть. Как оно образовалось? Ты применил переменную из одной Модели 1 (она есть в жизни) к другой модели 2 (она тоже есть в жизни), но переменной в Приложении 2 нет. Ты его взял из другого места. Т.е. ты создал Приложение 2, введя в него переменную 1, которого нет в природе. Это и есть абстрактное мышление. Ты создаёшь то, чего нет в природе, ты его не видел, но смоделировал в голове.
Ну а дальше больше. Ты проверяешь созданную модель на предмет её практичности. Путём наблюдения или постановки опыта но чаще с помощью тех же сигналов. И если оно оправдывается, то дальше ты перебираешь все переменные Приложения 1 в Приложение 2 и наоборот. И у тебя уже 200 абстракций, которых нет в природе. Но они есть у тебя в голове.
Общая схема описанной ситуации изображена на рис.1.
Создание таких абстрактных моделей в свою очередь дало сильнейший толчок в развитии мозга. Ведь конкретных моделей всегда ограниченное количество. Их не может быть больше, чем существует в природе. А вот абстрактных моделей может быть бесконечное множество. Их все нужно создавать, хранить, обрабатывать и т.д. Т.е. ресурс мозга для этого требуется на порядок существеннее чем для конкретного моделирования.
Рис. 1 Схема возникновения абстрактного мышления
Что нужно чтобы такой процесс пошёл активно? Помимо мозга, а он в принципе с природной точки зрения развивался в нужном русле. Просто динамичная среда, где очень изменчивая внешняя обстановка и для выживания тебе требуется очень много запоминать информации. Выход на сушу, например. Пространство разнообразнее - динамики больше. Мозг развивается. В частности, современные этологи говорят, что собирательство, как базовая основа жизнедеятельности Homo с точки зрения развития памяти и вообще мозга не имеет себе равных. А уже механизм абстрактного мышления формируется по вышеописанной методике. Причём на первых этапах природных алгоритмов для проверки абстрактных моделей вполне хватает, а в дальнейшем растёт количество связей, перекидывающих переменные из одного приложения в другое и помимо природных алгоритмов начинают формироваться абстрактные алгоритмы обработки - Абстрактные Приложения. Но это уже проще, т.к. механизм построения абстрактных моделей отработан.
Эти изменения должны происходить в небольшие промежутки времени, т.к. запоминание информации тоже имеет ограниченный срок. Четвертичная структура белка поддерживается слабыми связями и они со временем деградируют. Но если ты возобновляешь эту структуру, то по-видимому подключаются ещё полевые связи и тогда информация закрепляется лучше. Т.е. систему абстрактного мышления у наших предков развила внешняя обстановка с быстро меняющимися моделями и требующая динамики поведения.
Как только сформированы абстрактные приложения пошёл эффект обратной связи. Т.е. абстрактные приложения начинают формировать конкретные Алгоритмы (действия). Т.е сформировав абстрактную модель ты начинаешь её ощущать как конкретное Приложение. Т.е. из виртуальной цель превращается в реальную. Как показал Павлов слюна выделяется на виртуальные сигналы. Здесь такими виртуальными сигналами служит абстрактная модель-цель. Но слюна то реальная.
Ты помнишь состояние в конкретной модели, берёшь из неё элементы в абстрактную и моделируешь уже не только абстрактную модель но и абстрактное состояние (эмоциональное) к которому ты намерен стремится. Для этого готов совершать конкретные действия. Т.е ради абстрактно смоделированного состояния ты готов совершать конкретные действия. И появляется воля.
Конкретные Действия которые тебе нужно совершить ради абстрактного состояния требуют конкретного труда. Причём труда большего, чем только ради поддержания жизнедеятельности вида. Вот он и труд забрезжил «в такой форме, в которой он составляет исключительное достояние человека».
А представляете сколько абстрактных состояний можно придумать в хорошем мозге? Бесконечное множество. Т.е. чтобы совершить хотя бы 1% действий в соответствии с этими состояниями жизни не хватит. Таким образом человек находится в перманентном действии. Его ЭП гораздо больше, чем у любого животного. И эмоции здесь играют важную роль конечно, но всего лишь на этапе формирования из абстрактной модели абстрактного состояния.
Нам важно, что мы описали механизм, который заставляет систему проделывать регулярную работу независимо от её реальных потребностей. А для того, чтобы совершить работу нужно поднять энергию. Но как только ты поднял энергию, ты её вынужден потратить на работу, значит тебе опять понадобиться энергия. Мы запустили круговорот энергии в человечестве.
Алгоритм, который это делает, назовём Недетерминированность (НДТ).
Создание абстрактных алгоритмов и состояний в неограниченном количестве и непредсказуемом месте и есть недетерминированность.
Абстрактные модели (воображаемые), которые лежат в основе такого свойства человека будем называть НДТ-моделями.
Недетерминированность человека позволяет ему вовлечь в поле своей деятельности максимальное количество ресурсов. Т.е. повысить ЭП социосистемы. Если бы этого не было, а действовал единый алгоритм, то количество ресурсов было бы ограничено. А раз мы вовлекаем неограниченно ресурсов то и повышать ЭП можем неограниченно.
Вопросы к семинарам: Анекдот про негра под пальмой. Мы смеёмся над белым человеком в этом анекдоте, а зря. Он понимает, что есть конкуренция и не только он хочет лежать под пальмой. А другой тоже. И если у него не будет излишка энергии, то из-под пальмы его попрут. У него есть абстрактное мышление. У негра только конкретное.
Наиболее изменчивая система – вирус (бактерия как следующий шаг). И наиболее живучая. Почему природа на ней не остановилась. Кстати, изменчивость в нем заложена программно. Если сравнивать с суперИИ, то почти аналогия! Сам себя воспроизводит, изменчив, отнимает энергию у других объектов, самообучается. Способен реструктурировать себя, способен реструктурировать вне себя!
Поэтому и не остановилась, что получила совершенную модель, дальнейшая участь которой только деградация. Создала фаги и поехала дальше!
Т.е. как видим природа достаточно быстро пришла к совершенным моделям, аналогичным ИИ, которые идеально приспособлены к выживанию. Бактерии и вирусы самые древние организмы на земле. Зачем природе сложности? Ну и была бы земля населена простейшими и прекрасно!
Но нет. У вируса отсутствует основополагающая вещь – путём реструктуризации повышение ЭП системы. Вирус способен максимально эффективно сохранять, то что уже имеется, поддерживать свой собственный гомеостаз. Природе этого недостаточно.
Бактерии стали ассоциироваться в колонии, колонии в специализированные ткани и т.д. до наших дней.
Кстати, гипотеза с несколькими расами на земле до Человека возможно из этой же серии. Т.е. разумный вид не был достаточно энергичен в росте ЭП, он поддерживал свой гомеостаз и не двигался дальше. Поэтому и погиб. Хотя возможно с точки зрения интеллекта и технологического развития превосходил HS.
А наш вариант человечества достаточно беспокойный, вот и трепыхается. Главное, чтобы сам себя не уконтропупил!
Так что в итоге делает человека человеком?! Алгоритмы.
Мы в дальнейшем будем не раз возвращаться к данной схеме. Сейчас же отметим следующее.
1. И эволюционные и социальные алгоритмы направлены на экономию (сохранение) энергии. Т.е. если бы человек каждый раз решал задачи, стоящие перед ним только исключительно индивидуальным порядком – без этих алгоритмов, то умер бы от истощения организма. Но это ещё одна иллюстрация к лекции «Лекция 6. Диалектика. Непонятый Гегель.». Животное и биоробот сдерживают в человеке индивидуальность (сиречь развитие), но без этих составляющих прямой путь или в психиатрию или на очередной круг реинкарнации.
2. Распределение по процентам исходит из метода экспертных оценок. Но чем глубже погружаешься в детали, тем больше приходишь к выводу, что мы не очень далеко пока ушли от доминирования эволюционных (животных) алгоритмов. В том числе и в социальном строении.
Пример: Вожак стада у обезьян отнимает всю пищу и раздаёт её в дальнейшем по своему усмотрению. При этом очень негодует если кто-то пытается напрямую делиться пищей (например, неразумные туристы) или утаивать её (например, хитрые соплеменники). Налоговый кодекс читали?! Ничего не напоминает?!
3. Полевые алгоритмы пока настолько не изучены, что присутствуют на схеме без числовой размерности.
4. Индивидуальные алгоритмы обеспечивают недетерминированность, т.е. делают человека уникальным и способным к созиданию нового ЭП.
5. Индивидуальные алгоритмы есть развитие эволюционных алгоритмов при участии полевых (эзотерических) механизмов.
Эволюционные алгоритмы (механизмы), которые, развиваясь, привели к недетерминированной индивидуальной модели – Человек следующие:
· Память и разум (алгоритмы обработки информации)
· Групповое (общественное, социальное) взаимодействие
· Антидепривация информационная (нужна постоянно новая информация)
· Антидепривация эмоциональная (нужны постоянно новые эмоции)
· Антидепривация сексуальная (постоянно нужен партнёр)
· Антидепривация значимости (чувство собственной значимости)
· Приспосабливаемость к окружающей среде (внутривидовая изменчивость)
Т.е. не отдельные эмоции (ощущения) как говорит Веллер, а набор природных алгоритмов, отрабатываемых в процессе эволюции и привели в итоге к Человеку. Все эти алгоритмы присутствуют и в животном мире. Но в начальном состоянии.
Возьмём, например, информационную депривацию. Это природный инстинкт позволяющий выжить. Новая информация – это залог выживаемости вида в природе. Поэтому любое животное стремится к поиску и получению новых знаний. Все животные от природы любопытные. Даже порой вопреки инстинкту самосохранения. Т.к. новая информация может дать возможность сохранится виду, а не только отдельной особи. И у человека, уже на новом уровне абстрактного мышления, именно этот инстинкт, ещё более развившись, даёт возможность совершать научные открытия, реструктурировать системы и повышать их ЭП.
По поводу того, что машины заменят людей. Заменят какие то профессии и социальные функции, но основополагающую цель существования человека – борьбу против энтропии они заменить не смогут, т.к. машины существа детерминированные и даже если их запрограммировать с тем, чтобы они наращивали энергопотенциал в рамках вшитого алгоритма, то во-первых, человек сразу превратится в их добычу (привет Терминатору), а во-вторых, этот алгоритм (после того как человек будет загнан в подземелья) исчерпает сам себя, т.к. самовоспроизводиться сможет только в рамках установленных разработчиком границ. Чтобы иметь возможность сделать алгоритмы, которые черпают новации «из ничего» (как это делает человек) нужно по минимуму представлять, где это «ничего» находится. Но на сегодняшний момент такого понимания нет. Следовательно, программисты не смогут изготовить «недетерминированный» алгоритм, как бы им этого ни хотелось. В итоге машины начнут борьбу между собой и по её окончании человечество выйдет из подвалов (ничего не напоминает?!) и начнётся новая жизнь.
В рамках нашей теории посыл следующий. Как мы видели человеческая ндт определяется тремя факторами – абстрактное мышление, эмоции (пусть это будет набор химических реакций, не важно) и тело человека. Душа, Дух и Тело. Троица короче. Индивидуальность каждого перечисленного фактора настолько высока (практически бесконечное количество вариаций), что в итоге мы можем получить в человеке только индивидуальный феномен. Можем ли мы получить индивидуальный феномен в ИИ? Теоретически да, но практически этим никто никогда не будет заниматься, т.к. процесс абсолютно бессмысленный. Ради чего?! Создавать индивидуального робота (затратив массу денег-энергии) с непредсказуемым результатом (индивидуальный феномен), чтобы он в итоге грохнул планету с его то возможностями?! Абсурд! Нам сегодня и человеческой ненормальности хватает! А грохнуть можно и с помощью атомной бомбы, зачем ещё мучаться с роботами.
Кстати, разработчики OpenAI признаются, что порой они не всегда понимают, почему разработанный ими ИИ дал именно такой ответ и не могут его спрогнозировать. Это всего лишь детские шаги в области ИИ, а что будет когда ИИ получит развитие?!
Поэтому даже с чисто теоретической точки зрения заменить человека ИИ не сможет, т.к. человек уже обрёл свою НДТ, а ИИ не обретёт её никогда просто исходя из абсолютной бессмысленности (и опасности) этого вектора его развития.
А борьба машин конечно же предстоит, но машины будут в подчинении у людей. Вопрос каких людей?! Об этом поговорим позже.
Вопросы к семинарам: Связь ЭП-НДТ. А как же неуёмная тяга к потребительским тратам? Пресловутые яхты, самолёты, дома для уточек и замки в Тоскане. Ведь это противоречит повышению ЭП. Это же непроизводительные затраты?! Да это непроизводительные затраты, но они являются частью действий по совершенствованию структуры. И хотя сами действия не являются рациональными с точки зрения закона роста ЭП, но они элемент дорожной карты, который в обстоятельствах «высокой роскоши» даёт «побочный эффект» недетерминированности. Хотя надо отметить, что «основной эффект» состояния «высокой роскоши» – это возврат к животным алгоритмам социального взаимодействия и последующей деградации социосистемы.
Далее мы будем разбирать более детально механизмы, которые движут процессами создания недетерминированности, т.е. как природные алгоритмы направляют человека к индивидуальности и повышению ЭП.
НДТ расширяет и развивает базовый механизм роста ЭП в социосистемах. Переводит его на новый уровень.
Основополагающим же, системным механизмом, даже на уровне эволюционных алгоритмов для повышения ЭП является механизм управления.
Недетерминированность человека - образно это дрожжи, которые инициализируют тесто (социосистема), и оно всё время хочет вылезти из кастрюли.
А управление это то, что пытается направить тесто в правильное русло. Чтобы оно не растеклось по кухне и не развалило котел. А принесло пользу в виде булок.
Управление мы и разберём в следующей лекции.
[1] Жан-Жак Руссо. Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми.
[2] Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Немецкая идеология.
[3] К.Маркс. Капитал. Т.1 Глава пятая.