Надо сказать, что у нас и свой подобный имелся, правда без столь красивого названия, но о нём я в конце расскажу. Вообще, американцы склонны к такому устному творчеству. Например, банку со сгущёнкой называли «бронированной коровой». Чернослив, который часто отправляли пленным в посылках Красного Креста, называли «армейской клубникой». Чашка кофе? Это была «аккумуляторная кислота».
В качестве топлива для двигателей торпеды той эпохи заправлялись зерновым спиртом 180 proof, а поскольку алкоголь на подлодках был недоступен, моряки сливали немного топлива из торпеды и смешивали его с фруктовым соком. Как рассказал ветеран Второй мировой войны и бывший торпедист Джим Нерисон в интервью Anchorage Daily News : «Торпеда все равно не использовала бы его полностью до попадания в цель, поэтому мы могли отобрать немного».
Стоп-стоп, а что это за proof такой?
В общепринятой международной системе крепость алкогольных напитков обозначают в процентах от объема и маркируют надписью (% vol.), от английского «volume» — объем. Альтернативное обозначение – % ABV (Alcohol by volume). Российские производители для внутреннего рынка используют маркировку (% об.), которую в народе называют «оборотами», хотя на самом деле «об.» получено сокращением слова «объем». Это значит, что (% vol.), (% ABV) и (% об.) выражают одинаковую крепость. Например, 40% vol. = 40% ABV = 40% об.
В Америке использовали следующий способ проверки качества. На Диком Западе продавцы смачивали порох алкоголем и поджигали. Если смесь воспламенялась, высокая крепость напитка считалась доказанной – proof (с английского языка переводится как «доказательство»). Примерная крепость алкоголя, при которой загорается порох – 50% об., а по американской шкале это равно 100 proof («пруф»), то есть стопроцентное доказательство качества.
Современный proof (alcohol proof, proof spirit) — единица измерения крепости напитков, которая равна двойному содержанию спирта в объеме жидкости. Это значит, что 80 proof = 40% об. = 40% vol.
В основном proof используют производители из США, отдавая дань традициям. Однако на всех бутылках американского спиртного, которое поставляются на экспорт, наряду с «пруфами» обязательно указаны «обороты» (% vol.), поскольку это международный стандарт. Вот образец этикетки
Когда я наткнулся на статью о "Торпедном соке", там было указано, что честь первооткрывателей принадлежит торпедистам подводной лодки USS Gudgeon (SS-211). Она известна тем, что была первой американской подводной лодкой, потопившей вражеский корабль во Второй мировой войне (Тихий океан, 27 января 1942 года).
Я всё же сомневаюсь в её приоритете - когда идея витает в воздухе, её реализация может произойти одновременно в нескольких местах, вспомните хотя бы историю изобретения радио. А уж догадаться, что спирт из торпед можно использовать в более приятных целях, было совсем не трудно.
Эта практика существовала и до 1940-х годов, хотя и тайно, почти как государственная тайна. С быстрым расширением военно-морского флота во время войны, «торпедный сок» приобрел огромную популярность и быстро стал достоянием общественности.
Поскольку американские подлодки действовали в основном на Тихом океане, то наиболее ходовым фруктовым компонентом был ананасовый сок, хотя не гнушались и другими. Норман Кэрролл был торпедистом на подводной лодке USS Guitarro. Он отмечал, что, когда прибывал груз продовольствия, «на корабль выстраивалась цепочка погрузчиков продуктов, и у трапа, куда поступала еда, всегда стоял торпедист. Он направлял все фруктовые соки в кормовой отсек».
Долгие годы прозвище ‘Juice’ присваивалось обитателям торпедных отсеков, даже когда давно наступила эпоха электрических торпед.
Учитывая титульное происхождение, "Торпедный сок" был фирменным напитком ВМФ, хотя имел спрос у представителей всех родов войск. Алкоголь был настоящей жидкой валютой и, как правило, пользовался большей популярностью, чем настоящие деньги.
Само собой, вся эта возня не прошла мимо внимания начальства. Дабы отвратить подчинённых от пагубной деятельности, кое-где в топливо стали добавлять метанол, окрашенный в красный цвет для предупреждения об опасности отравления. Тем самым, какой бы офицер из лучших побуждений ни стоял за этими изменениями, он продемонстрировал полное непонимание отчаянной, творческой натуры скучающих моряков, готовых приложить значительные усилия ради того, чтобы в конце концов добиться своего.
Была разработана технология фильтрации "Розовой леди", как называлась эта смесь через хлеб с дальнейшей перегонкой.
Самопровозглашённый «лучший эксперт по торпедному соку во флоте» рассказывал: «У меня были связи в пекарне. Мы процеживали сок из торпеды как минимум через шесть буханок хлеба, чтобы удалить масло и другие примеси. Затем я кипятил его и перегонял через медную трубку. Я где-то слышал, что у лучшего перегонного куба семь петель, и я был абсолютно в этом уверен». По сравнению с другим самогоном, продаваемым на флоте, его «продукт был тем же, чем Chivas Regal по сравнению со скотчем». Вот, кстати, карикатура на эту тему, вся технология как на ладони
Однако не все имели возможность столь тщательной обработки продукта и случаи отравления не прекращались. Тогда метанол был заменён на кротоновое масло. В отличие от древесного спирта, который правительство использовало для отравления промышленного этилового спирта, кротоновое масло не убивало и не ослепляло моряков. В конце концов, они всё ещё были нужны для войны.
В медицине кротоновое масло употреблялось ранее как слабительное средство, действуя уже в самых малых дозах (¼—1 капля). При большей дозировке вызывает рвоту и воспаление желудочно-кишечного тракта. Однако при наличии перегонного аппарата оно удалялось с хорошим результатом. Но делать это можно было, конечно, только на берегу.
Рецепты сока «Торпедо» различались. Традиционная формула предполагала пропорцию две части спирта на три части сока. Другие источники утверждали, что это была скорее одна часть спирта на три части сока. Никто точно не измерял. Сок добавляли до тех пор, пока смесь не становилась приятной на вкус, возможно, чуть меньше после неудачного дня или чуть больше, если нужно было растянуть напиток на как можно большее количество людей.
Электрические торпеды, начиная с модели Mark 18, впервые представленной в 1943 году, означали конец эпохи настоящего "Торпедного сока". Но название сохранилось. Любую дрянь, пробуждавшую воспоминания о войне у вернувшихся моряков, можно было назвать торпедным соком из-за схожего вкуса, пусть и не совсем похожего происхождения.
Теперь есть "Торпедный сок" и заводского изготовления, разных производителей и разной крепости
А теперь вернёмся под родные осины, хотя в Севастополе я их не замечал.
Летом 1972 года свежеиспечённым лейтенантом я прибыл для прохождения службы в 41 Отдельную бригаду ракетных катеров. Тогда в её состав ещё входил 295-й Сулинский Краснознамённый дивизион торпедных катеров. А на его катерах дослуживали ещё те мичманы, с одной широкой лычкой вдоль погона, которые начинали службу матросами в конце войны или сразу после неё..
И вот как-то один из них стал делиться воспоминаниями о той золотой поре.
...В банный день старые мичманы, перед тем, как отправиться на помывку в бригадную баню, а процесс этот был неспешный, - вручали кому-нибудь из нас, салажат, котелок, со слитым с торпеды или добытым прямо из бочки топливом.
Оно пахло керосином, который немного добавлялся, чтобы его не пили. Далее следовало добавить в котелок воды в определённой пропорции и хорошенько размешать. Суть была в том, что при этом спирт отделялся от керосина и смешивался с водой. Получившаяся смесь имела удельный вес больше, чем керосин и после отстаивания опускалась на дно. Керосин тонким слоем плавал поверху.
Оставалось только поджечь его, к возвращению ветеранов он успевал выгореть.
Я вот не уточнил тогда, а как же удавалось поджечь керосин, который в обычных условиях без фитиля не горит? Но, видимо были методы, всё же наши люди не дурнее американцев, я думаю.
*****
P.S. Хотелось бы выразить благодарность тем, кто воспользовался кнопкой "Поддержать" для моральной и материальной стимуляции автора:) Приятно сознавать, что твой труд всё-таки ценится.
........................................................................................................................................................................
Полное оглавление журнала
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 1
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 2
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 3
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 4