Самарский журналист рассказал о своей службе на СВО
Дмитрий Котуков, известный самарский журналист и блогер в конце весны 2025 года оставил Самару и уехал в Курскую область, где заключил контракт с Министерством обороны и был зачислен в добровольческую бригаду «Барс-Курск». О том, почему отец четверых детей принял такое решение господин Котуков рассказал «КоммерсантЪ-Волга.
— Дмитрий, как вы оказались в добровольческой бригаде «Барс-Курск»?— Благодаря совокупности нескольких факторов. Прежде всего, я давно хотел внести свой вклад в общее дело борьбы с украинскими нацистами. Причем с оружием в руках. Во-вторых, это была возможность проверить себя, убедиться, на что ты способен, в абсолютно новой, можно сказать, критической обстановке. И здесь дело не только в самом участии в боевых действиях, но и в целом – это был шаг в неизвестность. Абсолютно новый коллектив, новые реалии и правила жизни. Я дождался наступления летних каникул, когда отпала необходимость возить детей в детский сад и школу, и уехал в Курск.
— Как на ваше решение отреагировали родные?
— О том, что я уехал для вступления в боевое добровольческое подразделение, знала только жена и старший сын. Для остальных это была, якобы, долгосрочная журналистская командировка. О том, что я заключил контракт с Минобороны на полгода, они узнали лишь спустя несколько месяцев. И то – случайно. Не хотел нервировать родных.
— Почему вы выбрали именно «Барс-Курск»?
— Весь февраль этого года я провел в Курске. Это не секрет. По приглашению губернатора региона Александра Хинштейна, который перешел на этот пост с должности депутата Госдумы от Самарской области, оказывал посильную помощь по линии внутренней политики. Много слышал о бригаде «Барс-Курск», понимал характер выполняемых задач. Поэтому решение было очевидным.
— Довелось ли вам пересекаться в статусе военнослужащего бригады «Барс-Курск» с господином Хинштейном?
— Александр Евсеевич (Хинштейн-Ъ) приезжал для ознакомления в один из батальонов бригады в котором я проходил службу. Нас построили, стали представлять губернатору. Подходит моя очередь. Я протягиваю руку, говорю: «Здравия желаю, доброволец «ВЕСТ»!» Видимо, губернатор не ожидал увидеть меня в военной форме и мне показалось что он чуть сдержал улыбку, А вообще, глава Курского региона неоднократно посещал и наше подразделение и другие соединения, защищающие курскую землю.
— Почему вы выбрали такой позывной - «ВЕСТ»?
— Это заглавные буквы имен моих детей: Василина, Ефим, Савелий, Тихон. Я хотел, чтобы они всегда были рядом, особенно в непростые жизненные моменты.
— Что было особо сложным во время вашей службы?
— Наверное, первый месяц. После заключения контракта доброволец проходит обучение на полигоне. Как правило, это пара недель усиленной военной подготовки. Метание гранат, стрельба, медицина, тактическая подготовка, инженерно-саперное дело, связь, топография и т.д. Все по полной боевой выкладке в «броне». Не все выдерживают подобную физическую нагрузку. Плюс во время обучения все вновь прибывшие из разных уголков страны живут в одном расположении, щедро делясь привезенными вирусами. К счастью, моя иммунная система выдержала такой удар. Думаю, теперь у меня иммунитет от всех возможных болячек. Первый месяц также является сложным и по эмоционально-психологическим факторам. Неизвестность, большой мужской коллектив, где не важно, кем ты был в «прошлой жизни». Здесь ты рядовой стрелок, и судят о тебе исключительно по твоему поведению, характеру и манере общения.
— Чем именно занимается бригада «Барс-Курск», и какие задачи выполняли вы лично?
— Добровольческая бригада «Барс-Курск» была создана чуть более года назад для оказания содействия вооруженным силам России в отражении нападения врага на Курскую область. Не буду раскрывать подробности боевой работы, полагаю, это сейчас неуместно. В целом моя бригада «занимается разминированием территорий, дежурствами на блокпостах, сопровождением и охраной инженерных служб региона, пресечению деятельности ДРГ противника, эвакуации мирного населения, уничтожением и подавлением дронов всех типов противника. Это если вкратце. За год с момента создания , «Барс-Курск» стал серьезным воинским подразделением, выполняющим большой объём боевых задач.
Я прошел несколько должностей от стрелка до заместителя командира батальона противодействия беспилотным средствам. Думаю, специализация понятна из названия. Батальон противодействия беспилотным системам включает в себя FPV-ПВО, расчёты РЭБ, РЛС и мобильные огневые группы. Это эшелонированная оборона, цель которой обезопасить мирное население, инфраструктуру и технику от ударов противника.
— Пересекались ли вы с северокорейскими военнослужащими?
— Да, приходилось. Ребята замотивированные, дисциплинированные. Рад, что у нас есть такой союзник.
— Что для себя вы почерпнули из вашей службы, из собственного боевого опыта?
— Прежде всего мне важно осознавать, что я внес посильный вклад в защиту нашей Родины и борьбу с врагом. Я доказал самому себе, что в состоянии адаптироваться в большом коллективе и занять лидерские позиции. Приобрел уникальные навыки. Ну, и, конечно, знакомство с выдающимися личностями и появление новых друзей-однополчан. Особо хочу отметить моего командира с позывным «Алмаз».
Видео: Александр Хинштейн/Telegram
Возможно, это прозвучит пафосно, но именно такие офицеры и составляют «соль земли русской». Достойнейший человек с огромным боевым опытом, настоящий батяня-комбат. И для меня было большой честью служить под командованием этого человека. Ну и самое главное именно на войнне осознаешь наксколько важна победа нашей страны в Специальной военной операции. От этого зависит будущее наших детей и как следствие нашей Родины.
— Чем планируете заняться дальше?
— Я только приехал, сейчас происходит процесс адаптации к гражданской жизни. Семья, дети, решение накопившихся бытовых вопросов сейчас в приоритете. О дальнейшем роде занятий еще всерьез не задумывался. Надо осмотреться, ознакомиться с состоянием дел в регионе. Заключение повторного контракта я для себя не исключаю.
— Вы не следили за местной повесткой, за внутриполитическими и общественными процессами в Самарской области?
— Конечно, в общих чертах я знаю, что происходит в нашем регионе. Многие события получали огласку на федеральном уровне и не могли пройти мимо меня. Но по этим новостям сложно судить об истинном положении вещей. Сейчас я как журналист конечно хочу всем разобраться, пообщаться с людьми, вовлеченными в процессы.
- Александр Хинштейн уезжал из Самары на фоне масштабной борьбы с коррупцией в нашей области, которую он, по большому счету и возглавил. В Курской области при нем началась массовые «посадки» коррумпированных чиновников, в том числе, ответственных за строительство оборонительных рубежей. Какова роль господина Хинштейна в этих процессах, на ваш взгляд?
- По моим наблюдениям, борьба с коррупцией, клановостью, кумовством – всегда были приоритетами Александра Хинштейна. И в Самарской области в статусе депутата Госдумы и сейчас в Курской в ранге губернатора. Причем, с учетом вторжения врага на Курщину эти вопросы приобрели более острый характер и значение. В «Барс-Курск» приходит на контракт много местных «политических» - депутаты, главы районов, общественники, стекается много внутриполитической информации. Могу сказать, что, как и в Самарской области, Александр Евсеевич ( Хинштейн-»Ъ») вычищает управленческую систему Курского региона от этой заразы. Причем делает это максимально жестко и трезво.
— В Новокуйбышевске и.о.главы города назначен ветеран СВО Максим Девятов. Как вы в целом относитесь к практике назначения участников СВО на управленческие должности?
— Считаю, это правильная практика. Люди, прошедшие горнило боевых действий, по-другому смотрят на существующие реалии. Происходит переоценка мироустройства в пользу настоящих человеческих ценностей. С Максимом лично не знаком, но полагаю, если ему доверили этот пост, то на то были соответствующие основания.
Беседовал Евгений Чернов