Найти в Дзене

Атака на КТК в Новороссийске: кто на самом деле теряет миллиарды, а кто тихо выигрывает

29 ноября 2025 года в 04:06 утра по московскому времени два безэкипажных катера, предположительно украинских ВМС, подорвали выносное причальное устройство ВПУ-2 морского терминала Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) вблизи Новороссийска. Это уже четвёртый удар по инфраструктуре КТК за год и самый тяжёлый: ВПУ-2 выведено из строя минимум до лета 2026 года. Погрузка нефти полностью остановлена, танкеры отведены в безопасные районы. КТК — не просто «российский» трубопровод. Это один из самых международных нефтяных проектов в мире: 63 млн тонн в 2024 году, из которых 74 % — нефть западных и казахстанских компаний, а не России. Чтобы понять, кто реально пострадал, а кто получил скрытые дивиденды, достаточно посмотреть на структуру собственности и маршруты. Кто владеет нефтью, которую возит КТК Итого: из 63 млн тонн в 2024 году Китаю принадлежало около 4–5 млн тонн (менее 8 %). Всё остальное — это Chevron, ExxonMobil, Shell, Eni, TotalEnergies и государственная KazMunayGas. Миф о
Оглавление

29 ноября 2025 года в 04:06 утра по московскому времени два безэкипажных катера, предположительно украинских ВМС, подорвали выносное причальное устройство ВПУ-2 морского терминала Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) вблизи Новороссийска. Это уже четвёртый удар по инфраструктуре КТК за год и самый тяжёлый: ВПУ-2 выведено из строя минимум до лета 2026 года. Погрузка нефти полностью остановлена, танкеры отведены в безопасные районы.

КТК — не просто «российский» трубопровод. Это один из самых международных нефтяных проектов в мире: 63 млн тонн в 2024 году, из которых 74 % — нефть западных и казахстанских компаний, а не России. Чтобы понять, кто реально пострадал, а кто получил скрытые дивиденды, достаточно посмотреть на структуру собственности и маршруты.

Кто владеет нефтью, которую возит КТК

-2

Итого: из 63 млн тонн в 2024 году Китаю принадлежало около 4–5 млн тонн (менее 8 %). Всё остальное — это Chevron, ExxonMobil, Shell, Eni, TotalEnergies и государственная KazMunayGas.

Миф о том, что «казахстанская нефть на самом деле китайская», живёт с 2013 года, когда CNPC купила 8,3 % в Кашагане за $5 млрд. Да, Китай вложил в казахстанскую нефть порядка $35–40 млрд за 25 лет, но это лишь 15–18 % всех прямых иностранных инвестиций в отрасль. Основные деньги — американские и европейские.

Кто больше всех потерял

  1. Казахстан
    80 % всего нефтяного экспорта страны шло через КТК. В 2026 году, по оценкам Минэнерго РК и Wood Mackenzie, экспорт упадёт минимум на 15–18 млн тонн (≈ $12–15 млрд при Brent $80).
    Альтернативы:
    • Трубопровод Казахстан–Китай — уже загружен на 70 %, добавить можно лишь 3–4 млн т.
    • Баку–Тбилиси–Джейхан (BTC) — +5–7 млн т, но в 3 раза дороже ($15/баррель против $4–5 через КТК).
    • Железная дорога и Каспийские танкеры — ещё +2–3 млн т, но логистика убийственная.
  2. Западные мейджоры
    Chevron и Exxon теряют ≈ $7–9 млрд выручки в 2026 году только по Тенгизу. Eni и Shell — ещё $4–5 млрд по Кашагану и Карачаганаку. Акции Chevron 30 ноября упали на 2,8 %, Exxon — на 2,1 %.
  3. Россия
    Транзитные доходы КТК — около $1–1,2 млрд в год. Плюс репутационный удар: Новороссийск снова под ударом морских дронов.

Кто тихо выиграл

  1. Украина
    Стратегическая цель достигнута: один из немногих несанкционированных каналов экспорта российской и казахстанской нефти перекрыт. Стоимость атаки — два катера по $200–300 тыс. Эффект — миллиарды долларов ущерба экономике противника и его партнёров.
  2. Конкуренты на рынке нефти
    Саудовская Аравия, ОАЭ и Ирак уже в декабре увеличили квоты в рамках OPEC+. Дефицит 1,0–1,3 млн баррелей в сутки легко покрывается. Brent 30 ноября подскочил на $2,8 и держится выше $82.
  3. Трубопровод Казахстан–Китай
    В декабре 2025 — январе 2026 он впервые за 10 лет будет загружен на 90–95 %. CNPC получит дополнительные 3–4 млн тонн казахстанской нефти без новых инвестиций.
  4. Транскаспийский маршрут и Азербайджан
    SOCAR и BP уже ведут переговоры о резервировании дополнительных мощностей в BTC. Стоимость транспортировки вырастет, но объёмы тоже.

Главный итог

Атака на КТК — это не удар по «рос Kinу», как иногда пишут российские СМИ, и точно не удар по «китайской нефти», как любят повторять конспирологи. Это удар прежде всего по Казахстану и западным нефтяным гигантам, которые вложили в эти месторождения более $150 млрд за 30 лет.

Для Астаны это болезненный урок: ставка на один маршрут (даже самый дешёвый и надёжный) в условиях войны рядом с домом оказалась рискованной. Для Chevron и Exxon — миллиарды упущенной прибыли и ускорение планов диверсификации маршрутов, включая будущий Транскаспийский трубопровод под дном Каспия.

А Китай, вопреки расхожим мифам, оказался в этой истории скорее сторонним выгодоприобретателем: его трубопровод заполняется, а нефть, которая идёт через КТК, ему почти не принадлежала.

Война за энергокоридоры в Евразии перешла в новую фазу. И счёт в ней идёт уже не на миллионы, а на десятки миллиардов долларов в год.