Найти в Дзене
Искусствовед Успенский

Семейный портрет с незаметным надломом

Леонид Акишин. Семейный портрет. 1931. Собрание ГРМ Леонид Ильич Акишин (1893 — 1966) известен как живописец, график, художник театра. Учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств у Н. К. Рериха и А. А. Рылова, в приоритете у него была живопись. Участник выставок с 1913. Жил и работал в Петербурге-Ленинграде. Женат был на актрисе и театральном педагоге Марии Ивановне (ок. 1895–1980), в 1918(?) родился сын Юрий. Член Союза работников искусств с 1921. Работал в 1930-е над государственными заказами в Ленинграде. Был арестован в 1937-м после того, как в компании художников отмечали завершение удачного заказа. Акишин подвыпил и начал жаловаться на то, что портрет Сталина, который он выполнил для оформления Политехнического института, должен был быть повешен иначе. По этой или другой причине был сослан в Казахстан (1937–41) и затем Елабугу в Татарстане (1941–60). В лагере и на поселении работал как художник, сохранилось несколько нарисованных им портретов заключенных. В Елабуге

Леонид Акишин. Семейный портрет. 1931. Собрание ГРМ
Леонид Акишин. Семейный портрет. 1931. Собрание ГРМ

Леонид Ильич Акишин (1893 — 1966) известен как живописец, график, художник театра. Учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств у Н. К. Рериха и А. А. Рылова, в приоритете у него была живопись. Участник выставок с 1913. Жил и работал в Петербурге-Ленинграде. Женат был на актрисе и театральном педагоге Марии Ивановне (ок. 1895–1980), в 1918(?) родился сын Юрий. Член Союза работников искусств с 1921.

-2

Работал в 1930-е над государственными заказами в Ленинграде. Был арестован в 1937-м после того, как в компании художников отмечали завершение удачного заказа. Акишин подвыпил и начал жаловаться на то, что портрет Сталина, который он выполнил для оформления Политехнического института, должен был быть повешен иначе. По этой или другой причине был сослан в Казахстан (1937–41) и затем Елабугу в Татарстане (1941–60). В лагере и на поселении работал как художник, сохранилось несколько нарисованных им портретов заключенных. В Елабуге в 1955-м прошла его персональная выставка. Реабилитирован и вернулся в 1960-м в Ленинград. В 1944-м погиб сын Юрий.

-3

«Семейный портрет» (1931) Леонида Акишина неоклассическим стилем прикрывает проблему разрыва между поколениями. Творческая супружеская пара: сам художник и его жена актриса представлены на фоне густеющего быта, в модных нарядах среди отчетливо мещанской обстановки. Контрастом родителям выглядит сын Юрий, родившийся и выросший уже при Советской власти.

-4

В руках у него «Чиж» – чрезвычайно интересный журнал, шестой номер за 1930-й год. На обложке этого, самого популярного тогда в Советском Союзе журнала, расположен рисунок, который можно трактовать как социальную модель нового общества: на игрушечной лошадке скачут мальчик и девочка, у девочки в руке ружье. Рядом на полу игрушки, изображающие трактор, военные корабли и заводские корпуса.

Чиж № 6, 1930
Чиж № 6, 1930

То есть журнал демонстрирует совершенно иные принципы построения мира и семьи, чем те, которым следовали родители мальчика. Глаза мальчика (в отличие от папиных и маминых) обращены в пространство вне картины, а на задней странице обложки «Чижа» показано как можно самому сконструировать бумажного змея и отправить его в полёт.

Отражение автора-художника, который одновременно пишет себя с женой и сыном как модель
Отражение автора-художника, который одновременно пишет себя с женой и сыном как модель

Внутри плотно скомпонованного и визуально цельного портрета художник сумел показать противоречия, которые ярко иллюстрируют конфликт интересов между родителями и детьми 1930-х годов.