Найти в Дзене
Кинолог Александр Смирнов

«Моя собака боится больших тёмных собак»

«Моя собака боится сородичей больше себя размером, особенно темного окраса. Девочка-метис из приюта, ей пять лет, у меня живёт три года. Её боязнь проявляется в агрессии. Если я замечаю собаку раньше и спокойным голосом рассказываю, что всё хорошо, что она у меня молодец, то проходит мимо более-менее спокойно. Но когда собака появляется неожиданно и я не успеваю перехватить инициативу, моя молниеносно реагирует лаем и попытками броситься. При контакте – пугается и пытается убежать. Можно ли скорректировать её поведение?» Такая схема поведения мне хорошо знакома. Собака чувствует себя неуверенно в общении с сородичами, поэтому изо всех сил старается держать дистанцию, для чего «на людях» усиленно изображает из себя злобного монстра. Когда дело доходит до реального контакта, она стремится «слиться с ландшафтом». То, что именно крупные тёмные собаки вызывают у неё наиболее сильный испуг, вполне логично: чем больше и темнее пёс, тем он страшнее. Говоря о причинах страха, есть искушение пре
Без предрасположенности такого рода страхи как правило надолго не задерживаются. Фото Skyhobo/iStock
Без предрасположенности такого рода страхи как правило надолго не задерживаются. Фото Skyhobo/iStock

«Моя собака боится сородичей больше себя размером, особенно темного окраса. Девочка-метис из приюта, ей пять лет, у меня живёт три года. Её боязнь проявляется в агрессии. Если я замечаю собаку раньше и спокойным голосом рассказываю, что всё хорошо, что она у меня молодец, то проходит мимо более-менее спокойно. Но когда собака появляется неожиданно и я не успеваю перехватить инициативу, моя молниеносно реагирует лаем и попытками броситься. При контакте – пугается и пытается убежать. Можно ли скорректировать её поведение?»

Такая схема поведения мне хорошо знакома. Собака чувствует себя неуверенно в общении с сородичами, поэтому изо всех сил старается держать дистанцию, для чего «на людях» усиленно изображает из себя злобного монстра. Когда дело доходит до реального контакта, она стремится «слиться с ландшафтом». То, что именно крупные тёмные собаки вызывают у неё наиболее сильный испуг, вполне логично: чем больше и темнее пёс, тем он страшнее.

Говоря о причинах страха, есть искушение предположить, что его истоки лежат в трудном детстве или психотравме. Сослаться, к примеру, на голод, драки, жестокость и никакую социализацию в первые полтора года жизни – типичный багаж приютских. Но загвоздка в том, что большинство тех, кому выпадает удача обрести постоянный дом, так или иначе перерабатывают травмирующий опыт и его последствия, а эта собака – не смогла. Значит, всё чуть сложнее.

Есть очень большая вероятность, что проблемы этой собаки имеют генетическую природу. Без предрасположенности такого рода страхи как правило надолго не задерживаются – комфортная среда и спокойная жизнь делают своё дело. Здесь же собака три года не может придти в себя. Так что психотравмы и тяжёлое детство, которые можно принять за истинные причины («на нас напали собаки, после чего моя стала огрызаться»), не создали «демонов», а лишь активировали спящих.

Главная проблема здесь – агрессия, этот верный спутник страха. Иногда удаётся довести поведение до комфортного уровня, иногда – нет. Нужно быть готовым к тому, что с таким поведением придётся жить всегда. Помимо генетики, на успех мероприятия влияют возраст (чем старше собака и чем больше стаж, тем меньше шансов на исправление) и готовность человека менять свои привычки (чем сильнее мотивация, тем выше шансы).

Самое сложное здесь – ответить на вопрос о перспективах исправления: я не очень люблю делать прогнозы по агрессии, не видя происходящего своими глазами. Безусловно, какие-то шансы есть, но насколько они велики, можно сказать только в ходе личного общения. Если возможности пригласить специалиста нет, имеет смысл начать работу в режиме дистанционного общения, чтобы кинолог мог подробно разбирать поведение и держать руку на пульсе.

Давая советы заочно, есть риск ухудшить ситуацию, поэтому скажу немного. Насколько я смог понять из сообщения хозяйки, сейчас в потенциально опасной ситуации она просто отвлекает и успокаивает свою собаку. Это эффективно «в моменте», поскольку позволяет избегать конфликтов, но, к сожалению, плохо с точки зрения перспективы, так как лишает питомца возможности верно понять правила поведения. Проще говоря, проблема заметается под ковер.

Что предпринять, чтобы не сделать хуже – как минимум перестать успокаивать собаку. Если оценка происходящего ближе к негативной, то собака этого не понимает, потому что интонация человека говорит обратное. Чтобы показать собаке свое отношение, в той же ситуации имеет смысл твёрдым голосом сказать «Нельзя». Впоследствии, разумеется, верно принятое собакой решение должно щедро вознаграждаться.

Все заметки из подборки «Вопросы читателей» лежат здесь.

Уважайте своих собак. А с проблемами мы обязательно разберемся.

***

Меня зовут Александр Смирнов, я кинолог и дипломированный психолог. Работаю с собаками уже 20 лет – обучаю, помогаю воспитывать, консультирую, в том числе дистанционно. Мой номер +7 (921) 921 0 911: звоните, пишите в Макс или ТГ, будем разбираться.

Открою секрет: опыт показывает, что большинство вопросов можно решить за одну консультацию. Да, кстати о вопросах. В специальном разделе моего канала лежат особые материалы, только для Продвинутых Владельцев. Доступ к ним стоит 99 рублей. Подписывайтесь: новые статьи – каждую неделю.