Три вечера я бороздила космические просторы в поисках правды и кое-чего, что нам, землянам, покажется в некотором смысле забавным. Марии Закрученко удалось создать удивительную историю, в которой межпланетные путешествия давно стали чем-то обыденным, а вот книги за последние несколько десятилетий стали диковинкой, да еще и опасной. Только представьте, что книга пугает людей похлеще оружия, потому что она медленный и беспощадный убийца. Сейчас будем разбираться, как герои книги «Bookship. Последний книжный магазин во Вселенной» докатились до жизни такой.
История разворачивается на захудалой пустынной планете третьего порядка. Дик — один из жителей планеты, но он точно знает, что это не его дом. Он не помнил, как попал сюда, что было до, и где его родные. Его нашли десять лет назад в позе эмбриона и со свертком из тряпок, который он с такой силой прижимал к груди, что хватку не могли ослабить двое взрослых. В свертке оказалась самая страшная и запрещенная вещь — книга, которую ему чудом удалось сохранить. Из нее он узнал о прародительнице всего человечества — Земле. Все считают это легендой. Якобы никакой Земли не было, люди изначально жили на разных планетах, но Дик уверен, что это не сказка, а история и что без знания прошлого нет будущего. Он давно мечтает отправиться в путешествие для поисков ответов, но у него нет ни средств, ни возможности.
Но судьба, как мы знаем, благоволит избранным, и однажды на планете совершает аварийную посадку странный корабль с надписью Bookship, и Дик мгновенно понимает, что это за ним. Двигатели оживают при его приближении и глохнут, когда экипаж прогоняет навязчивого парня.
Корабль оказывается последним книжным магазином во Вселенной, оснащенный ИИ, который, кстати, тоже под запретом. Проявление искусственного интеллекта в книге очень интересно представлено в виде личных воспоминаний и самостоятельных решений. Например, ИИ не может ослушаться приказа капитана, но знает, как обойти его через другую формулировку. Впервые ИИ представлен не злодеем, а помощником, но все равно подвластный алгоритмам.
Дик попадает на борт корабля, и именно с этого момента начинается приключенческая история, которая совмещает космические бои с побегами от инквизиции, путешествия по различным планетам с историей варварского уничтожения бумажных книг и личных историй членов экипажа. Образы прописаны лаконично, но при этом с характерными деталями. Ни один персонаж не оставил меня равнодушной. Кстати, очень понравилось, что автор обошлась без любовной линии, а сделала акцент на понятии семьи. Это лишний раз доказывает, что без романтики история может получиться интересной и захватывающей. Совсем не обязательно пытаться впихнуть в историю все ингредиенты разом.
Закрученко показывает мир, где книги являются источником радиации и жуткой ересью. Инквизиция огнем выжигает все неподконтрольное под очень говорящим протоколом — F451. Но мир не остался без историй, в межзвездной сети в открытом доступе книги, которые скорректированы и одобрены инквизицией. Цифровизация и уничтожение бумажных носителей привело к фильтрации всех источников знаний. Вот тебе и дивный новый мир!
На фоне тотального ограничения свободы слова и бесконечных опасностей особенно инородным выглядит проявление простых человеческих качеств: дружба, сострадание, смелость и неистовое стремление к поиску правды. Единственное, главный герой по-детски наивен и порой раздражающе рисковый, возможно, все дело в моем возрасте. Юношеский максимализм давно меня покинул, и бездумные поступки перестали восхищать. Уж не знаю, к счастью это или, к сожалению. Хотя, наверное, в этом смысл образа. Дик верит, что одним желанием можно изменить ход истории, и автор в каком-то смысле поощряет за это своего подопечного.
Мир романа интересный и многообразный, но картинка слишком быстро сменяется: пиратская станция, планеты, космическое пространство и корабли. Хотелось чуть больше подробностей о том или ином месте. Вселенная состоит из планет с разным уровнем жизни, но узнать хоть что-то удалось всего про пару. Кто-то живет по дикарским обычаям из-за банальной необразованности. Грустно, когда знания доступны не всем.
Но, сила и трогательность этого романа не только в фантастической погоне с сопутствующими потерями и опасностями, а в том, что роман затрагивает в том числе и наши с вами реалии: цензура, запрет книг и много чего другого печального. Очень милые и даже щемящие отсылки к независимым Московским книжным магазинам — Гиперион и Фаланстер. Оба мною очень любимы. Если кто-то еще не успел в них побывать, то очень рекомендую. Ламповость гарантирована. Динамика событий и космический антураж полностью занимают внимание, но основной посыл истории — это ценность свободы истории, мысли, а главное слова.
Финал романа произвел на меня какой-то совершенно невероятный эффект. Одна фраза растрогала меня до слез с горошину, а буквально через страницу я перешла в ступор от неожиданного поворота, который намекает на продолжение, и оно обязательно будет. Это первая часть дилогии.
История оставила после себя новое понятие дома. Не знаю, замечали вы или нет, что оно имеет тенденцию со временем меняться. В детстве дом — это квартира, потом двор, когда повзрослел, то домом считается город, а в какой-то момент понимаешь, что целая страна, особенно это ощущается, когда возвращаешься из зарубежья. Но в прошлом веке, благодаря освоению космоса, мы все увидели, насколько красива наша планета, и в каком-то смысле она является нашим общим домом. Появилось новое чувство сопричастности себя с ней.
Разумеется, захотелось собрать все свои книжки воедино и обнять их. С трудом могу представить, что любимые и важные истории могут у меня отнять или, хуже того, предать огню. Надеюсь, такие варварские времена никогда не наступят.
Отдельный восторг вызывает аудиоверсия. 12 чтецов превращают историю в полноценный аудиоспектакль с завидной динамикой. Текст очень кинематографичный, что неудивительно, потому что автор — сценарист. Поэтому аудио формат усиливает эффект присутствия и участия в космических приключениях в разы. Над бумажным изданием тоже постарались. Космический срез (во всех смыслах) заставляет ликовать моего внутреннего эстета и космолюба. Поэтому с книжкой я провела больше времени, чем с аудио. Оба варианта прекрасны.
История будет интересна всем любителям космоопер, антиутопий и приключенческих историй.