Найти в Дзене
Крошки на дорожке

Когда реальность бледнеет перед сценой: Холопы - спектакль, который впечатлил.

Мне повезло и мои профессиональные интересы почти не покидали культурное пространство. Переходя с телеканала на телеканал, и из одной теле и кино производящей компании в другую, я прирастала навыками, но не изменяла теме. Когда заработал телеканал «Культура» мне посчастливилось стать корреспондентом программы «Новости культуры». Но, поскольку программа создавалась в сжатые сроки, недостаток в корреспондентах, разбирающихся в культуре, был колоссальный. «Ну что ты написала! Какие еще «высокие прыжки»!- возмущался редактор программы, высказывая молодой журналистке все, что думал о ее репортаже о премьере балета. «А почему нельзя написать - «высокие прыжки»? - недоумевала девушка. «Да потому, что «высокие прыжки» уместны на батуте! А на сцене Большого может быть воздушный или невесомый прыжок или, наконец, танец в воздухе. Эх! Набрали по объявлению», махнув рукой закончил разговор выпускающий программы. Насмотренность, со временем, может помочь с параллелями, а практика в написании тексто
Как уйти от привычных фраз и штампов и передать именно те эмоции и мысли, которые возникли во время просмотра?
Как уйти от привычных фраз и штампов и передать именно те эмоции и мысли, которые возникли во время просмотра?

Мне повезло и мои профессиональные интересы почти не покидали культурное пространство. Переходя с телеканала на телеканал, и из одной теле и кино производящей компании в другую, я прирастала навыками, но не изменяла теме.

Когда заработал телеканал «Культура» мне посчастливилось стать корреспондентом программы «Новости культуры». Но, поскольку программа создавалась в сжатые сроки, недостаток в корреспондентах, разбирающихся в культуре, был колоссальный.

«Ну что ты написала! Какие еще «высокие прыжки»!- возмущался редактор программы, высказывая молодой журналистке все, что думал о ее репортаже о премьере балета.

«А почему нельзя написать - «высокие прыжки»? - недоумевала девушка.

«Да потому, что «высокие прыжки» уместны на батуте! А на сцене Большого может быть воздушный или невесомый прыжок или, наконец, танец в воздухе. Эх! Набрали по объявлению», махнув рукой закончил разговор выпускающий программы.

Насмотренность, со временем, может помочь с параллелями, а практика в написании текстов подарит шаблоны, но писать, подражая языку театральных критиков, я не хочу. В рядах непрофессионалов и без меня нынче не протолкнуться, какой смыл упражняться в "прыжках" на батуте?

Но как же написать о понравившемся спектакле?

Решила, расскажу сюжет, добавлю, как именно он показан и немного порассуждаю, что чувствовала во время и после спектакля.

4 часа 15 минут с двумя антрактами, во время которых действие спектакля "Холопы", в поставновке Андрея Могучего в БДТ, не прекращается, а идет своим чередом. Где зритель – не просто человек, сидящий в зале и наблюдающий за тем, что происходит на сцене, а еще один инструмент, вписанный в общий ансамбль. Оттого и пространство зала становится общим, равно как и время, в котором царствует Павел I.

В собственном особняке княжна Плавутина-Плавунцова празднует день рождения - свой и своего мопса Бьютьки. Чтобы не становиться на колени и не отвешивать поклоны при встрече с императором, а именно такой указ издал Павел I взойдя на трон, княгиня Екатерина сказалась парализованной и перестала ходить. Ее кресло, с огромным вороном на спинке, торжественно вкатывают в зал. Княгиня недвижима, но повелевает всеми - и слугами и, во многом, зависящими от нее родственниками. Одетые в черно -белое холопы и нарочито раскрашенные герои разыгрывают сцены, где за разбитый сервиз жестоко избивают невиновную посудомойку, с подписью княжны стряпают фальшивую заемную бумагу, а ее брат, князь и вполне богатый человек, так боится гнева государя, что не может ему признаться, что обеспечить армию определенного цвета сукном не берется ни одна мануфактура. Если царь разгневан - вон из столицы! Так и живут под страхом и слуги и чиновники и князья. Казалось бы, можно отгородиться и, сидя на своем кресле, как на троне, повелевать теми, кто в твоей власти. Но нет, приезжает из Парижа бывший крепостной и рассказывает историю, что некогда рожденная дочь княгини не умерла, а все эти годы воспитывалась где-то среди ее дворни.

Атмосфера павловского времени смешивается с современностью. Понемногу осыпается штукатурка старого особняка, но позавчера и сегодня связаны неразрывно, и вот уже оглушительные удары крушат еще полный жизни дом. Единство времени в перспективе истории, метафоры и шутки, вызывающие овации зала:

— Я же говорила — давно надо было уехать в Париж! - при известии об опале князя восклицает его прелестная жена.

«В Париж — хоть через Константинополь!"….

-2

#Холопы #БДТ_Холопы #Могучий_Холопы #Театр #спектакльБДТ