Фестиваль актуального научного кино привез несколько картин-финалистов на V Конгресс молодых ученых в Сириусе (ежегодное ключевое событие Десятилетия науки и технологий). Создателя компании «Глазами инженера», историка архитектуры Айрата Багаутдинова пригласили модерировать дискуссию после фильма «Гидроэлектросчастье» Александра Маркова.
Айрат Багаутдинов: Картина потрясла меня до глубины души. Это монтажный фильм, кропотливо собранный из сотен кинохроник о строительстве советских гидроэлектростанций, Асуанской ГЭС, о Египте 1960-х годов. Благодаря мастерству режиссера они выстраиваются в захватывающую историю с живыми героями, их надеждами, влюбленностью, переживаниями — и все это на фоне грандиозной стройки.
Фильма пока нет на стримингах, кто-то из вас мог видеть его на фестивалях «Послание к человеку» и ФАНК. Продюсер размышляет о публикации его на зарубежных стриминг-сервисах. А Айрат, готовясь к дискуссии, взял небольшое интервью у режиссера.
Как возникла идея фильма?
Идея фильма сложилась постепенно — она родилась на пересечении нескольких моих предыдущих проектов. Я до этого снял два фильма — «Наша Африка» и «Красная Африка», где исследовал, как советское кино отражало африканские страны через призму идеологии и пропаганды. Работая с этим материалом, я довольно быстро обратил внимание на особый пласт фильмов, снятых в Египте.
Египет в тот момент вообще занимал особое место: в 1950-е годы он существовал как часть Объединенной Арабской Республики вместе с Сирией, и именно тогда начались первые советско-египетские кинематографические копродукции. Эти фильмы были не только про культуру, но и про политику, про внешнеполитическую стратегию СССР. В том числе — о том, как СССР строил Асуанскую ГЭС. Я понял, что этот сюжет настолько масштабный, что может стать основой для отдельного фильма.
Справка «Глазами инженера»:
Асуанский гидроузел в Египте был построен советскими специалистами в 1960–1971 годах. Цель проекта состояла в том, чтобы предотвратить наводнения, обеспечить страну электричеством для будущей индустриализации и создать сеть оросительных каналов для сельского хозяйства. Этот проект положил начало росту влияния СССР в Северной Африке.
Откуда взялся герой — молодой инженер-гидротехник Вадим Руденко? Существовал ли он на самом деле?
Работая над фильмами об Африке, я много лет общался с Вадимом Радченко — советским инженером, который участвовал в строительстве Асуанской ГЭС. Он рассказал мне о своей работе на строительстве гидроэлектростанций в СССР и Египте, о бытовых деталях, авариях, страхе, энтузиазме. Постепенно из этих разговоров и других материалов у меня сложился собирательный образ советского инженера за границей — человека эпохи большой стройки. Я назвал своего героя Вадимом Руденко, слегка изменив имя моего реального информанта.
Однако, я понимал, что одного личного рассказа недостаточно. Я работал с письмами и дневниками инженеров на сайте Prozhito.org, нашел частные архивы специалистов, работавших в Египте. Отсюда, кстати, история о «Волге». Во многих письмах я встречал надежды инженеров купить автомобиль на деньги, заработанные на Асуанской ГЭС. Это стало важной мотивацией и для моего героя.
Постепенно я начал видеть и другую сторону этой стройки: детский труд, гибель рабочих, грубейшие нарушения техники безопасности. Эти темы почти не звучали в официальных источниках, но появлялись в письмах, отдельных фильмах, научных статьях египетских исследователей. Тогда стало ясно, что фильм должен быть не просто историей инженерного подвига, а сложным разговором о цене этого подвига — для людей, природы и культуры.
Из каких источников взяты кинохроники, которые вы использовали в фильме?
Основной массив материалов был найден в Красногорском архиве кинофотодокументов. Там я буквально «прочесал» все фильмы, связанные со строительством советских гидроэлектростанций — как пропагандистские, так и перестроечные, уже критические.
Например, мне удалось найти огромный массив несмонтированного материала о Волго-Донском канале — больше сотни коробок пленки. Среди них оказался редкий эпизод с вывозом целого дома из зоны затопления — уникальный кадр.
Отдельный пласт — это личная съемка инженеров. Отец Вадима Радченко (инженер-гидротехник Георгий Радченко) и он сам снимали в Египте на камеру Super 8. Эти кадры придают фильму особую, почти интимную интонацию.
В фильме много зарубежных хроник из британских, американских и французских архивов. Отдельно отмечу фильмы ЮНЕСКО — они запечатлели нубийские деревни перед затоплением. Это уникальный визуальный документ исчезнувшего мира.
С египетскими государственными архивами работать практически невозможно — доступ закрыт. Поэтому мы взаимодействовали с частными коллекционерами. Через египетского продюсера нам удалось получить, в частности, фильм «Дневник египетского инженера» — из него в картине использованы несколько кадров.
Кроме того, в фильме есть рекламные ролики египетских отелей 1960-х годов — они помогли создать атмосферу Каира того времени, особенно в ночных сценах.
В общей сложности через меня прошли сотни фильмов — это был колоссальный объем работы.
Когда я смотрел ваш фильм, постоянно вспоминал роман «Прощание с Матерой» Валентина Распутина. Как вы сами относитесь к проекту массового строительства гидроэлектростанций в СССР?
Да, это были передовые технологии. Это был гигантский инженерный прорыв. Но одновременно — это было варварское вмешательство в природу. По мнению большинства независимых экологов, любая крупная гидроэлектростанция — это экологическая катастрофа, как бы ее ни оправдывали.
Справка «Глазами инженера»:
Одним из грандиозных инженерных проектов СССР после Великой Отечественной войны становится массовое строительство гидроэлектростанций. За последние 40 лет существования страны были построены десятки ГЭС. Многие из них по своей мощности становились крупнейшими в мире: Жигулевская, Волжская, Братская, Красноярская.
С Абу-Симбелом, например, получилась парадоксальная ситуация: с одной стороны — уникальная инженерная операция по переносу храма, с другой — утрата сакрального смысла, древней символики. Сейчас это туристический объект, и Египет им гордится. Но прежняя, естественная красота была другой, более подлинной.
Справка «Глазами инженера»:
В зону затопления водохранилища Насер попадал храм Рамзеса, высеченный в скале Абу-Симбел в XIII веке до н.э. Международная команда археологов и инженеров провела уникальную операцию: они разрезали храм на блоки и собрали его на новом месте в 200 метрах дальше от реки.
Поэтому для меня это неоднозначная история. Это одновременно инженерный триумф, человеческая трагедия и экологический слом.
* * *
«Глазами инженера» — просветительская компания, которая учит людей читать язык архитектуры и инженерного искусства через экскурсии, лекции, детские мастер-классы, туры, фестивали, книги и другие форматы.
Сайт | Телеграм-канал | ВКонтакте