Знакомое чувство, будто сегодняшний день уже был. Дежавю. Мы выполняем одни и те же рутинные действия, встречаемся с одинаковыми людьми и даже мысли наши движутся по накатанной колее. Эта идея повседневного бесконечного цикла легла в основу одного из самых пронзительных и философских фильмов, замаскированных под лёгкую комедию, — «День сурка». Картина, вышедшая более тридцати лет назад, не просто подарила миру запоминающийся сюжет о метеорологе, застрявшем во временной петле. Она стала культурным феноменом, а её название превратилось в устойчивую метафору для описания рутины и застоя. Но что скрывается за кадром этой, казалось бы, простой истории? Погрузимся в удивительный мир малоизвестных фактов, неожиданных поворотов судьбы и творческих мук, которые подарили нам этот шедевр.
Удивительно, но отправной точкой для сценария, который мы знаем сегодня, послужили не размышления о рутине, а мысли о вечности и бессмертии. Автор оригинальной истории Дэнни Рубин признавался, что идея посетила его в кинозале в 1990 году . В ожидании сеанса он размышлял над прочитанной книгой о вампирах. Эти мысли о вечной жизни, о том, как бесконечность меняет человека, неожиданно соединились со старой задумкой Рубина о персонаже, вынужденном проживать один и тот же день снова и снова . Так родилась завязка.
Главным вопросом для сценариста стал выбор того самого «вечного» дня. Он перебрал множество вариантов: Рождество, Новый год, 29 февраля . Но все эти даты были слишком перегружены культурным и эмоциональным багажом. Случайный взгляд в календарь праздников привёл его к Дню сурка — малораскрученному, лишённому религиозной или политической подоплёки фольклорному событию . Это был идеальный чистый лист, на котором можно было разворачивать любую историю. Интересно, что в самом первом варианте сценария действие начиналось уже внутри петли, без предыстории, и было куда мрачнее. Более того, в первоначальном финале Фил всё-таки прорывался в 3 февраля, но с ужасом обнаруживал, что его возлюбленная Рита теперь застряла в этом дне . К счастью, для широкой аудитории историю смягчили.
Пожалуй, самый горячо обсуждаемый фанатами вопрос: как долго Фил Коннорс мучился в Панксатони? На экране мы видим от 33 до 38 повторяющихся дней . Однако создатели фильма дают понять, что это лишь вершина айсберга. По первоначальному замыслу Дэнни Рубина, герой должен был провести в петле невообразимые 10 000 лет . Режиссёр Гарольд Рэмис, взявшийся за проект, оказался гуманнее. Сразу после выхода фильма он говорил о десяти годах, необходимых для духовного перерождения героя . Позже в интервью он скорректировал оценку, предположив, что процесс мог занять 30–40 лет .
Энтузиасты пытались вычислить точное время, исходя из навыков, которые Фил приобрёл в петле. Чтобы стать виртуозным пианистом, освоить искусство ледяной скульптуры, изучить до мелочей жизнь каждого горожанина и оказать всем помощь, потребовались бы годы упорного труда . Разные подсчёты приводят к цифрам от 8 до 34 лет . Эта неопределённость лишь добавляет истории глубины: каждый зритель может сам решить, сколь долгим был путь циника Фила к просветлению.
Сегодня невозможно представить себе роль Филиппа Коннорса в исполнении кого-либо, кроме Билла Мюррея. Его фирменная смесь обаяния, сарказма и скрытой ранимости идеально легла в образ. Но судьба едва не распорядилась иначе. На главную роль рассматривался целый ряд комедийных звёзд того времени, включая Стива Мартина, Чеви Чейза и Джона Траволту . В итоге предложение получил Том Хэнкс . Однако актёр был вынужден отказаться из-за съёмок в драме «Филадельфия» . Позже Хэнкс признался, что, вероятно, это к лучшему: его образ «милого парня» не позволил бы зрителям поверить в первоначальный цинизм и раздражительность Фила . Отказ Хэнкса в итоге принёс ему первого «Оскара», а миру — идеального исполнителя.
Предложение также получил Майкл Китон, но он счёл сценарий слишком запутанным и до сих пор сожалеет об этом решении . Лишь после всех этих перипетий роль досталась Биллу Мюррею, который к тому моменту уже пять раз сотрудничал с Рэмисом . Так, цепочка случайностей привела к идеальному кастингу.
Ирония судьбы: фильм, который стал символом зимней стужи и февральской непогоды, снимался весной. Съёмки стартовали 16 марта 1992 года и завершились в мае . Настоящий Панксатони показался создателям недостаточно кинематографичным, поэтому его роль исполнил очаровательный городок Вудсток в Иллинойсе . Той весной погода преподносила сюрпризы: температура могла подниматься выше +25 °C, а уже на следующий день выпадал снег . Из-за этого группе пришлось активно использовать искусственный снег, чтобы создать убедительную зимнюю сказку.
Но главной неожиданной проблемой стали не капризы природы, а… сурки. Животные, привезённые на съёмки, испытывали к Биллу Мюррею откровенную неприязнь. По разным данным, они кусали актёра два или три раза . Инцидент был нешуточным: Мюррею пришлось пройти курс болезненных прививок от бешенства . Так что страдания его героя были отчасти подлинными.
Фильм оставил след не только в культуре, но и в реальном мире. Все помнят знаменитую лужу-ловушку, в которую Фил наступал каждое утро. Для её создания съёмочная группа разобрала часть настоящей мостовой в Вудстоке . После завершения работ мостовую восстановили, но жителям города настолько полюбилась эта деталь, что они установили на том месте памятную табличку . Ещё одна табличка — «Угол Неда» — появилась в память о надоедливом страховом агенте Неде Райерсоне .
«День сурка» также стал стартовой площадкой для будущих звёзд. Самый яркий пример — Майкл Шэннон. Свою первую роль в большом кино он сыграл именно здесь, появившись в кадре как молодой человек Фред, жених которого благодарит Фила в финале . Позже Шэннон станет двукратным номинантом на «Оскар» и запомнится ролями генерала Зода и других ярких персонажей.
Даже у культовых сцен бывают трудные роды. Режиссёра Гарольда Рэмиса больше всего мучил финал — пробуждение Фила и Риты в одной постели. Было снято около 25 различных вариантов этой сцены . Создатели не могли определиться с тональностью и настроением момента. Главным вопросом стал даже не актёрский игра, а… одежда героев. Должны ли они проснуться обнажёнными, намекая на интимную близость, или в пижамах, что выглядело бы более целомудренно и романтично?
Рэмис, чтобы принять решение, провёл настоящее голосование среди всей съёмочной группы, включая осветителей и других технических специалистов . Большинство высказалось за вариант с одеждой. Так и появился тот тёплый и светлый финал, где герои просыпаются в пижамах, а Фил наконец-то слышит другую песню по радио . Этот демократичный подход создал один из самых трогательных моментов в истории комедии.
«День сурка» вышел за рамки кинозала. Он вдохнул новую жизнь в сам праздник 2 февраля, сделав Панксатони местом паломничества туристов . Традиция предсказания погоды сурком, корни которой уходят в древнеримский День ежа , обрела мировую известность именно благодаря фильму. Более того, картина стала эталоном для историй о временных петлях, задав высокую планку глубины и человечности.
Фильм, задумывавшийся как размышление о вечности и выборе, сам прошёл через череду творческих выборов, случайностей и трудностей. Он мог быть мрачной драмой с альтернативным финалом, его мог играть другой актёр, а его съёмки сопровождали укусы животных и весенние метели. Но именно этот уникальный сплав обстоятельств, таланта и философии создал ту самую магию. «День сурка» напоминает нам, что даже в самой безнадёжной рутине можно найти смысл, а для личного преображения иногда нужна не одна жизнь, а один день, прожитый по-настоящему — тысячи раз. История о том, как циничный телеведущий учился быть человеком, остаётся вневременным уроком о ценности каждого момента, даже если этот момент повторяется снова и снова.