Найти в Дзене
Моя точка зрения

"Арбенин. Маскарад без слов": там, где кончаются слова, начинается магия

Сегодня 1 декабря. До нового года осталось 30 дней. В этот месяц я традиционно начитаю свои эксперименты с рождественской выпечкой и росписью елочных игрушек. Ну, а в литературном плане душа просит историй с капелькой волшебства. Но, прежде чем, переключиться на новогодний вайб, хочется подвести итоги осени. Можно ли назвать три осенних месяца продуктивными? Скорее нет, чем да. Почти 1,5 месяца все свободного времени я посвящала обучению. Прочитанных книг было больше, чем обзоров, которые я разместила на канале (читать в метро я могу, а вот с написанием статей возникают сложности 😊). Но, что приятнее всего, этой осенью я закрыла свой театральный гештальт. В апреле 2022 года на подмостках Театра Сатиры состоялась премьера пластического спектакля «Арбенин. Маскарад без слов» (по мотивам произведения М.Ю. Лермонтова «Маскарад»). И вот на протяжении 4-х лет я пыталась посмотреть постановку. Всегда что-то мешало – то времени не было, то компания для театральных походов капризничала. Но в

Сегодня 1 декабря. До нового года осталось 30 дней. В этот месяц я традиционно начитаю свои эксперименты с рождественской выпечкой и росписью елочных игрушек. Ну, а в литературном плане душа просит историй с капелькой волшебства. Но, прежде чем, переключиться на новогодний вайб, хочется подвести итоги осени.

Можно ли назвать три осенних месяца продуктивными? Скорее нет, чем да. Почти 1,5 месяца все свободного времени я посвящала обучению. Прочитанных книг было больше, чем обзоров, которые я разместила на канале (читать в метро я могу, а вот с написанием статей возникают сложности 😊). Но, что приятнее всего, этой осенью я закрыла свой театральный гештальт.

В апреле 2022 года на подмостках Театра Сатиры состоялась премьера пластического спектакля «Арбенин. Маскарад без слов» (по мотивам произведения М.Ю. Лермонтова «Маскарад»). И вот на протяжении 4-х лет я пыталась посмотреть постановку. Всегда что-то мешало – то времени не было, то компания для театральных походов капризничала. Но в этом октябре звезды сошлись, и 22 числа я посмотрела спектакль. Это было феерично.

Переложить поэтическое произведение на музыку и движение, усилить костюмами и сценографией не каждая команда сможет, и не каждый режиссер решится. Но Сергей Землянский с командой Театра Сатиры создали такой продукт, который на протяжении 4-х лет привлекает внимание зрителей.

Главную роль – Арбенина, исполнял Максим Аверин. Но на сцене была два Арбенина. Молодого Евгения Александровича исполнил Артем Соколов-Савостьянов. Но это был не классический прием, когда в ретроспективе играет Соколова-Савостьянова, а в основной линии повествования зритель видит Аверина. Прошлое и настоящее главного героя в начале и конце спектакля сходятся в одной точке. Изначально, Арбенин/Аверин «переносится» на семь лет назад и пытается предотвратить роковую дуэль. А в конце спектакля Арбенин/Соколов-Савостьянов, как опыт прежних дней, пытается не дать Евгению деградировать и снова надеть на себя маску, скрыв за ней свои грехи. Можно сказать, это своеобразная метафора внутреннего раздвоения, когда человек пытается и вернуться, и остановить себя.

Источник: сеть Интернет
Источник: сеть Интернет

Стоить отметить, что маски ключевой элемент сценографии спектакля. Представители светского общества носят не просто маски, а маски младенцев, транслируя свою невинность и невиновность. Хотя, если честно, в отдельных эпизодах постановки это выглядит жутковато. Дополнительный накал создает музыкальная дорожка с детским голосом.

Источник: сеть Интернет
Источник: сеть Интернет

Музыка в постановке отдельная любовь. В спектакле нет кадрили, мазурки и полонеза, которые соответствуют эпохе произведения. Вместо этого звучит классный микс симфонической музыки, рока, электроники и рэйв-элементов, с соответствующими танцевальными элементами. Землянский не хочет показать «историческую реконструкцию». Он хочет вырвать Лермонтова из XIX века и поставить его в наше время, где ревность, лицемерие и одиночество — не меньше, а может, и страшнее.

В труппе спектакля нет профессиональных танцоров, но Майя Горбань/Нина в сольных эпизодах показала прекрасную хореографическую выучку. Мы с подругой даже поспорили, есть ли у нее балетное образование или нет. Но это не главное. Труппа театра проделала огромную работу, чтобы представить на суд зрителей неклассическую постановку, которая не только передает суть произведения Лермонтова, но и привлекает молодое поколение в театр и к классической литературе. А это, на мой взгляд, самое важное.

Машу Вам лапкой и желаю хорошего вечера.

Всегда Ваше, Оля 😉.