Всем привет! История одного ПВД из моей жизни.
Итак, 19 августа 2019 года мы с другом решили поехать на велосипедах в Дидинский тоннель. Расстояние от начала маршрута до тоннеля — 24-25 км, соответственно, с обратным путём — 48-50 км.
Дорога до тоннеля прошла спокойно и без приключений. Ехали мы через посёлок городского типа Динас и деревню Хомутовка.
На обратном пути мы ещё вспомним эту "Хомутовочку".
Далее мы поехали по трассе Пермь-Екатеринбург Р242 (Е22, М12)
до вот этого поворота и подъёма на гору Белая.
Самые нудные и неинтересные 6,3 км пути (соответственно, 12,6 км из всего маршрута). Эта часть маршрута кажется самой длинной и долгой, хотя перепад высот небольшой. Скорее всего, из-за машин, которые несутся 90 км/ч, а мы — 10-20 км/ч. Ну вот, наконец-то мы подъезжаем до поворота и горы Белой и поднимаемся на неё пешком, везя велосипед рядом.
Поднявшись по дороге на высоту, мы решили перекусить, сделать привал. Мы были там не одни, вокруг по лесу ходили грибники. Перекусив, мы двинулись дальше по дороге в сторону тоннеля. После набора высоты ехать одно удовольствие.Местами лужи и автомобильная колея, дорога для передвижения на внедорожнике, но на велосипеде тоже можно. И вот мы подъехали к развилке у тоннеля: налево — восточный вход, направо — западный. Мы поехали через западный. По пути к входу есть ДОТ (долговременная огневая точка). Как мне известно, их два, но были мы только у одного. Зайдя в него, мы увидели кости, рёбра какой-то собаки или лисы и шуршание в кучке листьев, очень похожее на змею. Недолго думая, мы вышли из ДОТа и двинулись дальше. Подъезжая к западному входу, раздался резкий гром и молнии. Мы быстро пристегнули велосипеды к деревьям в кустах и ринулись к входу в тоннель. Пока бежали, пошёл сильный ливень.
Забежав в тоннель, мы решили сразу начать исследовать его. А уже после были сделаны эти фото.
Скажу честно, не думал, что в тоннеле в конце августа останется лёд и будет холодно. Одежда была сырая, и было холодновато. Уже точно не помню, сколько там дренажных проходов и ниш для укрытия, но точно помню, что наши фонари были не приспособлены для этих условий съёмки.
Да к тому же, после сильной грозы поднялся туман, и в тоннеле видимость стала ещё хуже, особенно с восточной стороны. Западная сторона сухая, и можно зайти в обычных кроссовках, а восточная подтоплена, соответственно, и испарения больше. В тоннеле есть комната с лестницей в вентиляцию. Подниматься мы не стали: обувь была летняя, а лестница во льду. Комнату, видимо, использовали путейцы под инструменты. В тоннеле лучше не шуметь, так как он в аварийном состоянии, и всё вокруг обрушается.
Есть даже участки, залитые бетоном. Всё же ему 107 лет (на 2025г), из них 77 был в эксплуатации.
Ходили, бродили по тоннелю, как нам казалось, недолго, но это недолго длилось почти два часа, и нам надо было ещё возвращаться домой, поэтому мы стали выдвигаться к велосипедам.
Попив чай и отстегнув велосипеды, мы начали свой путь обратно в город. Обратная дорога до трассы прошла в принципе легко, пока у меня не стало спускать переднее колесо. Добравшись до трассы, колесо спустило уже сильно, а насоса у нас не было. Сколько-то метров я шёл пешком до стоянки дальнобойщиков.
На стоянке дальнобойщиков нас выручили: подкачали мне колесо, и мы поехали дальше. Мир не без добрых людей. Спасибо тебе, мужик, а я даже имени твоего не знаю.
Ну вот и подъехали мы к "Хомутовочке", начались приключения. После дождя по глине ехать было удовольствие ещё то, идти, к слову, тоже было некомфортно. Так продолжалось, пока мы не заехали в лес. Глина липла большими кусками. Два километра глиняных процедур.
После мы ехали до Динаса комфортно, без приключений, а перед Динасом мыли велосипеды у реки Шайтанка, той самой, что впадает в пруды в "Лесной сказке". Кому интересно, можно посмотреть подборку про "Лесную сказку" и её окрестности. Она уже есть на Дзен-канале.
Ну и в заключение добавлю немного информации о тоннеле и этой "Хомутовочке".
Дидинский тоннель — заброшенный железнодорожный тоннель в Свердловской области, расположенный в районе железнодорожного перегона Дидино, названного в честь посёлка Дидино.
Координаты: 56°49′05″ с. ш., 59°42′56″ в. д..
Лучшее время для посещения — зима, когда вода внутри почти везде замерзает и можно пройти тоннель насквозь. Летом пройти тоннель насквозь можно лишь в высоких сапогах.
История
• Строительство тоннеля было закончено в 1918 году.
• Эксплуатировался 77 лет.
• В 1995 году тоннель был закрыт из-за того, что начал постепенно разрушаться из-за грунтовых вод.
• Во время Гражданской войны тоннель имел стратегическое значение — через него проходили эшелоны Колчака, отступавшие в Сибирь.
Конструкция
• Длина — 1123,7 м.
• Ширина — 4,65 м.
• Высота — 6,1 м.
• Два входа: Западный (ближе к железнодорожной станции) и Восточный (со стороны посёлка Дидино).
• Помимо основного хода, тоннель имеет ещё два вспомогательных: нижний — для отведения воды и верхний — для вентиляции.
Современное состояние
• Тоннель признан аварийным. Иногда с потолка падают тяжёлые каменные блоки, не исключены обвалы.
• Внутри тоннеля и снаружи у входа есть колодцы. В них легко провалиться, поскольку на улице колодцы скрыты зарослями и густой травой, а в тоннеле их маскирует лёд.
• Опытные туристы рекомендуют быть внимательными, взять с собой фонарики и резиновые сапоги (летом), а также не заходить в тоннель в одиночку.
Всем спасибо за уделенное время этой статье. Подписывайтесь на мой канал на Дзен и ВКонтакте.