Найти в Дзене

Цвет-образ и цвет-свечение (2).

Подборка "Духоведение Рудольфа Штайнера". Дорнах, май 1921г. Лекция 2. Выдержки. Продолжение. Часть 2. Представим привычную цветовую шкалу: красное, оранжевое, желтое, зеленое, голубое, синее, фиолетовое. Если двигаться последовательно по шкале, то свойство «свечения» цветов постепенно прекращается и мы приходим к теневому цвету – к зеленому. В синем мы опять находим свечение, которое противоположного рода: запруживающееся в себе «свечение». А затем мы должны полностью выйти из физического, из привычной цветовой шкалы, чтобы прийти к тому, что, собственно, вовсе невозможно представить иначе, нежели в движении. Если ленту цветов преобразовать в соответствии с тем, как обстоит дело в ближайшем из высших миров, Замыкание ленты цветов. тогда я сопоставил бы теплую и холодную часть спектра, свернув ленту в круг, только наверху и внизу таинственным образом заложил бы в основу другие цветовые сущности – черный и белый. Тогда получается: цвет-образ наверху, цвет-образ внизу, свечение справа

Подборка "Духоведение Рудольфа Штайнера".

Дорнах, май 1921г. Лекция 2. Выдержки. Продолжение. Часть 2.

Представим привычную цветовую шкалу: красное, оранжевое, желтое, зеленое, голубое, синее, фиолетовое. Если двигаться последовательно по шкале, то свойство «свечения» цветов постепенно прекращается и мы приходим к теневому цвету – к зеленому.

В синем мы опять находим свечение, которое противоположного рода: запруживающееся в себе «свечение». А затем мы должны полностью выйти из физического, из привычной цветовой шкалы, чтобы прийти к тому, что, собственно, вовсе невозможно представить иначе, нежели в движении. Если ленту цветов преобразовать в соответствии с тем, как обстоит дело в ближайшем из высших миров,

Замыкание ленты цветов.
Замыкание ленты цветов.

тогда я сопоставил бы теплую и холодную часть спектра, свернув ленту в круг, только наверху и внизу таинственным образом заложил бы в основу другие цветовые сущности – черный и белый.

Тогда получается: цвет-образ наверху, цвет-образ внизу, свечение справа, свечение слева.

Заложили в основу другие цветовые сущности – черный и белый.
Заложили в основу другие цветовые сущности – черный и белый.

Если подниматься от белого вверх, то оказываешься в зеленом, здесь ему навстречу приходит черное – сверху вниз, тут, в середине, они начинают волнообразно двигаться. Если белое и черное просвечиваются сиянием красного, это дает нам цвет цветка персика (инкарнат). Таким образом, я должен мыслить себе белое и черное вступающими и проникающими здесь друг в друга, и я получаю более сложный порядок цветообразования, который, однако, больше соответствует существу цвета, нежели то, что мы найдем в книгах по физике.

Теперь рассмотрим цвета-свечения. Когда перед нами желтое, вы должны почувствовать это ощущением, а не абстрагирующим разумом, – требуется лишь признать: когда я вижу желтое, оно, собственно, затрагивает меня так, что продолжает внутренне жить во мне. Желтое продолжает жить внутри меня.

Желтое веселит нас, радует. ЖЕЛТОЕ - СИЯНИЕ ДУХА.
Желтое веселит нас, радует. ЖЕЛТОЕ - СИЯНИЕ ДУХА.

Обратите внимание – желтое веселит нас, радует. Веселиться, радоваться, в сущности говоря, означает наполняться во внутреннем повышенной душевной жизненностью. Желтое, собственно, ориентирует нас больше в направлении к нашему Я. Другими словами, мы одухотворяемся. Возьмите желтое в его изначальной сущности – как оно лучится из себя наружу, и представьте себе, как оно сияет в ваше внутреннее существо, поскольку оно – сияние, и вот, когда оно засияет в вашем внутреннем как дух, вы должны будете признать: желтое это сияние, свечение духа.

СИНЕЕ - СИЯНИЕ ДУШЕВНОГО.
СИНЕЕ - СИЯНИЕ ДУШЕВНОГО.

Синее – внутренне-себя-сжимание, себя-запруживание, себя-внутренне-удерживание, это – сияние душевного. Красное – равномерная наполненность пространства, – это сияние живого. Зеленое это образ живого, а красное – сияние живого. Вы прекрасно пронаблюдаете это, если попробуете посмотреть на что-то красное на белом фоне, на достаточно насыщенный красный, и затем быстро отведете взгляд; тогда в качестве послеобраза вы увидите зеленое – ту же поверхность вы увидите как зеленый послеобраз.

КРАСНОЕ - СИЯНИЕ ЖИВОГО.
КРАСНОЕ - СИЯНИЕ ЖИВОГО.

Красное светит внутрь вас, оно производит свой собственный образ во внутреннем. Что есть, однако, образ живого во внутреннем? Нужно умертвить живое, чтобы получить его образ. А образ живого – это зеленое. Не удивительно, что красное, являющееся сиянием, сияя в вас, дает зеленое как свой образ.

ЗЕЛЕНОЕ - ОБРАЗ ЖИВОГО.
ЗЕЛЕНОЕ - ОБРАЗ ЖИВОГО.

ЖЕЛТОЕ - СИЯНИЕ ДУХА;   СИНЕЕ - СИЯНИЕ ДУШЕВНОГО;  

КРАСНОЕ - СИЯНИЕ ЖИВОГО;   ЗЕЛЕНОЕ - ОБРАЗ ЖИВОГО.

Так мы получили три цвета другой природы. Есть цвета активной природы. Есть цвета светящие, в известной мере дифференцирующиеся в своем существе; есть другие цвета, это – спокойные образы. Здесь перед нами нечто, что имеет аналог в Космосе. В Космосе, как противоположность зодиакальным образам, которые являются неподвижными образами, существует то, что дифференцирует Космос: это планеты. Это лишь сравнение, но сравнение, которое внутренне предметно обосновано.

-8

Мы можем сказать: в черном, белом, зеленом и цвете цветка персика мы имеем нечто, что действует как бездвижное. Даже когда они находятся в движении, когда текут друг в друга, то и тогда они должны быть внутренне спокойными, – как черно-белое в инкарнате. А в трех других цветовых оттенках – в красном, желтом и синем, мы имеем нечто внутренне подвижное, нечто планетарное. В черном, белом, инкарнате и зеленом – нечто свойственное неподвижным звездам; нечто планетарное – в желтом, синем и красном. Желтое, синее и красное нюансируют собой другие цвета. Белое нюансируется желтым и синим в зеленое. Цвет цветка персика нюансируется красным: красное просвечивает сиянием движущиеся друг в друге белое и черное. Здесь взаправду видишь цветовой космос!

-9

Мир предстает взгляду как цвета в их взаимодействиях, и видишь, что действительно надо обращаться к цветам, если хочешь изучать закономерности цветового. Мы не должны отходить от цвета к чему-то другому, нам надлежит оставаться в самих цветах. И обладая уже некоторым восприятием цвета, мы сможем в самих цветах наблюдать их взаимные отношения – что является в них сияющим, светящим, и что является теневым, дающим образ.

Представьте, какое это может иметь значение для искусства, если художник, имея дело с желтым, синим и красным, знает, что запечатлевает на своей картине нечто, что внутренне обладает активным, из себя устремленным характером, нечто, что самому себе сообщает характер. И работая с инкарнатом, зеленым, черным и белым, знает, что здесь в цвете он представляет уже образ. Подобное учение о цвете настолько целиком живое, что из душевного может непосредственно перейти в художественное. И вот вы постигаете сущность цвета так, что признаёте за цветом его самого, признаёте, хотелось бы сказать, то, чего сам он хочет; вы познали, что желтое хочет быть насыщенным в центре и разбегаться к краям, поскольку такова его собственная природа, – да, но вот если хочешь его фиксировать, если хочешь где-либо получить равномерную желтую поверхность, то для этого надо нечто сделать.

Изображения взяты из открытых источников.
Изображения взяты из открытых источников.

В желтое должно кое-что войти, что лишит желтое его собственного характера, его собственной воли. Нужно утяжелить желтое. Как утяжелить желтое? Внеся в него нечто, что придаст ему тяжесть. Превратить желтый цвет в золотистый. Так вы лишаете желтое желтого, в известной мере вы оставляете желтый цвет, но погашаете его сущность. Если дать в картине золотой грунт, то вы вправе сделать его равномерным по всей поверхности, однако этим вы придали желтому тяжесть, внутреннюю тяжесть. Вы отнимаете у него его собственную волю. Вы удерживаете желтое в нем самом. Поэтому старые мастера, у которых было ощущение подобных вещей, чувствовали в желтом сияние духа. Они взирали вверх, в духовное, в сияние духа в желтом. Но они хотели иметь дух здесь, на Земле. Им нужно было придать ему тяжесть. Делая золотой грунт, давали духовному жилище на Земле, в известной мере, давали в картине присутствовать небесному. И человеческие фигуры с правомерностью могли выходить из золотого фона, могли развиваться на золотом фоне как творение духовного. Эти вещи целиком и полностью имеют внутреннюю закономерность.

Итак, вы видите, сперва следует постигать цвета в их текуче-подвижной природе, и только после этого можно постигать цвета также в вещественном, во внешне предметном. Так мы приходим к понятию материализированного существа цвета в физической ленте цветов. Слева и справа она, в сущности, идет в бесконечное, то есть в неопределенное. В духе и в душевном всё соединяется. Ленту цветов мы должны свернуть в круг. И если мы воспитываем себя к тому, чтобы видеть не просто цвет персикового цветка, а подвижное существо этого цвета, воспитываем себя к тому, чтобы не просто видеть инкарнат, а жить в нем, если само уже наполнение нашего тела душой мы ощущаем как инкарнат, тогда это – вход, врата в духовный мир, тогда мы войдем в духовный мир. Цвет – это то, что погружается вплоть до поверхности тела, цвет – это также то, что поднимает человека из материального и ведет в духовное…

Продолжение . . . Предыдущая стр.