Найти в Дзене
Книжный Лис

Франческо Паоло Де Челья

Франческо Паоло Де Челья. Вампир. Естественная история воскрешения. 18+ #нон_фикшн #культура Образ вампира благодаря современным медиа и художественной литературе завоевал любовь широкой публики. Сегодня он способен удовлетворить любой вкус. Зловещая и опасная нечисть, чей бледный лик мерещится за окном и мешает уснуть – для любителей пощекотать нервишки. Или чарующий и соблазнительный волк в овечьей шкуре – для глупых овечек. Но всегда ли образ вампира имел свои основные и неотъемлемые, как сегодня кажется, черты: аристократичная бледность, утоление жажды кровью, вечная молодость, страх (или опасение) перед солнечным светом, чеснок, деревянный кол, гроб и распятие? Увы. История вампиров очень запутана и лингвистически неоднозначна: очень много имен, прототипов, «предков». Между разного рода нечистью на территории Европы и в целом материка – порой очень тонкая грань. Упыри, стригои, морои, нахцереры и даже ведьмы и оборотни – все они неразрывно связаны с историей становления вампира

Франческо Паоло Де Челья. Вампир. Естественная история воскрешения. 18+

#нон_фикшн #культура

Образ вампира благодаря современным медиа и художественной литературе завоевал любовь широкой публики. Сегодня он способен удовлетворить любой вкус. Зловещая и опасная нечисть, чей бледный лик мерещится за окном и мешает уснуть – для любителей пощекотать нервишки. Или чарующий и соблазнительный волк в овечьей шкуре – для глупых овечек.

Но всегда ли образ вампира имел свои основные и неотъемлемые, как сегодня кажется, черты: аристократичная бледность, утоление жажды кровью, вечная молодость, страх (или опасение) перед солнечным светом, чеснок, деревянный кол, гроб и распятие? Увы. История вампиров очень запутана и лингвистически неоднозначна: очень много имен, прототипов, «предков». Между разного рода нечистью на территории Европы и в целом материка – порой очень тонкая грань. Упыри, стригои, морои, нахцереры и даже ведьмы и оборотни – все они неразрывно связаны с историей становления вампира, который постепенно набирал свою силу и мощь, даруя человеку страх воскрешения.

На каждое несчастье в деревне найдется своя нечисть. Страх людей перед засухой, голодом и друг другом нужно было облечь во что-то материальное. А найти козла отпущения всегда проще, когда обвиненный не может выступить в свою защиту.

Дайте мне любой знак и я докажу, что он вампирский.

Но почему люди верили именно в вампиров, существ из плоти и крови, что восставали из своих могил, гонимые желанием совершить недоброе? Всегда ли они питались кровью и выглядели как молодые аристократы? Какой национальности был первый вампир? Что общего у вампиров и христианских святых? Какие были методы избавления от этой напасти? Что думали на этот счет церковь и представители власти?

Франческо Паоло де Челья дает действительно всесторонний анализ истории воскрешения, приводя немало исторических документов в качестве основы своих рассуждений. Акцент здесь не столько на вампирах, в современном их понимании, сколько на разного рода нечисти, которая так или иначе является родственником привычного нам кровопийцы. Здесь много о влиянии христианизации, культурных предпосылках, особенностях обращения с мертвыми. А массовая культура упоминается вскользь, в эпилоге. Как живые полуразложившиеся мертвецы превратились в покрытых блестками секс-символов нулевых – не тема исследования данной книги, если вдруг вы ожидали именно это.

В целом, текст получился очень подробным и познавательным. Многое оказалось неожиданным и совсем неочевидным. Жалость у меня вызывали скорее сами вампиры, а по факту – обычные граждане, которым, зачастую посмертно, просто не повезло попасть «под горячую руку». Как всегда, история наших предков дает немало пищи для размышлений о современном обществе. Остается только порадоваться, что торжество науки и разума сегодня погасило костры людского страха перед неизвестным. Хотя бы в фактичестком смысле.