Я уже рассказал вам о столице Монголии, а в этой заметке я покажу вам места, которые можно находятся в 1-2 часах езды от Улан-Батора. И здесь мы увидим уже более традиционные для Монголии пейзажи: юрты, лошадей и бескрайние степи. Но обо всем по порядку.
Конная статуя Чингисхана в Цонжин-Болдоге
Примерно в 40 минутах езды от Улан-Батора располагается конная статуя Чингисхана. Она примечательна тем, что является самой высокой конной статуей в мире. Высота самой статуи - 40 м, высота постамента - 10 м.
Внутри постамента расположен музей, в экспозиции которого представлены предметы национального искусства, археологические артефакты и информация о правлении Чингисхана и его династии.
Осмотрев экспозицию музей, можно подняться выше и осмотреть статую. Вы можете даже подняться на верхний уровень и взглянуть в глаза Чингисхану, который суровым взглядом смотрит на бескрайние степи вокруг.
Вокруг статуи таке разбит тематический парк с юртами, где можно ознакомиться с традиционным бытом монголов.
Национальный парк Горхи-Тэрэлж
Еще одной интересной точкой неподалеку от Улан-Батора является национальный парк Горхи-Тэрэлж. В этом месте можно увидеть не совсем типичные для Монголии скалистые пейзажи.
Здесь пейзаж резко меняется со степей на скалы.
Настоящей звездой парка является скала "Черепаха". Силы природы сотворили такую интересную композицию.
Действительно скала похожа на огромную каменную черепаху, которая присела погреться на солнышке.
Также на территории парка расположено много юрт. Юрты в парке - это что-то вроде баз отдыха. Юрты до сих пор играют важную роль для монголов. Многие монголы, которые уже давно ведут городской образ жизни, все равно любят проводить свободное время в юртах. Если кто-то покупает земельный участок или строит загородный дом, то на участке все равно ставят юрту.
В целом, в Монголии до сих пор много людей (35-40%) живет в юртах и ведет кочевой образ жизни, но об этом я расскажу чуть позже.
Буддийский храм Арьябалын-хид
На территории парка Горхи-Тэрэлж расположен буддистский храм Арьябалын-хид, который возвели совсем недавно - в конце 90-х годов.
Храм расположен на холме. При подъеме вверх открываются вот такие симпатичные виды. Пожелтевшие лиственницы добавляют особого очарования пейзажам.
В храме также расположен центр медитации, и это неудивительно. Глядя на такие виды хочется медитировать и размышлять о чем-то высоком и философском.
Внутри храм достаточно скромен.
Еще раз взглянув на чудесные пейзажи, я отправился обратно. На выезде из парка мирно паслись местные лошади.
Национальный парк Хустай с дикими лошадями
А теперь мы отправимся чуть подальше, в национальный парк Хустай, где обитают дикие лошади Пржевальского. Парк расположен в 80 км от Улан-Баторе. По дороге можно во всей красе увидеть бескрайние степи Монголии.
Просторы впечатляют, у степи не видно ни конца ни края.
В рамках экскурсии по пути с гидом мы заехали к настоящей кочевой семье. Как я сказал ранее, кочевой образ жизни ведут примерно 35-40% населения Монголии, но количество таких людей постоянно снижается. В 90-х годах около 80% населения жили в юртах и занимались животноводством.
Местные говорят, что кочевые семьи, которые занимаются животноводством в степях (разводят овец, коз, лошадей), получают достаточно хорошие деньги с продажи продукции от своей деятельности, но это все равно очень тяжелый труд. Поэтому старшие поколения покупают своим детям и внукам квартиры в городах, и население Монголии постепенно урбанизируется.
Юрта выглядит весьма традиционно, но есть современные штрихи - солнечные панели. Чуть поодаль вы можете увидеть вторую юрту - это что-то вроде технического помещения, где жители хранят инвентарь для ведения хозяйства.
А вот так юрта выглядит внутри. Достаточно скромно, но внутри есть все самое нужное - печь, кровати, телевизор.
Я был в гостях у пожилой пары. Они занимаются разведением овец и коз, их дети и внуки переехали в город. Сами они тоже подумывают переехать в город.
Хозяева юрты угостили меня местной едой: хлебом с местным домашним маслом и традиционным чаем. Чай представляет собой смесь чая, молока и соли. Вкус очень необычный. Еще меня угостили местным сыром - он тоже соленый и очень жесткий, есть его нужно очень аккуратно. Местная еда часто жирная и соленая для того, чтобы давать много энергии и храниться как можно дольше. Обычно местные жители не обедают, так как весь день заняты работой. Поэтому завтрак и ужин должны дать энергии на весь день.
Также интересно то, что когда хозяева днем покидают юрту, они ее не закрывают и оставляют немного еды на столе. По старинной монгольской традиции твоя юрта всегда должна быть открыта для путников - по сути любой человек, идущий по степи, может зайти в любую юрту и перекусить. Эту традицию выполняют до сих пор, но ценности на всякий случай прячут в сундуки, которые закрываются на замки.
Во многих местах, даже в национальном парке, пасутся чьи-то кони (это еще пока не дикие лошади). Интересно, что в монгольском языке есть фразеологизм, который дословно переводится как "мне нужно посмотреть на лошадей" или "мне нужно проведать лошадей". Эта фраза означает, что вам нужно выйти в туалет. Фраза пошла от кочевых семей, так как все удобства обычно располагаются на улице, но городские монголы продолжают использовать эту фразу в речи..
А вот мы наконец-то въезжаем в ту зону, где обитают дикие лошади Пржевальского. Изначально дикие лошади обитали в Монголии до 1940-х годов XX века, но к 1945 г. они полностью вымерли в дикой природе из-за того, что во время Второй мировой войны ситуация с продовольствием была довольно тяжелая. К тому же зима 1944 г. выдалась аномально холодной, из-за чего в Монголии произошел масштабный падеж скота. Из-за того людям пришлось охотиться на диких лошадей, чтобы добыть пропитание, и популяция диких лошадей Пржевальского полностью вымерла.
Но во многих зоопарках и питомниках мира все еще оставалось много лошадей Пржевальского, но они жили в неволе. В 1992 г. было принято решение начать проект по возвращению лошадей Пржевальского в дикую природу. В Монголии был создан парк Хустай, куда были привезены специально отобранные особи лошадей из европейских зоопарков и питомников.
Популяция постепенно растет, сейчас в парке уже несколько сотен диких лошадей.
А вот и первая лошадь Пржевальского, которая встретилась мне на пути.
На следующем фото лошадей практически не видно, так как они находятся далековато. Вообще, в большинстве случаев за лошадями приходилось наблюдать издалека или через бинокль, так как они дикие и близко не подходят. Да и в целом администрация парка не приветствует, чтобы люди подходили к лошадям слишком близко.
Вот здесь мне удалось подобраться к диким лошадям достаточно близко.
Помимо лошадей в национальном парке обитают еще и олени, которых тоже можно увидеть на склонах.
А вот мы уже покидаем ареал обитания диких лошадей и возвращаемся к привычным стадам овец и коз.
Кстати, из шокирующих блюд Монголии еще следует отметить блюда из мяса сурка. В Монголии водится много сурков, местные жители охотятся на них и употребляют в пищу. Несколько лет назад в Монголии был случай, когда туристы решили попробовать мясо сурка и заразились чумой. Так что будьте осторожны, если поедете в Монголию.
Еще одно интересной находкой в парке являются древние указатели и каменные идолы VI-VII в., которые остались от тюркских племен, которые когда-то населяли эти места.
Вот такие интересные места можно увидеть в Монголии. Все-таки эта страна продолжает сохранять интересные и уникальные традиции.