( Иллюстрация взята из открытого доступа в Интернете)
Муниципальная научно - практическая конференция
«Шаг в науку - 2025» группа «Юниор»
Тема исследовательской работы
«Влияние слов на нашу повседневную жизнь»
Российская Федерация
Автор:
Муниципальное общеобразовательное учреждение:
Средняя общеобразовательная школа 6 «а» класс
Научный руководитель:
Учитель русского языка и литературы,
Муниципальное общеобразовательное учреждение:
2025 г.
Оглавление
Введение........................................................................................................................................ 3
- Теоретическая часть..........................................................................................................3
1.1. Слово как единица положительного и отрицательного влияния на жизнь
человека..............................................................................................................................3
1.2. Научное объяснение влияния слов на человека.....................................................5
1.4. Изменение словарного состава языка......................................................................6
1.5. Некоторые аспекты влияния современных слов
на нашу повседневную жизнь....................................................................................8
- Практическая часть..........................................................................................................9
Заключение...................................................................................................................................11
Список литературы......................................................................................................................13
Приложение .................................................................................................................................14
Введение
В начале было Слово. Потом слова, слова... С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Чтобы изменить нашу жизнь, необходимо изменить слова, которые мы произносим, и я часто задумывалась над вопросом, могут ли слова влиять на нашу жизнь, на наше поведение, здоровье. В этом и заключается актуальность нашей работы.
Новизна работы состоит в том, чтобы собрать и систематизировать информацию о словах, рассмотреть слова, которые появились в речи подростков, взрослых людей сравнительно недавно и провести исследование об их влиянии на наше душевное и физическое состояние.
Цель исследования: изучить возможности слова, его влияние на нашу повседневную жизнь.
Гипотеза: все слова в речи несут либо положительную, либо отрицательную энергетику и тем самым оказывают определённое воздействие на человека и его жизнь, и если человек будет задумываться над каждым своим словом, то тогда он будет здоров и физически, и психически.
Объектом исследованияявляются слова из нашей повседневной речи.
Предмет исследования - особенности воздействия слов на жизнь.
Основные задачи:
· познакомиться с литературой и материалами в Интернете по данной теме;
· рассмотреть слово как единицу положительного и отрицательного влияния на человека;
· провести анкетирование среди учащихся и взрослых людей «Влияние слов на нашу жизнь».
Методы исследования:
· поиск,
· сбор и анализ информации,
· анкетирование,
· наблюдение,
· сравнение,
· обобщение.
Теоретическая часть
Слово как единица положительного и отрицательного влияния на человека
Слово мне представляется «кирпичиком», которым мы строим и созидаем. Оно определяет течение нашей жизни. Как часто мы не задумываемся о том, что мы говорим и произносим. Слово – это не просто знак, набор букв, набор символов. Cлово - это единица речи, которая окружает нас повсюду. С его помощью мы разговариваем, выясняем отношения, сообщаем другим о своих потребностях. Оно звучит из радиоприёмников, с экранов телевизоров и мониторов. И, хотим мы этого или нет, осознаём или не осознаём, оно меняет нашу реальность.
Слово, произнесённое нами, существует в невидимом нашему зрению мире, как реально существуют те предметы, которые мы видим вокруг себя. Слово может созидать и разрушать, утешать и уничтожать, успокаивать и раздражать.
Важно помнить, что те слова, которые мы ежедневно произносим, наполняют нашу жизнь содержанием. За содержание мы ответственны сами. Люди очень любят говорить. Сократ, мудрец своего времени, советовал фильтровать все слова на правду, добро и полезность, чтобы избежать многих проблем. Русская пословица гласит: «Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь». Как точно народ может сказать о важном. Существует много пословиц о слове. «Слово не стрела, а глубже ранит». «Слово – серебро, а молчание – золото». По тому, что мы говорим, люди судят о нашем уме.
Каждое слово имеет свою силу и эмоциональную окраску. Оно вызывает в нашем мозге определённые ассоциации, а те уже провоцируют те или иные телесные реакции. Если в словах слишком много негатива, хочется спрятаться, чтобы «пронесло». И, наоборот, если рассказ вдохновляет, хочется действовать и покорять вершины. Такая вот магическая сила слова.
Есть список слов, которые при частом употреблении настраивают нас на негатив и мешают активно действовать и продуктивно жить. Это слова - табу. К ним можно отнести слова и словосочетания:
· катастрофа;
· ужас;
· кошмар;
· сидит в печёнках;
· тошнит;
· глаза бы мои не видели
и другие, которые вызывают негативные эмоции.
В повседневной жизни просто «для связки» предложений таких слов лучше избегать.
Есть и другой класс - так называемые слова - талисманы. Некоторые слова вызывают у нас тёплые, приятные ассоциации и побуждают расправлять крылья и становиться лучше.
К таким словам можно отнести:
· любовь;
· комфорт;
· восторг;
· восхищение;
· свет;
· успех;
· великолепно;
· замечательно.
Список можно продолжать, исходя из личных предпочтений.
В современном мире, где информация играет ключевую роль, слова имеют огромное влияние, способную менять не только наше восприятие реальности, но и саму реальность. Нейробиологи и психологи доказали: произнесённые слова вызывают реальные физиологические изменения в организме человека – от выброса гормонов до изменения сердечного ритма.
Научное объяснение влияния слов на человека
Исследования показывают, что мозг реагирует на речь на самом глубинном уровне. Когда мы воспринимаем слова, активируются те же участки мозга, которые отвечают за наши физические ощущения и эмоции. Нейробиологи обнаружили, что негативные слова повышают активность миндалевидного тела – участка мозга, отвечающего за страх и стресс. Напротив, позитивные слова стимулируют кору мозга, способствуя выработке гормонов счастья.
Психологи утверждают: изменив свой словарный набор, можно существенно повлиять на качество жизни и уровень личной эффективности.
Фразы, которые мы произносим, влияют не только на наше поведение, но и на здоровье. Они могут улучшить наше самочувствие, а могут нас убивать. Особое значение всегда придавали силе женского слова. Это оно может убить, а может и воскресить.
Учёные вели наблюдения за теми, кто произносит слова и фразы - разрушители. Слова воздействуют на наше тело через иммунную систему, ослабляя здоровье, либо укрепляя его.
«Надоело всё до смерти», «это отравляет мне жизнь» – такими жёсткими фразами программируется рак.
«Не перевариваю (работу, фильм, тёщу)», «сидит у меня в кишках» – те, кто это произносит, провоцируют себя на болезни пищеварения.
«Сердце разрывается», «удар в сердце» – эти фразы кодируют на инфаркт миокарда.
Фразы, которые мы адресуем окружающим нас людям, также закладывают некие программы. Если фразы негативны, программы будут им под стать.
Например, мама без конца твердит девочке: «Не сутулься – вырастет горб, никто замуж не возьмёт». Многократное повторение этого спровоцирует у девочки в будущем и проблемы в личной жизни, и проблемы с осанкой. А вот если заменить эту фразу на «Спина прямая, выше голову – какая ты красавица!» – будет польза. Народная мудрость права: доброе слово лечит, а злое калечит. Надо говорить друг другу хорошие слова. Залог здоровья – меньше негативных слов.
Есть фразы, препятствующие изобилию: «Ничего себе», «ой, я не могу», «не с нашим счастьем», «никогда, вот так всегда», «как наше ничего», «не жили богато, нечего и начинать» и т. д.
Слова - мусор: «Блин», «трындец», «прикол» и т.д.
Слова зароки: «Чтоб я еще когда-нибудь…». «Я бы никогда». «Я всегда…». «Ты так всегда...». «Ты вечно…» и т.д.
Не зря в народе говорят: "Никогда не говори никогда". Зарекаясь, мы ставим сами себе жёсткое ограничение и вынуждаем жизнь преподносить нам урок.
Поэтому лучше исключить из своей речи все негативно окрашенные слова, и необходимо тщательным образом подходить к выбору слов, описывающих наш жизненный опыт.
Изменение словарного состава языка.
По мнению научного сотрудника Института русского языка имени Виноградова РАН Владимира Пахомова, сейчас мы можем говорить об изменении словарного состава языка. Сейчас эти процессы ускорились под влиянием информационных технологий, и очень много слов приходит, уходит, не задерживаются. Некоторые слова, которые люди обсуждали пять - десять лет назад, перестали быть актуальными, особенно это касается шуточных выражений. Эти процессы ускорились, и слова живут иногда очень недолго, мемы живут вообще очень недолго", "живут" несколько месяцев, недель, а иногда - дней.
Сегодня молодёжный язык меняется с такой скоростью, что родители, которые только что выучили пару классных выражений из обихода зумеров - молодые взрослые и подростки, выросшие в эпоху развития цифровых технологий, иногда с трудом понимают, что подросток рассказывает им за ужином.
Максим Кронгауз - лингвист и профессор НИУ ВШЭ и РГГУ составил словарь самых актуальных слов, которые встречаются в речи подростков поколения альфа - это люди, рождённые в период с 2010 по 2025 год.
Представлю вам некоторые слова, которые характеризуют явления и настроения:
Вайб - общее настроение, впечатление, атмосфера. Выражая свое позитивное или негативное отношение к чему-либо, подростки могут говорить «плюс вайб» или «минус вайб». В Интернете тинейджеры могут использовать «плюс» или «минус реп» (от англ. reputation — репутация). Так они говорят об уважительном отношении к чему-то, благодарности или порицании, неодобрении.
База - истина, правда, нечто верное и фундаментальное. В Интернете фраза «база» может использоваться в качестве выражения одобрения мнения или понимания, иногда в ироничном контексте.
Кринж или кринге (от англ. Cringe - испытывать неловкость, съеживаться) - нечто странное, вызывающее чувство недоумения, неловкости, стыда. Также кринжовый - заставляющий испытывать себя неловко, и кринжовать - стыдиться чего-либо, сделанного другим человеком, или кого-либо.
Имба (от англ. Imbalance - дисбаланс) - описание чего-либо крутого, классного, превосходящего все остальное. Также имбовый - крутой, нестандартный, имеющий преимущества.
Канон или каноничный - описание чего-либо верного, соответствующего оригиналу, не подлежащего сомнению. Чаще всего используется для разделения произведений, проектов, персонажей и их переработок. Например, книги о Гарри Поттере - канон, а вот рассказы фанатов по ним - уже нет.
Максим Кронгауз считает, что в молодёжном сленге сегодня происходит очень быстрое отталкивание не только от языка взрослых, но и от языка предыдущего поколения. Иначе ставятся скобочки, смайлики. Смех иначе обозначается - знаменитый «аха-аха-аха» сегодня уже не в моде. И более того, современные тинейджеры смеются, издеваются, над приёмами предыдущих поколений. Появилось выражение «насыпать скобок». Можно сказать, имеют место стёб - это насмешка, и высмеивание.
Слова, которые характеризуют людей:
Норми или нормис (от англ. normie — нормальный человек) - человек, который разделяет общепринятые вкусы, интересы и взгляды, не выделяется из толпы. Часто используется с иронией.
Сигма - харизматичный, успешный, уверенный в себе, самодостаточный человек, не нуждающийся в одобрении окружающих.
«Сейчас появилось несколько слов, обозначающих человеческие типы, — это интересная тенденция. Целый набор слов — «тюбик», «масик», «чечик», «штрих». Сразу много слов для обозначения прежде всего мужских типов, хотя есть и женские, как, например, «альтушка».
Альтушка (от англ. alternative — альтернативный, иной) - представительница молодежной альт-субкультуры. Девушки, которые стремятся выглядеть подчеркнуто ярко и «не так, как все», показывая это своим макияжем, стилем, экспрессивным поведением.
Делулу (от англ. delusional — заблуждение, иллюзия, наваждение) - человек, который живёт фантазиями.
Масик - заботливый, спокойный, уважительный парень или возлюбленный.
Тюбик - ненадежный, инфантильный, малоприятный и эмоционально нестабильный парень.
Комфортик - человек, который создает вокруг добрую, теплую, дружелюбную атмосферу.
Скуф - неопрятный мужчина средних лет, зачастую с пивным животом и отсутствием какого-либо стиля, который придерживается консервативных взглядов.
Слова, пришедшие из видеоигр в речь:
Тильт (от англ. tilt — наклонять, давать крен) - состояние бессилия, нервозности, сильного стресса и грусти, которое приводит к ухудшению концентрации и ошибкам. Также тильтовать или тильтануть — разозлиться, взбеситься или бросить играть, расстроившись и проигрывая.
Ульта или ультануть (сокращение от англ. ultimate skills — предельные навыки) - показать максимум своих возможностей; неожиданно совершить поступок, который удивил, возмутил, напугал или обрадовал окружающих.
Эти изменения в лексике были запущены социальным сломом (перестройкой) и технологическим сломом (появлением Интернета), к которым добавилась глобализация, поэтому нельзя отрывать изменения, которые происходили в XXI веке, от изменений 90-х годов XX века. Они длятся уже больше 30 лет, наверное, будут продолжаться.
Некоторые аспекты влияния современных слов на нашу повседневную жизнь
- Появление новых слов.
- Язык постоянно развивается, адаптируется к новым реалиям. Новые слова отражают изменения в обществе, культуре, технологиях. Например, слова «стрим», «влог» или «блогер» не существовали ещё пару десятков лет назад, но сейчас отражают реалии цифровой эпохи.
- Влияние сленга. Молодёжный сленг выполняет различные функции: отделяет «своих» от «чужих», противопоставляет себя старшему поколению и официальным институтам общества, помогает самовыражаться в юморе и творчестве. Однако излишнее увлечение сленгом может привести к упрощению личностных качеств человека и трудностям в общении.
- Влияние неологизмов. Неологизмы делают речь и тексты современнее. Они используются для придания определённого смысла речи или тексту, обозначения несуществующих ранее явлений, понятий. Однако неологизмы нужно употреблять в меру, иначе можно добиться обратного эффекта.
Таким образом, современные слова могут как обогащать язык, делая его более динамичным, так и усложнять взаимопонимание между людьми из-за неправильного использования неологизмов или чрезмерного употребления сленга.
В русском языке всё чаще используются усечённые словосочетания. Усечение отсекает «лишние» части слова, оставляя только самое важное и понятное. Это могут быть разные части слова: конец (препод вместо преподаватель, сига вместо сигарета,
разраб вместо разработчик), начало (борд от скейтборд), середина (инет от интернет) или даже обе стороны сразу (жига от зажигалка).
Русский язык активно стремится к языковой экономии, поэтому аббревиация процветает в устной речи и особенно в сетевом общении. Растёт число аббревиатур, которые произносятся побуквенно: эмче (МЧ, молодой человек), дэрэ (ДР, день рождения), элэс (ЛС, личные сообщения), элпэ (ЛП, лучшая подруга). Появилось много заимствованных сокращений: имхо (in my humble opinion), ОМГ (Oh my God!). Есть и аналогичные русские: кмк (как мне кажется). Сейчас люди экономят не только на словах, но и на знаках, и поэтому сокращают гласные.
По мнению Максима Кронгауза, «наш язык устроен таким образом, что он очень хорошо перерабатывает чужие слова и присваивает их. Это, например, произошло со словом «лайк»: в русском языке появились глаголы «лайкнуть», «облайкать», «лайкануть». Когда идёт поток новых слов, многим это не нравится. Люди постарше имеют право возмущаться, а люди помоложе — употреблять эти слова.
Признаком образованности человека является навык красноречия и умение владеть образным языком. Нужно помнить, слова, подкреплённые сильной эмоцией, запускают процесс материализации. Нужно использовать аффирмации - это короткие позитивные фразы, которые человек может регулярно повторять вслух или про себя. Мы создаём желаемые эмоции и действия, осознанно выбирая мысли и слова.
Практическая часть
Анкетирование учителей
Главная задача – узнать, какие новые слова появились в языке в последние 10-15 лет назад. В опросе приняли 10 учителей разного возраста. Мы предложили им ответить на вопросы анкеты «Слова в нашей жизни». (приложение 1).
Результаты опроса показали, что учителя знают, какие новые слова появились в течение нескольких лет в русском языке. Самыми распространёнными словами оказались:
лайк, треш, фейк, скуф, пикми, хайп, блогер, кринж, чат, Интернет.
На второй вопрос ответили: каково ваше отношение к молодёжному сленгу?
Отрицательно - 5 чел.
Положительно - 2 чел.
Нейтрально - 3 чел.
Вывод: большинство учителей относится к сленгу отрицательно.
На третий вопрос ответили: какие слова могут положительно влиять на нашу жизнь?
Любовь – 7 чел.
Семья – 6 чел.
Доброта – 10 чел.
Бог – 5 чел.
Дружба – 7 чел.
Спасибо – 3 чел.
Спасибо – 3 чел.
На четвёртый вопрос: какие слова могут отрицательно влиять на нашу жизнь?
Война – 5 чел.
Гнев – 4 чел.
Зло – 5 чел.
Смерть – 4 чел.
Тупость – 4 чел.
Лень - 5 чел.
Агрессия – 9 чел.
Жестокость – 6 чел.
Стресс – 7 чел.
На пятый вопрос: понятен ли диалог учащихся?
- Сап – 4 чел.
- Чд – 5 чел.
- Ку – 4 чел.
- Хаваю контент лабубу – 3 чел.
- Имхо они кринж – 3 чел.
- Криповые – 4 чел.
- Хз – 5 чел. Отец люто хайпанул на них – 6 чел.
- ну согл – 6 чел.
- Ку – 4 чел. Го колобродить? – 6 чел.
- Мимо, олды арестовали – 6 чел.
- ? - 2 чел.
- Матеша 2 за кр. – 10 чел.
- Ну треш – 8 чел. И чё? – 10 чел. Тэйк л? – 4 чел.
- Ну типа – 9 чел.
- Ливнуть катит? – 7 чел.
- Не, они агрились жёстко – 8 чел.
- Облом седня – 9 чел.
- Ага – 10 чел.
Учителя постарались ответить на все вопросы.
Анкетирование учащихся 6 – 8 классов.
Самыми распространёнными словами оказались:
Лабубу, агро, вакуку, имба, буллинг, лайк, треш, фейк, скуф, пикми, хайп, блогер, кринж.
На второй вопрос ответили: каково ваше отношение к молодёжному сленгу?
Все ответили: положительно.
На третий вопрос: какие слова могут положительно влиять на нашу жизнь?
Доброе утро, молодец, привет, спасибо, сладких снов, любимка, красавчик, пожалуйста, ты умница.
На четвёртый вопрос: какие слова могут отрицательно влиять на нашу жизнь?
Ты страшная, тупой, дура, дурак, дебил, мразь, ненавижу, ужасная, уродка, фу.
На пятый вопрос: понятен ли диалог учащихся?
Да, понятен. Все знают, кроме 2 учеников из 20 учеников из 6 «а» класса.
В 8 «б» классе только выполнили 5 задание: понятен ли диалог учащихся?
Выполнили 18 человек, не все учащиеся, 5 человек не смогли объяснить значение слов.
Заключение
В ходе исследования мы узнали много нового о словах, о том, что взрослые и ребята знают новые слова, которые появились в русском языке несколько десятилетий назад, признают, что все слова влияют на окружающий мир и на самого человека. От добрых и приятных слов повышается настроение, хочется делиться радостью с другими, ощущается душевный подъём, хочется действовать. От дурных, гневных слов многим становится тяжело, грустно, падает настроение, пропадает желание делать что-либо, общаться с кем-нибудь. Нужно использовать слова, которые способствуют созиданию.
Различия между языками поколений могут быть источником не только неприятия и раздражения, но и искреннего интереса и взаимного любопытства. Молодой человек может заметить в речи старшего необычное выражение, попросить растолковать его смысл и получить через это некоторое представление о прошлой эпохе. Кроме того, молодые осознаю́т, в каких ситуациях старшим нужны пояснения и «перевод». Точно так же люди старшего возраста могут заинтересоваться «модными» словами и через знакомство с этой лексикой лучше понять, что сейчас актуально для их детей и внуков.
Таким образом, можно считать, что гипотеза доказана, и мы пришли к следующим заключениям: если будем ежедневно применять вежливые слова, слова радости и надежды, а в ответ слышать только добрые, тогда станем успешны.
Каждое поколение имеет свои сильные стороны, нужно перенимать полезный опыт и знания, прислушиваться к их мнениям,уважать опыт и знания представителей старшего поколения, их ценности и убеждения. Ведь каждый человек желает быть здоровым, счастливым, ответственным за свои слова, поступки, интересы.
Практическая значимость исследования. Материал может быть использован на факультативных занятиях по русскому языку, классных часах и внеклассных мероприятиях.
Список литературы
1. Академик. Словари и энциклопедии. Источник: https://psychology.academic.ru
2. Андросова Юлия. Вирус сквернословия. Журнал «Школьный психолог» № 20/2008 Источник: https://psy.1sept.ru/view_article.php?id=200802004
3. Вестник Психологии. Статья «Губительные слова, которые программируют на несчастье». Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5aceec39bcf1bc364328c801/gubitelnye-slova-kotorye-programmiruiut-na-neschaste-5bc888582bc20600aa5db85a.
4. Жизнь с радостью. Статья «Сила влияния слов на человека». Источник: https://radostysnami.ru/ekonomiv/sila-vliyaniya-slov-na-cheloveka/
5. Исследования учёных Статья «ШАГ НАВСТРЕЧУ». Источник: https://chagnavstretchy.mirtesen.ru/blog/43343285164/Issledovaniya-uchyonyih?nr=1&utm_referrer=mirtesen.ru
6. Источник: https://gramota.ru› Язык поколений: в чем разница между лексиконами зумеров, миллениалов, бумеров и иксеров.
Приложение 1
Анкетирование:
1. Перечислите 5-7 слов, которые появились в языке в последние 10-15 лет назад?
2. Каково ваше отношение к молодёжному сленгу?
o Отрицательное
o Положительное
o Нейтральное
3. Перечислите слова, которые могут положительно влиять на нашу жизнь.
4. Перечислите слова, которые могут отрицательно влиять на нашу жизнь.
5. Понятен ли диалог учащихся? 6. Объясните значение слов в диалоге.
- Сап, чд?
- Ку.
- Хаваю контент лабубу.
- Имхо они кринж.
- Криповые.
- Хз. Отец люто хайпанул на них.
- ну согл.
- Ку. Го колобродить?
- Мимо, олды арестовали.
- ?
- Матеша 2 за кр.
- Ну треш. И чё? Тэйк л?
- Ну типа.
- Ливнуть катит?
- Не, они агрились жёстко.
- Облом седня.
- Ага.
Приложение 2
5. Понятен ли диалог учащихся? 6. Объясните значение слов в диалоге.
Слова из диалога
Объяснение слов
- Сап
- Привет
-чд?
- Что делаешь?
- Ку.
- Привет
- Хаваю контент лабубу.
- Смотрю видео о лабубу
- Имхо они кринж.
- Страшные
- Криповые
- Не знаю. Отец сильно стал популярным
- ну согл.
- Согласен
- Ку. Го колобродить?
- Привет. Пойдём гулять?
- Мимо, олды арестовали.
- Нет, я на домашнем аресте
- ?
- ?
- Матеша 2 за кр.
- По математике 2 за контрольную работу
- Ну треш. И чё? Тэйк л?
- Ужас. И что? Никак?
- Ну типа.
- Да.
- Ливнуть катит?
- Может сбежать получится?
- Не, они агрились жёстко.
- Нет, они злятся сильно.
- Облом седня.
- Не получится сегодня.
- Ага.
- Да.