Найти в Дзене

Цифровизация и поэзия: новые вызовы и подходы к поэтическому творчеству

В Северо-Осетинском государственном университете имени К. Л. Хетагурова собрались ведущие филологи и лингвисты из России и стран ближнего зарубежья, чтобы обсудить актуальные вопросы языкознания в условиях активного внедрения цифровых технологий, в частности искусственного интеллекта. Ученые представили свои исследования на II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Вопросы филологии и лингводидактики в эпоху цифровизации», организованной факультетом международных отношений СОГУ. Это доклад Джанетты Древой, д.ф.н., профессора, заведующей кафедрой иностранных языков для неязыковых специальностей СОГУ. В докладе исследуется влияние цифровизации на поэзию и инновационные методы лингвистического анализа поэтического текста. Автор рассматривает новые формы цифровой поэзии (интерактивная, фрактальная, использующая цифровой сланг) и доказывает, что технологии не вытесняют, а трансформируют поэтическое творчество. Вторая часть работы посвящена антропоцентрическо
Оглавление

В Северо-Осетинском государственном университете имени К. Л. Хетагурова собрались ведущие филологи и лингвисты из России и стран ближнего зарубежья, чтобы обсудить актуальные вопросы языкознания в условиях активного внедрения цифровых технологий, в частности искусственного интеллекта.

Ученые представили свои исследования на II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Вопросы филологии и лингводидактики в эпоху цифровизации», организованной факультетом международных отношений СОГУ.

Это доклад Джанетты Древой, д.ф.н., профессора, заведующей кафедрой иностранных языков для неязыковых специальностей СОГУ. В докладе исследуется влияние цифровизации на поэзию и инновационные методы лингвистического анализа поэтического текста. Автор рассматривает новые формы цифровой поэзии (интерактивная, фрактальная, использующая цифровой сланг) и доказывает, что технологии не вытесняют, а трансформируют поэтическое творчество. Вторая часть работы посвящена антропоцентрическому подходу в лингвистике, а именно изучению поэтического языка через призму психотипа автора (экстраверсия/интроверсия). На примере синтаксических особенностей поэзии Ингеборг Бахман (использование парцелляции) демонстрируется, как языковые средства могут отражать психологические черты поэта.

Цифровизация и поэзия: новые вызовы и подходы к поэтическому творчеству и исследованию языка поэзии

Сущность речи должна быть понята
из сущности поэзии.
Мартин Хайдеггер

ЦИФРОВИЗАЦИЯ И ПОЭЗИЯ. На первый взгляд, добавим, взгляд филолога, может показаться, что перед нами - оксюморон, представляющий собой парадоксальное сочетание противоречащих друг другу понятий. Какие точки соприкосновения могут быть между современными цифровыми технологиями и поэзией? Оказывается, такие точки есть.

Современный человек, живущий в эпоху исключительной временной «уплотненности», в условиях ускоренного времени, настроен на непринужденное восприятие окружающей действительности, в том числе искусства. Поэтому, возможно, он не замечает, что в эпоху цифровых технологий и стремительно развивающегося интернета искусство радикально меняется. Все больше художников, писателей, поэтов обращается к новым формам самовыражения, которые существуют только в цифровой среде. Одной из таких форм является цифровая поэзия.

Что такое цифровая поэзия?

Попробуем разобраться, какой она бывает и как она согласуется с классическим пониманием поэзии.

Как в российской, так и в зарубежной научной литературе этому вопросу пока уделяется относительно мало внимания. Однако те редкие исследования, которые уже есть, свидетельствуют о том, что поэтический контент активно интегрируется с мультимедийным форматом; поэзия осваивает новые площадки и методы своего продвижения. Вопреки пессимистичным прогнозам, в эпоху гаджетов и растущего доминирования цифровых технологий поэзия не уходит в прошлое, а, напротив, обретает новый смысл и значение как в системе видов творчества, так и в контексте духовных потребностей человека.

Цифровой формат, являясь связующим элементом между традиционной поэзией и смежными видами искусства (живописью, видео и фотографией, музыкой) и блогосферой, даёт второе дыхание литературному направлению, весьма консервативному и старомодному в глазах одних, и «подлинному искусству» — в глазах других. Наблюдается сближение поэтического творчества с темами и идеями, волнующими новые поколения, привлечение в поэзию молодёжи, популяризация поэзии среди молодого населения. Появляются новые методы монетизации поэзии, что позитивно сказывается на привлекательности поэтической карьеры.

К видам ЦИФРОВОЙ ПОЭЗИИ относятся, например,:

1. Интерактивная поэзия.

Примером такой поэзии может служить так называемая визуальная поэзия – вид творчества, объединяющий словесное и визуальное искусство, когда стихотворные строки образуют фигуры или даже целые картины. На просторах интернета существует сервис «Облако слов», при помощи которого можно оформить свое стихотворение в виде сердечка или любой другой фигуры.

В немецкоязычной поэзии для обозначения "визуальной" поэзии существует особый термин «конкретная» (или "комментирующая") поэзия. Конкретная поэзия получила распространение в Германии в 20 в. как авангардистское направление, однако такая поэзия была известна еще в древности (фигурные стихотворения Симиаса Родосского). Образцы интеграции текста и графических изображений были созданы авторами рукописных книг средних веков и Нового времени. Однако сам термин «конкретная поэзия» появился в начале 50-х годов прошлого века одновременно в 3-х странах: в Швейцарии Ойген Гомрингер, в Швеции (Ойвид Фальстрем) и Бразилии (Аугусто и Аролдо де Кампос). В Германии фигурные стихи писали многие поэты.

Так, например, Х.М. Энценсбергер, один из наиболее известных немецких поэтов современности, довольно часто прибегал к подобным оптическим формальным экспериментам. Весьма показательным с точки зрения графического изображения является, например, его стихотворение «Китайские акробаты» (“Chinesische Akrobaten”) (1991), в котором использован принцип «центральной оси», или «серединного стержня» (“Mittelachsenstil”), известный в немецкой литературе со времен поэтической революции Арно Хольца:

Die hohen Körper
atmen
eine Minute lang
während sich schneller und schneller
und höher und höher
immer mehr
leere Teller drehn
geisterhaft
leicht
am Himmel
(Zm., S. 31).
Высокие фигуры
дышат
минуту
пока всё быстрее и быстрее
и всё выше и выше
всё дольше
пустые тарелки крутятся
призрачно
легко
в небе
-2

Вертикальное измерение приведенного стихотворного текста акцентируется предельной симметричностью текстовых структур, что ведет к созданию вполне узнаваемого «пространственного образа» стихотворения (фигуры балансирующего акробата).

К разновидностям цифровой поэзии относятся также так называемые нейростихи. Хорошо известен, например, генератор стихов от сайта «Неогранка», или, например, ChatGPT и его аналоги. К счастью, даже апологеты цифровой поэзии считают, что нейросетям не под силу создавать связные поэтические тексты, однако признают, что в отдельных случаях им удается сгенерировать достаточно интересные поэтические выражения. Но даже в рамках самых положительных оценок таких экспериментов указывается, что нейросети не могут конкурировать с человеком.

Пожалуй, самые интересные виды цифровой поэзии в эпоху цифровизации это, во-первых, так называемая фрактальная поэзия – произведения, написанные на языке программирования. В результате они не только содержат стихотворный текст, но и работают как исполняемый код, который создает визуальные или звуковые эффекты (подобные стихи создают Программисты. Уже есть даже такой сборник стихов Poems), а во-вторых, - поэзия с использованием цифрового сленга.

На слайде вы видите одно из таких стихотворений молодой поэтессы Виктории Ерух «Я застряла в текстурах»:

Если в сердце тревогу однажды мы впустим,
Будет сложно потом устранить этот баг.
Я застряла в текстурах сомнений и грусти,
Ведь с админом не тем подписала контракт.
Я блуждаю в онлайне, как зомби из склепа,
Оболочка в порядке, пуста лишь душа.
Замечаю, что стала немного свирепой,
От того, что порой мои планы крушат.
Все пройдет, и найдется великий волшебник,
Или глюки исправит мудрейший админ.
Эликсир я достану из сумки волшебный,
И душевный покой обрету вместе с ним.

Итак, цифровая поэзия – это синтез поэзии и интернет-технологий, который позволяет поэту использовать интерактивность, мультимедийность и гипертекстуальность для создания новых форм и впечатлений, продвижения стихотворных произведений и знакомства с ними читателя. Это форма, скажу с осторожностью, искусства, которая свидетельствует об определенных процессах трансформации поэзии в эпоху цифровой эры.

После этого краткого экскурса в цифровую поэзию перейду к основной части своего выступления, посвященной, собственно, инновациям в области лингвистических исследований языка поэзии.

Следует отметить, что произошедший в конце ХХ – начале ХХ1 вв. парадигмальный поворот в науке о языке существенно расширил горизонты научного поиска в лингвистике и переключил внимание ученых с вопросов формальной организации языка как самостоятельной системы знаков на прагмалингвистический аспект. Этот аспект, предполагающий исследование языка сквозь призму его употребления в реальных ситуациях общения, подготовил почву и для инновационных подходов к изучению ПЯ.

Не подлежит сомнению, что поэтический текст как эстетически организованная система связан с речевой деятельностью. Приравнивая создание и восприятие подобных текстов к творческим актам, Адам Евг. Супрун, советский и белорусский лингвист-славист (1928-1999 гг.), отмечал, что «поэтическую речевую деятельность можно рассматривать как квинтэссенцию речевой деятельности, как высшее ее проявление, как одно из высших воплощений человеческого гения».

Характерной особенностью поэзии является ее способность «выжимать все соки» (М. Бахтин) из общеупотребительного языка, сохраняя таким образом первоначальный смысл семантически «истощенных» слов и наделяя их в рамках поэтического контекста новыми смыслами.

Одним из актуальных и приоритетных направлений лингвистических изысканий в области языка поэзии является в настоящее время подход к изучению поэтического текста с учетом психологической организации автора как языковой личности, то есть сквозь призму дихотомии «экстраверсия / интроверсия», что отсылает нас к триаде «личность – язык – текст, находящейся в фокусе внимания антропоцентрической лингвистики. Данный подход предполагает комплексное рассмотрение и описание составляющих этой триады с привлечением теории психотипов личности К.Г. Юнга.

Основоположник аналитической психологии К.Г. Юнг, швейцарский философ и психиатр, разработал типологию личности, ориентированную на соотношение психологической организации индивида и особенностей его поведения, мышления и взаимодействия с окружающим миром, использовав в качестве исходного критерия двухчленную оппозицию «экстраверсия / интроверсия» [Юнг 1995]. Так, по К. Юнгу, показателем экстравертированности, связанной с обращенностью языковой личности к внешнему миру и выражающейся в ее потребности получить одобрение своим действиям и поступкам со стороны окружающих, является направленность «вовне», то есть «своеобразная установка по отношению к объекту (внешнему миру)».

На языковом уровне подобная обращенность «к внешнему миру» манифестируется в желании максимально исчерпывающе излагать мысли и описывать наблюдаемые факты. С точки зрения К. Юнга, «экстраверсия есть, до известной степени, переложение интереса вовне, от субъекта к объекту».

Таким образом, в настоящее время, в контексте антропоцентрической парадигмы в языкознании, направленной в целом на решение проблемы манифестации «мира человека в языке» (Н.Д. Арутюнова), изучение языка поэзии осуществляется сквозь призму авторской языковой личности и дополняется, что особенно важно подчеркнуть, результатами междисциплинарных исследований, проводимых в смежных с лингвистикой областях знаний, в частности, в психолингвистике. Подобный ракурс позволяет рассматривать языковую личность в совокупности с особенностями ее психологической организации, влияющими на формирование идиостиля и способы его реализации в текстовом пространстве, в данном случае – в поэтическом тексте. Тем самым, лингвистические изыскания в области языка поэзии предполагают, в частности, например, – изучение влияния особенностей «поэтического мышления» художника слова на выбор средств построения поэтического текста.

Для иллюстрации данного инновационного подхода, то есть подхода к исследованию ПЯ с учетом психотипа автора как языковой личности, обратимся к примерам из поэтических произведений выдающейся представительницы современной немецкоязычной литературы Ингеборг Бахман (1926 - 1973 гг.). В качестве языкового средства, маркирующего вербальное поведение поэтессы, рассмотрим парцелляцию, или парцеллированные конструкции, как одно из синтаксических средств построения стихотворного текста.

Ингеборг Бахман
Ингеборг Бахман

Поскольку парцелляция является приемом, сущность которого сводится к расширению базовой части расчлененного языкового высказывания посредством добавления к нему «парцеллятов» (присоединительных конструкций), представляется целесообразным трактовать ее в качестве единицы, увеличивающей объем выражаемой адресантом информации и характеризующей речевую манеру экстраверта. Иными словами, парцеллированные конструкции, рассмотренные с точки зрения их соотнесенности с психологической организацией индивидуума, позволяют отнести их к вербальным показателям экстравертированного речевого поведения.

Следует подчеркнуть, что парцелляции имитируют фрагментарность восприятия современного мира, эффект последовательности, а также неожиданности наступления паузы описываемого в стихотворном произведении действия и, как представляется, отражают импульсивность и экспрессию, связанные со свойственной экстравертам обращенностью к внешнему миру.

Примечательно, что И. Бахман довольно часто прибегает в своих поэтических произведениях к данному приему, используя его как средство выделения частей фразы и придавая высказыванию выразительность и эмоциональность, как, например, в отрывке из стихотворения «Aufblickend» («Поднимая глаза», 1943):

«Mein Weg aber ist ohne Erbarmen.
Sein Fall drückt mich zum Meer.
Groβes, herrliches Meer!»

Парцеллированная конструкция, представляющая собой в данном случае эпифорический повтор существительного das Meer с определениями groβ и herrlich в функции эпитетов в препозиции и восклицательным знаком в конце, выступает в качестве экспликатора свойственной экстравертам импульсивности и эмоциональности.

Любопытным, относительно графического оформления, является также следующий пример использования парцелляции:

«Und wo ich die Scheibe behauch, erscheint,
von einem kindlichen Finger gemalt,
wieder dein Name: Unschuld!
Nach so langer Zeit».

Приведенное четверостишие из стихотворения И. Бахман «Tage in Weiβ» («Дни в белом», 1952) представляет собой с точки зрения синтаксиса сложноподчиненное предложение, усложненное обособленным определением (von einem kindlichen Finger gemalt) и дополненное двумя присоединительными конструкциями (парцеллятами), автономный статус которых маркируется на графическом уровне двоеточием и восклицательным знаком.

Таким образом, с помощью парцеллированной конструкции поэтесса развивает мысль, содержащуюся в основной части предложения, и, привлекая стилистические возможности данного приема, доводит эту мысль до уровня, исключающего всякую двусмысленность и недосказанность. С этой целью поэтесса акцентирует внимание читателя на важной, с ее точки зрения, детали: в данном случае – на долгожданности и справедливости признания собеседника невиновным (Unschuld!). Налицо – характерное для экстраверта стремление автора обозначить свою оценку изображаемого предельно четко и однозначно.

В целом, на основании анализа примеров использования парцеллированных конструкций в художественной парадигме И. Бахман представляется возможным утверждать, что парцелляции, внося прерывистость в интонационный рисунок стиха и создавая впечатление «раздробленности» стихового высказывания, позволяют автору, пусть прерывисто, дискретно, но тем не менее полно и исчерпывающе, выразить свою мысль. Следовательно, использование парцеллированных конструкций в поэтическом синтаксисе И. Бахман в качестве средства наращивания объема стихового высказывания могут быть интерпретированы как свидетельство предрасположенности поэтессы к экстравертному типу психологической организации личности.

Таким образом, новейшие лингвистические изыскания, направленные на изучение языка поэзии и тем самым – на разгадку волшебства и магии поэтического слова, сохраняют верность предшествующей исследовательской традиции и, в то же время, отражают актуальный взгляд на язык как многогранный и многоаспектный феномен, входящий в качестве ключевого, сердцевинного, элемента в исследовательскую триаду «личность – язык – текст» в рамках современной антропоцентрической парадигмы в языкознании.